Приложения 4 страница

Нотой 7 декабря т. Шейнман протестует против оскорбитель-пых действий чинов грузинского правительства в отношении


поезда т. Леграна и его персонала, находившегося фактически в состоянии ареста. 10 декабря т, Шейпман новой нотой запрашивает об инциденте с поездом т. Леграна, прося в самом срочном порядке дать необходимые объяснения. 14 декабря грузинское правительство ответной потом сообщает, что поезд т. Леграна аресту якобы не подвергался, а живущие в поезде сотрудники позволяли себе выходить вооруженными па станцию и заниматься пропагандой среди публики, находившейся на вокзале. Это объяснение было самой наглой ложью.

МИД Грузии нотой от 8 декабря передает вздорные слухи, якобы по имеющимся сведениям в районе Трапезунд—Рнза русскими коммунистами ведется усиленная агитация за создание самостоятельной Аджарии и о прибытии в указанный район из России транспортов оружия и крупных сумм денет. МИД просит разъяснения, чем вызваны указанные явления, если они имели место. Ответной йотой от 11 декабря т. Шейпман заверяет грузинское правительство о вымышленности сведений о действиях в районе Трапезунд — Риза и о стремлении РСФСР к поддержанию дружественных отношений с Грузией. Нотой от 10 декабря т. Шейнман протестует против намерения грузинского правительства ввести новый пункт «О российском гражданстве судовладельцев» в соглашение о судах, подлежащих передаче РСФСР.

Между тем после провозглашения советской республики в Армении грузинское правительство начинает препятствовать пропуску туда продовольствия и.нефти, ставя Армению в безвыходное положение.

Ilnroii or 11 декабря т. Шейнман извещает грузинское пра-ши ел пеню о приостановлении иывоза нефти в Грузию ввиду нижеследующих действий грузинского правительства:

1} Оно опягинаег решение ион росл и судах.

2} Не принимаются никакие меры к предоставлению свободного транзита из РСФСР и А[з]ССР в Армению, что лишает РСФСР возможности оказать своевременную помощь грудящимся Армении.

3) Продолжаются гонения и репрессии против грузинских коммунистов.

4) Обнаружилось враждебное отношение к представителям РСФСР, выразившееся в аресте сотрудников миссии, в нанесении им оскорблений и издевательстве над ними.

В ответ на эту ноту грузинское правительство сообщает, hi о:

1. Заключение соглашения о судах задержалось лишь работами отдельной комиссии.

2. Со стороны Грузии не было случаев задержания транцы пых грузов, следующих в Армению.

'Л. Грузинское правительство строго следит за соблюдением обязательства о легализации Коммунистической партии,


и надлежащие меры лишь принимаются прочив элеменюв, преследующих цели борьбы с независимостью Грузии.

4. Факт, имевший место в отношении поезда Леграна и его сотрудников, является вымышленным.

Грузинское правительство посему просит срочно выяснить, является ли заключенное Торгово-транзитное соглашение аннулированным.

По изложенной переписке следует выделить следующие фактические данные, сообщенные 15 декабря т. Шейнманом в Москву т. Чичерину.

1) Агенты грузинского правительства в Батуме чинили всяческие препятствия переходу в ведение РСФСР судов, прибывших в грузинские порты под старым трехцветным флагом, но не препятствовали этим судам поднимать иностранные флаги; советнику по морским делам в Батуме было даже запрещено посещение российских судов. Советский торговый флаг был сорван в Батуме чинами милиции; заключены под стражу отдельные матросы, принадлежащие к командам, выразившим готовность признать Советское правительство. Соглашение о передаче судов было грузинским правительством изменено добавлением пункта, по которому национальность судна определяется гражданством судовладельца. Лишь после приостановки подачи нефтепродуктов грузинское правительство пошло на некоторые уступки. За последнее время аресты сотрудников представительства приняли систематический характер. Со стороны сотрудников ие было допущено никаких действий, носящих характер вооруженных угроз или вызывающий и оскорбительный характер. Что -касается поезда т. Леграна, то аресты сотрудников и поезда действительно имели место, о чем имеются документальные данные. Разрешение на транзитный проезд в Армению было дано для одного поезда и лишь после приостановления отпуска нефтепродуктов. Меры, принимаемые против грузинских коммунистов, являлись нарушением элементарнейших человеческих прав. Арестованные коммунисты подвергались избиениям и пыткам гнуснейшего характера.

Наконец, 16 декабря было заключено соглашение между РСФСР и Грузией о передаче принадлежащих России морских судов, прибывших в порты Грузии с 15 ноября. Выполнение этого соглашения было, однако, еще задержано; возобновилась блокада Армении; преследования против коммунистов приняли вдруг массовый характер, и чрезвычайно усилились репрессии против сотрудников нашей миссии. Нефтяные маршруты для Грузии были поэтому задержаны в Азербайджане.

В ноте от 27 декабря грузинское правительство заявляет, что, несмотря на неоднократные обещания о пропуске нефтяных маршрутов, в Грузию не доставлено ни одной ци-


стерны. 30 декабря т. Кавтарадзе (вр. и. д. полпреда РСФСР) ответной нотой сообщил, что разрешение вопроса о курсировании нефтяных составов всецело зависит от грузинского правительства, так как им не исполняются взятые на себя обязательства. Ввиду непредоставления грузинским правительством своему уполномоченному прав фактической реализации соглашения 16 декабря создались проволочки в окончательном решении вопроса. Грузинское правительство не считается совершенно с взятым на себя обязательством в освобождении арсстоианных грузинских коммунистов. Обещание грузинского правительства от 16 декабря об освобождении и неприкосновенности сотрудников представительства аннулировано новыми арестами таковых. Что же касается ареста грузинских поездных бригад в А[з]ССР, то эти сведения не соответствуют истине.

Подписанный делегатами обеих сторон 7 января акт о передаче судов остался мертвой буквой; суда перегонялись из порта в порт. Передача части судов принципиально оспари-налась Грузией.

В ответ на ноту от 30 декабря МИД Грузии 19 января сообщает йогой, что отказ в отпуске нефтепродуктов не может рассматриваться иначе как явное нарушение Торгово-тран-зитного соглашения от 14 ноября. Оттяжка в выполнении соглашения о судах, по мнению грузинского правительства, вызвана постановлением Смешанной комиссии о предоставлении списка судов на утверждение правительств республик России и Грузии. Что же касается вопроса о выполнении обязательств в отношении арестованных коммунистов, то таковые остались невыполненными ввиду невыполнения т. Шейн-мапом данного им обещания о пропуске нефтяных маршрутов из А[з]С'СР.

Нотой от 21 января т. Кавтарадзе требует исполнения от грузинского правительства нижеследующего, без чего не могут быть восстановлены добрососедские взаимоотношения.

1) Должны быть возвращены РСФСР все суда, находящиеся в гаванях Грузни.

2) В трехдневный срок все арестованные коммунисты должны быть освобождены, а Коммунистическая партия Груши должна получить возможность легального существования.

3) Право транзита через Грузию и Армению должно получить немедленное осуществление.

1) Сотрудники представительства не могут быть подвержены аресту.

5) Сорванный в Батуме советский флаг должен быть тор-Жп'гш-мпо водружен с воинскими почестями.

G) Чипы грузинского правительства, допустившие оскорбление флага п герба РСФСР, должны понести заслуженное пака пиши


7) Участие представителя РСФСР в пограничном комиссии между Арменией и.Грузней допускается на равных для всех трех республик правах.

8) Отмена ареста имущества Центросоюза.

В ответной йоте от 23 января грузинское правительство ссылается на следующее:

1) Все суда, подлежащие возвращению, приняты представителями РСФСР.

2) Репрессии применяются лишь в отношении нелегальных организаций Коммунистической партии, ставящих себе целью ниспровержение существующего в Грузии порядка насильственным путем.

3) Никакие препятствия к продвижению маршрутов, транзитов в Армению не будут чиниться.

4) Правительством принимались и принимаются меры к ликвидации групп, враждебных РСФСР.

5) В отношении сотрудников представительства грузинское правительство предлагает установить определенный «модус», при условии невмешательства сотрудников во внутреннюю жизнь страны н неучастия в нелегальных организациях,

6) Снятие флага с помещения союза моряков в Батуме не может рассматриваться как оскорбление герба и флага РСФСР, так как помещение союза является частным помещением.

7) По вопросу об участии представителя РСФСР в работах разграничительной комиссии Армения — Грузия грузинское правительство выразило свое принципиальное согласие при соответствующем согласии со стороны Армении.

8) Наложение ареста на имущество Центросоюза является лишь контрмерой в отношении репрессий, применяемых к поездным бригадам и маршрутным составам Грузни в А[з]ССР.

Грузинское правительство надеется, что данные объяснения явятся вполне исчерпывающими для ликвидации настоящих трений.

Нотой 26 января т. Шейнман сообщает о сделанном нападении грузинских войск на части российской Красной Ар-мин, имевшем место на реке Куре между Красным и Пойлин-скнм мостами. Грузинское правительство в ответной ноте от 27 января сообщает, что указанные сведения не соответствуют действительности. Для выяснения этого вопроса 31 января была назначена Смешанная комиссия.

Пока тянулась эта нотиая полемика, Грузия продолжала брать измором Советскую Армению. Происходил как бы поединок: кто дольше выдержит, Грузия без нефти, или советские республики без снабжения Армении. Грузия быстро двигала вперед уничтожение Коммунистической партии, высылая тех коммунистов, кто не сидел в тюрьме-. К весне оиа гото-

вое


вила грандиозное восстание в Дагестане под своим руководством. Новая нота МИД Грузии от 7 февраля была совершенно неудовлетворительна, содержа в себе лишь продолжение прежней словесной полемики.

В это время французский адмирал Дюмсчшль предлагал Грузни активную помощь французского флота; французские миноносцы нападали на русские суда на Черном море («Зей-наб», «Ельпидифор»),

Политика грузинского меньшевистского правительства, направленная к эксплуатации и угнетению национальных меньшинств, сказывается в десятых числах февраля 1921 г. Трудящиеся слои населения Борчалинского уезда и Лорин-ской долины поднимают революционные восстания против грузинского правительства, обезоруживают находящиеся там части; восставшие движутся на север с целью освобождения грудящихся Грузии от ига меньшевистских правителей. Мусульманское население оказывает поддержку восставшим. 25 февраля Грузия объявляется независимой Социалистической Советской Республикой. Революционное движение распространяется по всем местностям Грузии. Жалкне попытки грузинского командования остановить движение восставшего народа кончаются неудачей, и меньшевики принуждены капитулировать. Один за другим присоединяются города к новому правительству. 7 марта в Боржоми рабочие фабрик и заводов свергают меньшевистскую власть и образовывают Ревком. 10 марта красными войсками занимается Кутаис. 18 марта съезд Красных профсоюзов Грузин, впервые свободно собравшийся, обращается к Коминтерну с приветствием.

18 марта состоялись переговоры о перемирии и его подписание. 19 марта Батум был занят советскими войсками, а меньшевистское правительство вместе с ценностями эвакуировалось. 20 апреля меньшевики выпустили за подписью бывшего правительства воззвание к населению Грузии о необходимости требования вывода красных войск из Грузии. 7 мая миссия Чехословацкой республики в Росхни известила т. Цха-кая о назначении их представителя в Советскую Грузию. 21 мая между РСФСР и Грузией заключается Союзный рабоче-крестьянский договор, согласно которому обе республики вступают в тесный экономический и военный союз.

Турция

После происходивших в Москве летом 1920 г. предвари-и'льпмч совещаний с турецкими делегатами, причем были пырш'нмлиы основы будущего договора, в конце 1920 г. н на-•ifUii' 1.J2I г. создается иа Ближнем Востоке сложное положе-IMIL', лин-ршившсеся подписанием Московского русско-турецкого Д1м(>нир;| 16 марта. На Западе этот период характерн-iyi'ini успшоплеипем контакта между Ангорой и Константи-

RÖ7


пополем и сначала дипломатическими прелюдиями к Лондонской конференции по восточным делам, а потом участием в ней Аигоры и Константинополя вместе, на Востоке — разгромом дашнакской Армении войсками Карабекнр-паши и сильно возросшими притязаниями Турции, после чего путем компромисса последовало прочное урегулирование наших отношений с Турцией. Все это время между обоими правительствами был самый тесный контакт, и недоразумения между ними разъяснялись совместным обсуждением их политики.

9 ноября прибыл в Ангору состав российской миссии, но назначенный полномочным представителем т. Элиава был задержан тяжелой болезнью. Делами миссии временно заведовал первый секретарь т. Упмал, а позже был командирован в Каре и Ангору с чрезвычайной миссией т. Мдивани. Турецкий чрезвычайный делегат Бекир Сами-бей выехал 16 ноября из Москвы, и вскоре затем уже был назначен к нам турецким послом командующий Западным фронтом Алн Фуад-паша, доехавший до Москвы в феврале.

8 итоге краткого, но энергичного наступления турецких войск Кязима Карабекир-пашн, при котором обе стороны отвергли наше посредничество, дашнакское правительство было вынуждено 2 декабря, уже после первого провозглашения Советской Армении, заключить с Турцией в Александрополе (Гюмри) мир, по которому за Арменией оставался лишь район к востоку от рекн Арпа-чай и к северу от Аракса, н даже в этом районе Армения обязывалась не иметь постоянной армии и выдать вооружение туркам, последние же получали право контроля и производства военных операций, но обещали помогать армянскому правительству против внешних и внутренних врагов, Российская Республика, находившаяся в союзе с возникшей в тот момент Армянской Советской Республикой, не признала Александропольского договора, который притом в установленный месячный срок не был ратифицирован.

9 декабря 1920 г. НКИД сообщает Ангоре, что РСФСР с радостью принимает предложение турецкого правительства о созыве конференции в Москве и считает необходимым участие на этой конференции представителей Армянского и Азербайджанского Советских правительств. На конференции в Москве представителями РСФСР назначается Коллегия НКИД во главе с народным комиссаром иностранных дел, что делает неприемлемым, как сообщает НКИД в своей ноте турецкому правительству, предложение собрать конференцию в Баку. 22 декабря турецкое правительство сообщает, что посланником Турции в Москве назначен генерал Али Фуад-паша, который будет также и членом турецкой делегации, в состав которой войдут и народные комиссары Юсуф Кемаль-бей н Риза Нур-бей. 28 декабря НКИД. телеграммой народ-


ному комиссару иностранных дел в Турции Ахмеду Мухтару приветствует эти назначения и настаивает на том, чтобы конференция собралась в Москве, где обеспечена радиосвязь с Баку и Туапсе.

13 января НКИД в телеграмме Ахмеду Мухтару приветствует ожидаемый приезд турецкой делегации в Москву.

29 н 31 января Бекир Сами-бей в радио[грамме] сообщаеч о переписке с державами Аитанты: Правительство Великого Национального Собрания в Турции является единственным законным правительством ее и готово послать своих делегатов на конференцию в Европу для переговоров об окончании военных действий при условии, чтобы ему было сделано непосредственное предложение послать таковых.

31 января 1921 г. Ахмед Мухтар сообщает НКИД текст телеграмм, которыми обменялись глава правительства Му-стафа Кемаль с константинопольским Великим визирем Тев-фик-пашой. Константинопольское правительство соглашалось на конференцию между делегатами держав Антанты и делегатами Турции н Греции, назначенную в Лондоне на 12 февраля 1921 г., только при условии присутствия делегатов от Аигоры, о присылке которых и просит Тевфик-паша. В своем ответе Муста фа Кемаль заявляет, что Ангора будет рассматривать только предложения, непосредственно адресованные ангорскому правительству, единственно законному представителю турецкого народа.

11 февраля 1921 г. Бекир Сами-бей сообщает о предстоящем отъезде турецкой делегации в Лондон. В феврале же месяце прибывает в Москву Али Фуад-паша, посол Турции в РСФСР, н делегация по заключению мирного договора с РСФСР.

Одновременные переговоры Турции с Россией и Антантой кончились противоположными результатами в Лондоне и Москве. Русско-Турецкий договор 16 марта признал право восточных народов на свободу и независимость и на избрание формы правления, согласной с их желаниями, закрепил дружественные отношения между обеими странами, признал силу турецкого Национального акта 28 января 1920 г., оставил за Турцией Каре, Ардаган и Артвин и установил автономию Ватума с беспошлинным транзитом для турецких товаров к протекторат Азербайджана над Нахичеванью. Договор признает взаимное обязательство о репатриации пленных и предусматривает заключение торговой и консульской конвенции. РСФСР обязуется не признавать режима капитуляций, отказывается от всех особых привилегий и долгов царской Росит; вопросы о проливах передаются на рассмотрение при-» Черноморского побережья.

Лондонские переговоры Бекира Сами кончились неудачей мелодегине упорного нежелания Антанты отказаться от основных требований неприемлемого для Турции, хотя и подпи-


санного реакционным константинопольским правительством султана, Севрского договора. Его соглашения с Францией (7 марта) и Италией (13 марта) не были утверждены Великим Национальным Собранием в Ангоре.

29 марта НКИД заявляет о назначении т. Нацаренуса полпредом в Турцию и к 5 мая получает согласие на это Турции.

Персия

С осени 1920 г. и между РСФСР и Персией завязываются регулярные дипломатические сношения.

25 октября из Баку отбыл в Москву чрезвычайный посол Персии при РСФСР Мошавер-оль-Мемалек.

Внутреннее положение Персии в это время определяется как «диктатура англичан», которая началась с 1918 г., с момента занятия Персии английскими войсками после ухода русского оккупационного корпуса Баратова. Англичане, используя свое положение, предъявляли персидскому правительству все новые и новые требования. 25 октября 1920 г. англичане предъявили персидскому правительству ультиматум о смещении русских офицеров в персидской казачьей дивизии, но бывший у власти в это время в Персии демократический кабинет Мошир-эд-Доуле отказался подчиниться английскому ультиматуму и 27 этого же месяца вышел в отставку. Мошир-эд-Доуле являлся противником Англо-Персидского договора 1919 г., и при занятии поста премьера первым его шагом была приостановка всех операций, связанных с Англо-Персидским договором, впредь до ратификации его меджлисом.

1 ноября на смену кабинету Мошнр-эд-Доуле выступает англофильский кабинет Сепахдара, согласившийся выполнить английский ультиматум. Английская политика получила удовлетворение в том, что русские офицеры казачьей дивизии во главе со Старосельским были смещены. 19 ноября англичане предъявили ультиматум Сепахдару о созыве меджлиса для ратификации договора. Созванный в Тегеране Чрезвычайный Верховный Совет из министров, принцев, членов шахской фамилии, высшего духовенства и представителей сословий отказался взять на себя ответственность за разрешение вопроса, затрагивающего интересы всей нации, и указал на необходимость скорейшего созыва меджлиса. Кроме этого, Верховный Совет высказал желание, чтобы правительство старалось всячески поддерживать нейтралитет, ожидая результатов идущих в Москве переговоров. Тогда Сепахдар 26 ноября обратился к англичанам с уверением, что договор будет внесен на рассмотрение меджлиса и правительство примет меры к ускорению созыва его.

Благоприятный ход московских переговоров по заключс-


нию договора позволил нам -назначить полномочного представителя РСФСР в Персии, о чем нотой от 28 ноября на нмя чрезвычайного посла Персии в РСФСР замнаркоминодел т. Карахан уведомил персидское правительство. Таковым был назначен т. Ротштейп.

В это время в корне изменяется внешнее и внутреннее положение Персии. 13 декабря Черчилль в английской Палате общин сообщил, что предстоящей весной (1921 г.) английские войска будут эвакуированы из Персии. В это же время (20 декабря) английский банк из Мешхеда выехал в Тегеран н Шахиншахский банк (24 декабря^ объявил о возможной эвакуации из Персии. Правительство Сепахдара 23 января (1921 г.) подало в отставку. Составление нового кабинета поручено было тому же Сепахдару. Открытие меджлиса, намеченное на 2 февраля, не состоялось.

При такой обстановке в Тегеране произошел переворот, выдвинувший к власти Сеид Зия-эд-Дина Табатабаи. 21 февраля при содействии военного министра Реза-хаиа Тегеран был занят персидскими казаками; члены бывшего правительства Сепахдара были арестованы; бахтиары были согласны с переворотом, что исключило возможность провинциальных волнений. 25 февраля сформировался новый кабинет во главе с Зия-эд-Дином, который опубликовал декларацию, в которой он объявил об аннулировании Англо-Персидского договора 1919 г. и наметил широкий план внутренних реформ.

В это же время (26 февраля) в Москве был подписан Русско-Персидский договор105, в котором было торжественно заявлено о бесповоротном отказе России от насильнической в отношении Персии политики империалистических правительств России, свергнутых волей рабочих и крестьян. Российское правительство заявляло о своем отказе от участия в каких бы то ни было мероприятиях, клонящихся к ослаблению и нарушению суверенитета Персии, и объявляло отмененными и потерявшими всяческую силу все конвенции и соглашения, заключенные бывшими правительствами России с третьими державами во вред Персии.

В силу этого Российское правительство отказалось от всех денежных претензий, концессий и имуществ б. царского правительства на территории Персии, уступило Персии Учегно-ссудиый банк, острова Ашур Ада и местечко Фирюза и возвратило Персии право иметь собственный флот на Каспийском море. Как РСФСР, так и Персия взаимно отказались от вмешательства во внутренние дела другой стороны и обязались не допускать на своей территории образования или пре-Гмп.ишн организаций или групп, а также н отдельных лиц, ч'пиищмх своей целью борьбу против России нлн Персии.

Обе сюроны предоставили друг другу право транзита ю-iiiipoit Ч1'|х\1 их территории в третьи страны. С уничтожением


нрава российской консульской юрисдикции, договор установил, что граждане России и Персии пользуются равными с местными гражданами правами и подчиняются законам страны их пребывания. Персидское правительство согласилось заключить с РСФСР соглашение о предоставлении РСФСР права эксплуатации рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря. Договор предусматривает заключение между РСФСР и Персией торгового договора, а также консульской и почтово-телеграфной конвенций.

В конце марта т. Ротштейн с составом сотрудников представительства находился на русско-персидской границе в ожидании разрешения на въезд в Тегеран. Но кабинет Зия-эд-Дина поставил условием его приезда в Тегеран ликвидацию гилянского фронта. Ввиду того, что английские войска не были еще эвакуированы из Персии, между тем как соглашением января 1921 г. и самим договором эвакуация советских войск из Персии была поставлена в зависимость от одновременного ухода из Персии английских войск, т. Ротштейн иа вышеозначенное условие персидского правительства ответил решительным отказом. Персидское правительство вынуждено было согласиться на въезд вне всяких условий в Тегеран т. Ротштейна, и 6 апреля последний выехал туда из Полто-рацка. По пути следования т. Ротштейна ему оказывались торжественные встречи, народ выражал свой восторг, и персидская пресса единодушно изъявляла радость по поводу приезда представителя РСФСР. 25 апреля т. Ротштейн прибыл в Тегеран.

Согласно ст. 6 Русско-Персидского договора 1921 г. эвакуация советских войск из Персии была поставлена в зависимость от одновременного ухода из Персии войск третьих стран; ввиду же того, что в начале 1921 г. английские войска еще занимали территорию Персии, для разрешения вопроса об эвакуации Персии от английских и турецких войск в первых числах марта решено было образовать смешанную русско-англо-персидскую комиссию. Со стороны РСФСР в эту комиссию 3 марта был назначен т. Кузьмин. Но делегированная от персидской стороны комиссия под председательством Мазад-эс-Салтане 13 апреля в Менджнле сделала письменное заявление с указанием на то, что после долгих переговоров англичане покидают Персию, в первую голову — Гилян и Казвин. Ввиду этого наркомииодел Азербайджана т. Гусейнов телеграммой 15 апреля на имя т. Чичерина сообщил, что ввиду ухода английских войск из Персии надобность в смешанной комиссии отпадает. В это же время английское радио сообщило, что эвакуация английских войск нз Персии закончится в середине мая месяца. 6 июня т. Ротштейн телеграфно уведомил т. Чичерина, что на территории Персии уже нет ни одного английского солдата.


Афганистан

В наших отношениях с Афганистаном за последний год главную роль играл вопрос о заключении дружественного договора с Афганистаном.

Договор был выработан и принят в первоначальном виде в Кабуле 13 сентября 1920 г., о чем наш полномочный представитель т. Суриц известил афганского министра иностранных дел нотой того же числа, а последний — т. Сурпца ответной нотой от 24 сумбуля 1299 г. (16 сентября 1920 г.), причем выражал радость и удовольствие по поводу принятия договора.

По инициативе нашего представительства договор, в части, касавшейся установления дипломатических отношений, рассматривался обеими сторонами как уже имеющий обязательную силу. 4 мизапа 1299 г. (27 сентября 1920 г.) полномочный представитсльт. Суриц настаивал перед Мининделом на праве каждой из сторон сконструировать свои представительные органы без ограничения числа сотрудников, руководствуясь духом принятого договора. В последующей переписке министерство было, в конце концов, вынуждено в ноте от 21 ми-зана 1299 г. (14 октября 1920 г.) согласиться с точкой зрения полномочного представителя и разрешить вышеуказанный вопрос.

Согласно договору обе стороны обязывались соблюдать независимость Бухары и Хивы, какое бы правительство там ни установилось. Однако во время революционной борьбы в Бухаре местные агенты Кабула не соблюли должного нейтралитета. Руководствуясь духом договора, полномочный представитель в Кабуле т. Суриц выступил по поручению Российского правительства 21 сентября 1920 г. с энергичным протестом, в котором, между прочим, говорится: «Правительство РСФСР, воодушевленное горячим желанием укрепления дружеских отношений и неизменно доверяя дружелюбию правительства Кабула, находит единственное объяснение этим прискорбным фактам в недостаточном контакте между афганской центральной властью и ее местными представителями». В своем ответе Мининдел 30 числа "сумбуля 1299 г. (22 сентября 1920 г.) выразил готовность «приступить... к расследованию и выяснению этих действий в их коренном виде». В переговорах, происходивших затем в феврале 1921 г., было достигнуто, в развитие договора, соглашение о правовом положении русских подданных в Афганистане.

Таким образом, договор еще до сноси ратификации фактически принимался обеими сторонами при регулировании возникавших вопросов.

Из других крупных вопросов, разрешенных при нашем посредничестве в этот же период времени, следует отметить признание правительством Кабула революционного бухарского


правительства (нота от 5 акраба — 26 октября). Следует отметить, что до прибытия представителя революционного правительства * Бухары в Кабул мы одновременно несли защиту бухарских интересов в Афганистане. В ноябре 1920 г. министр иностранных дел обратился к Наркоминоделу РСФСР с йотой от 9 кауса 1299 г. (т. е. 29 ноября 1920 г.), в которой настаивает на скорейшем одобрении договора Россией и говорит о принципиальной согласованности политики обоих государств. «Эмирское правительство видит реальное доказательство этого в том, что Россия обязуется охранять и обеспечить полную независимость Бухары и Хивы».

В январе 1921 г. англичане предпринимают решительные шаги к срыву Русско-Афганского договора, противопоставляя ему свой проект, в основном сводящийся к следующим положениям, предложенным чрезвычайным уполномоченным Великобритании сэром Генри Доббсом: 1} сохранение с Россией исключительно торговых взаимоотношений, т. е. фактическое аннулирование соглашения от 13 сентября 1920 г.; 2) отказ афганцев от покровительства пограничным племенам, этнографически и религиозно родственным Афганистану и служащим очагом непрерывных восстаний против англо-индийских властей. В свою очередь, англичане предлагают беспошлинный транзит товаров в адрес афганского правительства, обмен представительствами, притом непосредственно с Лондоном; пересмотр вопроса о разграничении в отмену Ра-вальпиндского соглашения, обязывающего афганцев принять решения комиссии, составленной из одних только англичан. Наконец, следовало обещание широкой материальной помощи.

В последовавших переговорах основным пунктом разногласий послужил вопрос о пограничных племенах. Правительство Кабула первоначально настаивало на плебисците всех племен, занимающих границу по дюрандовской линии, т. е. племен, включенных в сферу английского протектората 1894 года (афридии, махсуды, вазиры). Впоследствии афганцы согласились ограничить свои требования установлением общего с Афганистаном судебного устройства среди племен, признанием англичанами главы афганских мусульман духовным покровителем этих племен. Но англичане оставались непреклонными, хотя первоначально внешне как бы приняли афганское предложение, потребовав, однако, распространения плебисцита и на афганскую территорию. Англичане отвергали также требование афганцев о предоставлении им свободного порта в одном из приморских городов Индии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: