Приложения 2 страница

Статья 12

Реэвакуация военнопленных

Реэвакуация австрийских военнопленных и гражданских интернированных происходит по морским н сухопутным путям как в данное время уже существующим, так и по тем, которые в будущем могут быть открыты.

Находящиеся вблизи польской границы австрийские военнопленные и гражданские интернированные подлежат передаче польским приемным станциям для военнопленных. Относительно приема таких лиц существуют соглашения между Польским и Австрийским Правительствами.

Статья 13

Настоящее Соглашение, подлинны?ли текстами которого считаются как русский и украинский, так и немецкий тексты, нуждается для вступления в силу в утверждении Договаривающихся Правительств, каковое утверждение доводится до сведения посредством дипломатических нот.

Оно вступает в силу со дня взаямного сообщения о последовавшем утверждении.

В удостоверение чего Уполномоченные обеих Сторон подписали настоящее соглашение и приложили свои печати.

Изготовлено в трех подлинниках.

Вена, 7 декабря 1921 года.

Вронский Левицкий Шобср

Печат. но арх. Oiit/бл. о «Собрании узаконений...» M 3, If! ipvtipdAii 1922,'., стр. 28—42.

Взаимный обмен нотами об утверждении Соглашения правительствами РСФСР, УССР и Австрии произведен в Вене 14 февраля 1922 г.


5. Из годового отчета Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР к IX Съезду Советов за 1920—1921 гг.*

23—28 декабря 1921 з. **

Глава пере а я

ПЕРИОД ПЕРЕГОВОРОВ О МИРНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ

Конец прошлого года был моментом окончательной ликвидации интервенции иа территории Европейской России. Сокрушительный удар Красной Армии, выбившей Врангеля из Крыма, был поворотным пунктом в истории международных отношений Советской Республики. Впечатление, произведенное этой блестящей победой советского оружия, было громадно, и ее эффект в международном положении Советской России был глубоким н длительным. В особенности первое время после разгрома Врангеля было чрезвычайно благоприятным моментом для развития международных отношений России. Если в течение 1920 года были заключены мирные договоры с балтийскими странами и Финляндией и торговое соглашение со Швецией, [то] период, последовавший после поражения Врангеля, был временем значительного расширения наших договорных отношений.

При последней борьбе Врангеля в Крыму н его эвакуации в Константинополь Англия подчеркивала различие между ее образом действий и поведением Франции. Эвакуация Врангеля в ноябре 1920 года производилась французскими судами «Вальдек-Руссо» и «Прованс», причем французская радиопресса жаловалась, что английские суда не участвуют в деле эвакуации. Английскому флоту был дан приказ принять только английских подданных, желающих оставить Крым. В действительности, однако, воздержание Англии от оказания помощи Врангелю не было таким безусловным. 27 октября в Палате общин Кенворти запросил правительство, был ли Врангель и его штаб официально приняты 19 августа на британском военном корабле «Рамилли» и соответствует ли это политике великобританского правительства. Представитель адмиралтейства ответил, что не имеет сведений. Покидая Крым, Врангель увел с собой остатки русского военного и торгового флота и вслед за этим стал открыто распродавать корабли русского торгового флота в портах Средиземного и Адриатического морей. 19 декабря Наркоминодел обратился по этому поводу к правительствам Антанты и Балканских государств с протестом против допущения этих актов международного разбоя н с требованием принять меры к приостановке расхищения имущества русского народа и к обеспечению возврата нам кораблей торгового флота.

* Печатается с сокращениями. ** Даты работы Съезда,


А п г л и я

Фактически почти совершенно прерванные в осенние месяцы переговоры между Россией и Англией о торговом соглашении с конца 1920 г. быстро двинулись вперед. Чтобы подтолкнуть эти переговоры, Наркоминодел 9 ноября обратился с нотой к лорду Керзону, указывая на бесконечные проволочки со стороны Англии в этом вопросе и предлагая дать прямой и скорый ответ на вопрос, готово ли британское правительство немедленно возобновить переговоры о торговом соглашении. Наркоминодел при этом высказал предположение, что за торговым соглашением немедленно последуют или его будут сопровождать переговоры о заключении мира и о восстановлении нормальных сношений на конференции делегатов России и Англии. Как раз в этот самый день на ежегодном банкете лондонского лорд-мэра Ллойд-Джордж говорил о том, что в настоящее время перспективы европейской политики начинают улучшаться, что весь мир безусловно нуждается в мирных отношениях и что надо положить конец недоразумениям в Восточной Европе. Характеризуя большевистское учение как безумное, он, однако, прибавил, что в случае падения большевистской власти в России может наступить надолго полная анархия. Английское правительство поэтому стремится к тому, чтобы при данном положении обеспечить мир в Восточной Европе. Два дня спустя, 11 ноября, английский министр торговли сэр Роберт Хорн в произнесенной в Оксфорде речи говорил о необходимости установления товарообмена между Россией и Англией и открытия России доступа к мировым рынкам в интересах всей Европы. 18 ноября Ллойд-Джордж заявил п Палате общин, что кабинетом ныраСннапы оспоны соглашения с Россией, остается устамошпь некоторые детали и можно ожидать, uro соглашение будет предеишлемо российской делегации па следующей педеле. 29 ноября английское правительство официально вручило т, Красину проект торгового соглашения. 24 декабря и королевской речи по поводу закрытия сессии парламента fibUia мырлжена надежда на скорое заключение соглашения с Россией.

Радиотелеграммой 4 декабря Наркоминодел указал лорду Kep.toiiy на различия между английским проектом и принятыми ранее основами соглашения. При свидании т. Красина 22 декабря с Ллойд-Джорджем, Бонар Лоу и сэром Робертом Хорном обсуждались главные пункты разногласий по вопросу о договоре. Ллойд-Джордж согласился устранить Кавказ из числа тех стран, относительно которых специально упоминалось об обязанности России воздерживаться от враждебной деятельности и пропаганды против интересов Британской империи и против ее строя. Он согласился и на то, чтобы


были перечислены также те страны, в которых Англия должна особенно воздерживаться от враждебных выступлений против Советской России. Английское правительство согласилось также устранить упоминание о распространении этого обязательства на частных лиц. Понимание Англией соглашения, однако, все еще сильно отличалось от ею же ранее принятых принципов, выраженных в обмене нотами 30 июня — 7 июля 1920 года. Для обсуждения создавшегося положения т. Красин был вызван в Москву на совещание.

31 декабря Наркоминодел, подтверждая свою готовность заключить соглашение на принятых ранее основах, указал английскому правительству, что Россия вовсе не обязана принять без возражений любое толкование, которое британскому правительству угодно будет придать условленным ранее тезисам. Лорд Керзон ответил нам полемической нотой 7 января, в которой в крайне тенденциозной форме еще раз изложил всю историю переговоров между Россией и Англией, приводил аргументы в пользу новых требований, заключавшихся в английском проекте соглашения, но изъявлял также готовность принять во внимание всякое географическое определение территорий, относительно которых Советское правительство могло бы требовать признания своих специальных интересов. Он выражал надежду, что т. Красин будет уполномочен по возвращении в Лондон подписать такое соглашение. 9 января Наркоминодел ответил новой нотой, в которой оспаривал утверждения лорда Керзона, указывая при этом, что определение взаимных интересов России и Англии может быть достигнуто лишь путем политических переговоров иа конференции, которая и была предусмотрена июньско-нюль-ским соглашением с подтверждением российскими нотами 9 ноября и 4 декабря.

Прн обсуждении в Москве Советским правительством установлены были те поправки, которые оно считало необходимым внести в английский проект. 4 февраля эти поправки были сообщены Наркоминоделом нотой лорду Керзону. Эти поправки имели целью более точное определение обязательств Англии по отношению к требованиям безопасности Советской Республики; самый договор оставался бы в силе лишь под условием признания судебным порядком неприкосновенности российского золота и других товаров в Англии; должен был быть также исключен внесенный великобританским правительством новый пункт относительно общего признания в будущем всех долгов предыдущих российских правительств.

5 марта т. Красин прибыл в Лондон, и 16 марта Торговое соглашение было подписано в Лондоне т. Красиным и сэром Робертом Хорном. Вместо имевшихся в английском проекте перечислений азиатских стран, в которых Россия специально


обязывалась бы не предпринимать враждебных действий против британских интересов, были упомянуты только Индия и независимое государство Афганистан. Англия брала на себя такое же обязательство относительно стран, составлявших часть Российской империи и ныне ставших независимыми, В случае нарушения судебным решением неприкосновенности российского золотя и товаров в Англии Российское правительство может немедленно прекратить действие договора. Советское правительство принципиально признало обязанность в будущем уплатить возмещение частным лицам, поставившим товары или оказавшим услуги России, вообще же все претензии обеих сторон нли их граждан в отношении обязательств, лежащих па правительстве другой стороны, должны быть разрешены в будущем общем мирном договоре. Одновременно с подписанием соглашения сэр Роберт Хорн передал т. Красину письмо, заключавшее целый ряд обвинений против Советского правительства по вопросу о ведении его агентами в Азии антибританской пропаганды с требованием прекращения в будущем такого рода деятельности. Нарком-инодел поручил т. Красину заявить британскому правительству, что подписание соглашения является поворотным пунктом в отношениях Англии и России и что нет оснований входить в рассмотрение обвинений, относящихся к тому периоду, когда Советское правительство еще не взяло на себя настоящих обязательств перед Англией. 23 марта Ллойд-Джордж в Палате общий на поставленный ему вопрос заявил, что заключенным соглашением Советское правительство признается фактически существующим правительством.

Италия и Франция

Со стороны итальянского правительства мы, начиная с конца 1919 г., неоднократно слышали о готовности вступить с нами в торговые сношения и принять нашу делегацию в Риме. Выполнение этих заявлений, однако, все время тормозилось. Первоначально намеченный в качестве главы представительства и уже утвержденный итальянским правительством т. Боровский вследствие продолжительной болезни должен был быть заменен другим представителем, по итальянское правительство последовательно отклоняло, притом подолгу не отвечая или отвечая уклончиво па запросы, кандидатуры тт. Литвинова и Берзипа. В октябре повсеместно по всей Италии были произведены демонстрации в пользу мнра с Россией, и тогда же министр иностранных дел Сфорца заявил итальянским социалистам о согласии правительства принять русскую торговую делегацию. В действительности, он в это время оставлял наши запросы по этому поводу без Ответа. В конце ноября, когда выяснился разгром Врангеля,


m Рима был отправлен в Ревель дипломатический агент Депретис с поручением сговориться с российскими представителями относительно поездки в Италию русской торговой делегации.

Вследствие отклонения кандидатуры т. Берзина Российское правительство назначило 7 января выздоровевшего т. Воровского; оно приняло требование Сфорца, чтобы с ним поехало только восемь сотрудников и сообщило их имена г. Депретису. Телеграммой 1 февраля Наркоминодел напомнил Сфорца, что это сообщение оставлено им без ответу, и 5 февраля г. Депретис сообщил письмом т. Литвинову в Ревеле о принятии возглавляемой т. Воровским делегации. В Риге делегация задержалась, так как итальянское посольство в Берлине не приняло мер, чтобы добиться для нее виз через Германию, и 27 февраля Наркоминодел снова должен был обратиться с телеграммой к Сфорца. 14 марта т. Боровский прибыл в Рим, причем недружелюбное отношение итальянских властей выразилось сейчас же после его приезда в требовании вскрытия его багажа. Несмотря на его протесты, 20 марта его багаж был вскрыт. В знак протеста т. Боровский на следующий день отклонил назначенное ему министром Сфорца свидание. 21 марта нотой, датированной 20-го, г. Сфорца уведомил т. Воровского, что таможня уведомлена, что к его багажу надо применить обычные дипломатические льготы.

Благоприятный для нас момент отчасти отразился и на отношении Франции к России. В ноте от 25 ноября к английскому правительству по вопросу об условиях возобновления сношений с Советской Россией французское правительство ставило чисто экономические условия, а именно, признание Русским правительством долгов, принимая при этом во внимание необходимость считаться с тяжелым экономическим положением России, предоставить ей льготные условия и участвовать в ее экономическом восстановлении. Ни о каких политических условиях в этой йоте речи не было. В тот же день, 25 ноября, министр иностранных дел Лейг в парламентской комиссии по иностранным делам заявил, что французское правительство разрешает французским промышленникам и торговцам коммерческие сношения с русскими. 17 ноября в официальном заявлении французского министерства иностранных дел было указано, что во Франции нет закона, воспрещающего вступать в торговые и финансовые сношения с Россией, но что правительство не ответственно за сделки, заключаемые французскими коммерсантами и фабрикантами с ней и ее гражданами. 6 декабря, получив от английского правительства с информационной целью текст проекта торгового соглашения с Россией, Лейг заявил, что, хотя французское правительство предоставляет частным лицам право вести торговлю с Россией, но оно само не примет участия в этих


сношениях, так как вопрос о признании Францией Советского правительства может быть поднят лишь по признании последним долгов царского и Временного правительств. В это время Франция была занята ликвидацией своей врангелевской авантюры. 8 декабря «Юманите» разоблачила с документальными доказательствами намерения французского правительства переправить в Польшу врапгелевское военное снаряжение. 10 декабря в парламентской комиссии по иностранным делам Лейг заявил, что французское правительство после поражения Врангеля прекращает оказание поддержки его армии. 14 декабря был опубликован декрет об учреждении при французском министерстве иностранных дел комиссии по ликвидации русских фондов, бывших на счету Врангеля.

Однако на Черном море французские суда фактически продолжали блокаду русских и украинских берегов. 18 декабря Наркоминодел обратился к Лейгу с нотой протеста по поводу совершившегося еще в ноябре нападения французского миноносца иа русский пароход «Зейнаб», который был им обстрелян и подожжен, причем капитан и матросы были увезены в Константинополь. В начале января русский пароход «Принцип», находившийся в грузинской гавани Поти и подлежавший выдаче России, ушел при помощи французского флота в Константинополь. 9 января французские миноносцы без предупреждения и без причины атаковали русское судно «Ельпидифор». 12 января Наркоминодел обратился к французскому правительству с новым протестом по поводу этих продолжающихся актов насилия на Черном море. По сообщению белогвардейской печати, целый ряд русских военных судов, которые Врангель взял с собой в Константинополь, был захвачен французами. 26 февраля «Новое слово» сообщало о захвате французами «Воли», «Георгия Победоносца», «Алмаза», миноносцев «Беспечный», «Сильный», «Яркий», канонерок «Стриж» и «Грозный», транспорта «Кронштадт», ледоколов и трех подводных лодок. Официальное объяснение французского правительства заключалось в том, что оио этим путем желало покрыть часть своих расходов на врангелев-скую армию. В апреле белогвардейская печать сообщала, что Францией было захвачено при эвакуации Крыма русского военного имущества на 3 032 144 ф. ст. по расценке допоенного времени.

Французские социалисты в парламенте и французские рабочие на собраниях продолжали требован, примирения с Россией, 7 января в ответ па запрос т. Кашсиа министр иностранных дел ответил, что: 1) издержки Франции, вызванные событиями и России, исчисляются только миллионами, а не миллиардами; 2) блокада но отношению к России не применяется; 3) частные лица могут вступить в торговые сношения с Россией за свой страх и риск без ответственности со


стороны правительства; 4) французское правительство не намерено признавать Советскую власть, пока последняя не представит гарантий своей готовности согласовать свои действия с нормами международного права и не выполнит обязательств предшествовавших русских правительств по отношению к иностранным правительствам и частным гражданам; 5) правительство Врангеля прекратило свое существование; 6) французское правительство относится враждебно ко всякой агрессивной политике против Советского правительства и будет помогать исключительно государствам, которым пришлось бы защищать свою территорию и свободу против нападения большевистского правительства.

Центральная Европа и Балканы

В тот же период возобновились переговоры о заключении торгового соглашения между Германией и Россией. Германское правительство предпочитало, однако, ждать, пока английское правительство покажет. пример. 12 января общее собрание членов Германо-Русского общества развития торговли с Россией постановило отправить делегацию в Москву для выяснения возможности возобновления торговли с Россией. 19 января независимые социалисты внесли в рейхстаг вопрос о возобновлении дипломатических и торговых сношений с Россией. 22 января, однако, министр иностранных дел Симоне заявил в рейхстаге, что возобновление сношений с Россией невозможно, пока не дано полное удовлетворение за происшедшее в 1918 г. убийство германского посла в Москве графа Мирбаха. Это заявление не распространялось на возобновление фактических сношений и торговли между Германией и Россией.

Предварительное соглашение было заключено в бытность в Москве российского представителя в Берлине Коппа и директора Германского центрального управления по делам военнопленных Шлезингера, но затем переговоры продолжались в Берлине, куда с этой целью был командирован т. Шейнман. 6 мая последним и представителями германского правительства были подписаны Временное соглашение о возобновлении торговых сношений и назначении обоюдных представительств в России и Германии и Дополнительное соглашение о возвращении на роднну военнопленных и гражданских интернированных; одновременно состоялся обмен нотами об урегулировании курьерской службы между Россией и Германией и транзитной российской курьерской службы через Германию.

Соглашение 6 мая не является полным юридическим восстановлением дипломатических сношений между Россией и Германией, прерванных в октябре 1918 г. Круг деятельности


уже существовавших делегаций обоих государств для попечения о военнопленных был расширен таким образом, что им была поручена защита интересов граждан их страны. К делегациям были присоединены торговые представительства для развития экономических сношений между обеими странами. Представительство РСФСР в Германии было признано единственным представительством Российского государства в Германии. Одной из главных целей соглашения было облегчение торговых сношений между Россией и Германией; для этого был принят ряд постановлений о взаимном судоходстве и о правах германских граждан, отправляющихся в Россию по торговым делам. На основании данного соглашения было установлено также необходимое для ведения торговли обеспечение неприкосновенности имущества Российского правительства в Германии. За исключением случаев, вытекающих из сделок на основании данного соглашения, имущество Российского правительства в Германии не подлежит германскому судопроизводству и германскому порядку принудительного приведения в исполнение судебных приговоров.

Соглашение о военнопленных имело целью ускорить доведение до конца нх репатриации и разрешить оставшиеся открытыми спорные вопросы. Для обеспечения юридически обоснованных претензий в отношении прав собственности бывших военнопленных и гражданских интернированных в Москве должна быть учреждена немецко-русская смешанная комиссия, которой передаются претензии граждан обеих сторон. Перечисленные в договоре декреты Совнаркома о реквизициях и конфискациях признаны как руководство при разрешении относящихся сюда вопросов. При отъезде в Германию военных и гражданских пленных в предшествующие годы в Петрограде п в Москве осталось их движимое имущество, составляющее около 1500 мест; это имущество должно быть немедленно отправлено в Германию его собственникам. Возвращающиеся на родину пленные могут брать с собой до 8 пудов имущества на каждого; остальное имущество бывших германских военнопленных передается на хранение Германскому бюро военнопленных в Москве. Расходы германского правительства на интернированные российские военные части должны быть ему возмещены Российским правительством; для этой цели может быть употреблено состоншпес при русских военных частях военное имущеепю при некотором контроле со стороны представителей Русского бюро военнопленных, Ilni;iMii о курьерской службе нес дипломатической почгм был определен и 15 килограммов; тлкой же вес уста-iiJiii.'iniiiu-K'H дли I pjiiiuii nufl дипломатическом почты. Кроме чого |uiJ|H'UKienj>i курьерам иолпь г собой официальный до-нолшпельнин б.чг.чж, могущий состоял, только HJ предметов непосредс'1 пенного потребления представительств, их сотруд-


никои и членов семейств последних. Он ие подлежит осмотру на границе.

Вскоре после перехода некоторых частей Красной Армии на территорию Германии в конце августа 1920 г. и интернирования таковых в специальных лагерях реакционными кругами н правыми политическими партиями была начата сильная агитация против правительства якобы за попустительство, проявляемое в отношении наших интернированных, занимающихся пропагандой коммунизма внутри лагерей и среди населения и представляющих, таким образом, опасность для государства. Правые в своих органах печати и путем воздействия на правительство домогались подчинения лагерей интернированных военным властям и требовали принятия особых мер по охране этих лагерей под предлогом обеспечения общественного спокойствия. Особенный гнев реакционных элементов вызывал образцовый порядок и дисциплина, господствовавшие в лагерях, а также существование лагерных организаций и то внимание, которое уделяло интернированным красноармейцам советское представительство в Германии. Гнев этот значительно усилился после отпразднова-ния третьей годовщины Октябрьской революции в лагерях и последовавшего затем объезда лагерей приехавшим председателем Цеитроэвака т. Эйдуком. Все эти моменты нашли яркое выражение в речи правого депутата во время бурного обсуждения запроса, внесенного немецко-национальной партией в заседании рейхстага 15 декабря 1920 г. по поводу неправильных действий германских властей в отношении интернированных красноармейцев. Присутствовавшим в заседании представителям правительства пришлось дать интерпеллянтам заслуженный отпор, причем в своих речах они указывали на существование соглашения между Советской Россией и Германией.

Агитация правых между тем имела тот успех, что 6 декабря был издан военными властями приказ об усилении охраны лагерей с применением огнестрельного оружия против интернированных в случае неподчинения, повлекший за собой несколько случаев смертельного ранения и убийства наповал за мнимые нарушения этого приказа. Немедленно были [предприняты советским представителем в Берлине соответствующие шаги перед германским правительством против неслыханного беззакония и произвола военных властей. Официальной нотой от 30 декабря т. Копп заявил категорический протест н требовал отмены упомянутого приказа, а равно устранения вновь заведенного порядка, мешающего свободному общению нашего представительства и агентов Бюро военнопленных с интернированными в лагерях. Аналогичные шаги были сделаны Наркоминоделом перед уполномоченным германского правительства в Москве и германскими делега-


тами во время предварительных переговоров о торговом соглашении в феврале 1921 г.

Непрекращавшиеся отдельные случаи стрельбы в лагерях вынудили советского представителя в Берлине 4 апреля возобновить своп прежние требования и поставить германскому правительству срок исполнении таковых не позже 15 апреля. После этого германским правшельавом были сделаны некоторые уступки по ряду второстепенных вопросов и действие приказ фаК)ичрски было приостановлено. Параллельно принимались меры, чтобы по заключении мира с Польшей приступить к возвращению интернированных в Россию. В апреле было достигнуто соглашение с германским правительством по этому вопросу и началось отправление интернированных из лагерей, темп которого значительно усилился после вступления в силу договора от 6 мая.

Сношения с Венгрией ограничивались переговорами об обмене пленных и о взятии заложников для противодействия некоторым актам белого террора в Венгрии. 12 ноября Нар-коминодел послал венгерскому министру иностранных дел напоминание о том, что судьба пленных венгерских офицеров в России зависит от исхода суда над бывшими венгерскими народными комиссарами. 4 января венгерский министр иностранных дел сообщил Российскому правительству радиотелеграммой о назначении доктора Юнгерта уполномоченным для ведения с Советской Россией переговоров об обмене венгерских коммунистов на задержанных в качестве заложников венгерских офицеров в России. Эти переговоры вслед за тем затянулись и продолжались до конца июля.

С Австрией продолжались сношения по делам репатриации военнопленных *. Находящееся под сильнейшим давлением со стороны Антанты австрийское правительство не могло решиться па заключение с Советской Россией даже торгового договора. Переговоры об этом начались лишь после заключения нами соглашения с Англией, н договор с Австрией подписан лишь 8 декабря *.

Вокруг государств Малой Антаиты за весь указанный период продолжалась сложная дипломатическая игра. Путем введения в нее Румынии и даже Польши стремились изменить ее первоначальный характер. В начале ее существования в 1920 г. Малая Антанта скорее укрепляла позицию Чехословакии и Югославии против диктатуры французской дипломатии, которая в то время в довольно сильной степени заигрывала с габсбургской и клерикальной реакцией и с планами восстановления в форме союза государств комбинации, соответствующей прежней габсбургской монархии. Чем больше стала выясняться безнадежность этой политики, тем

* Имеюк'н о вияу Временное и Дополнительное соглашения от 7 декабри 1921 г.; ш, док, № 322 и прил. 4„


больше французская дипломатия усиливала своп связи с Чехословакией и Югославией, которые, с другой стороны, находились в очень тесном контакте с итальянской дипломатией, стремившейся выйтн из-под слишком обременительного влияния французской диктатуры.

В общем, в течение 1921 года замечается постепенное усиление французского влияния в Центральной Европе и, в частности, на Чехословакию. Отношение последней к Советской России стало заметно менее благоприятным с тех пор, как осенью 1920 г. умеренные социалисты вышли из чехословацкого правительства. Оно, однако, продолжало оберегать независимый характер своей русской политики и не давало себя втягивать в интервенционистские союзы против нас. Связь чехословацкого правительства с контрреволюционными элементами, в особенности эсеровскими, была, однако, все время сильна. С этой ориентацией На социалистов-революционеров связана периодически поднимающаяся в чехословацкой печати травля против Советской России. Усиленная травля с сильной антисемитской примесью велась против нее и против российской миссии в период наступления Врангеля. Определенный поворот против этой травли начался в конце октября, когда в официальном органе появилась резкая пространная статья, инспирированная министром иностранных дел, против враждебной иам и нашему представительству погромной агитации. Сочувствующие нам рабочие массы устраивали демонстрации симпатии перед нашим представительством в Праге.

После поражения Врангеля реакционная печать в Чехословакии продолжала ратовать против установления с нами торговых сношений, и чехословацкое правительство именно в это время начало разговоры о необходимости регулярных торговых отношений с нами. Как раз в ноябре еще раз проявилась старая роль Малой Антанты как оплота против французской диктатуры: на Дунайской конференции в Париже Чехословакия и Югославия энергично выступили против французского проекта интернационализации Дуная. Политика румынского министра иностранных дел Таке Ионеску, стремившегося привлечь в Малую Аитанту Польшу, Венгрию, Грецию и Болгарию под румынским руководством, к декабрю 1920 г. окончилась неудачей, что не помешало в 1921 г. возникновению с разных сторон новых попыток расширить Малую Антанту с изменением ее характера.

К концу 1920 г. была уже "почти окончена работа по возвращению домой российских пленных из Чехословакии. Вместе с тем стала постепенно укореняться мысль о необходимости замены обеих делегаций по делам военнопленных в Москве и Праге торговыми делегациями. В январе мы предложили чехословацкому правительству кандидатуру т. Ара-


лова в качестве главы торговой делегации. Сначала его кандидатура была встречена с симпатией, и в феврале т. Аралов уже собирался уезжать в Прагу. При усиливающемся французском влиянии политика чехословацкого правительства в 'JTO время стала принимать еще более двойственный характер, чем раньше. В чехословацкой печати началась травля против кандидатуры т. Аралова как одного из активнейших участников борьбы Советского правительства против чехословацких легионеров в 1918 г. Уже в апреле была выдвинута и принята кандидатура т. Мостовенко как главы нашей торговой делегации в Праге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: