Приложения 17 страница

01 25 декабря 1921! г. и развитие настоящего договора Совет Труда и Обороны заключил с американской стороной новый договор, согласно которому учреждалось государственное объединение «Автономная промышленная колония Кузбасс», устав которого подлежал утверждению СТО. Объединению передавалось несколько предприятий и шахт Северной группы Кузнецкого бассейна, в частности в Кемерове. Отдельные статьи договора регулировали порядок перевозки колонистов из США, вопросы финансовой, технической и производственной деятельности объединения.

В соответствии с договором от 25 декабря 1922 г. в Кузнецком бассейне в дальнейшем функционировал ряд предприятий угольной промышленности. — 513

95 В конце октября 1921 г. в Советскую Карелию вторглись организованные в Финляндии и руководимые финскими офицерами вооруженные банды и вместе с местными контрреволюционными элементами попытались инсценировать восстание. В нотах Советского правительства, направленных правительству Финляндии, был разоблачен подлинный характер карельской авантюры (см. док. № 306, 308, 313, а также № 307).

Пользуясь поддержкой держав Антанты и стремясь замаскировать свои агрессивные действия, правительство Финляндии направило 27 ноября 1921 г. генеральному секретарю Лиги наций обращение, в котором тенденциозно изображалось положение в Восточной Карелии и содержалась просьба к Совету Лиги наций учредить специальную комиссию для изучения «карельского вопроса».


Правительство РСФСР решительно отвергло попытки империалистических кругов вмешаться при посредстве Лиги наций в конфликт, вызванный действиями финских реакционных кругов. — 558

95 Упоминаемая в комментируемом документе вербальная нота японского правительства от 3 декабря 1921 г., врученная делегации ДВР на Дайренской конференции, свидетельствовала о намерении Японии продлить оккупацию русского Дальнего Востока на неопределенный период.

В ноте говорилось, что переговоры в Дайрене «идут весьма медленно и пока нет надежды на ближайшее достижение соглашения, а смена войск не может быть больше отсрочена», и поэтому японское правительство «решило приступить к смене войск».

В ноте далее утверждалось, что пребывание японских войск во Владивостоке и его окрестностях вызвано якобы «опасностью для японских резидентов», а также «угрозой на границах Японии». Японское правительство, гласила нота, «вынуждено оставлять свои войска и в будущем году в вышеупомянутых местностях, пока оно не обеспечено от означенных выше опасности и угрозы путем заключения основного соглашения», под которым японская сторона подразумевала свой контрпроект от 26 сентября 1921 г. (см. прим. 51)'.

В ноте далее указывалось: «Что же касается оккупации японскими войсками некоторых местностей в Сахалинской области (часть материка включительно), то эта оккупация носит характер совершенно отличающийся от пребывания войск в Приморской области. Но когда Правительство Дальневосточной Республики предложит конкретный проект для разрешения вопроса о николаевских событиях [см. т. II, прим. 77], как предпосылки снятию оккупации, принимая на себя полную ответственность по этому вопросу, тогда Японское Правительство не откажет рассмотреть таковой проект». — 56!

S7 Значение настоящего соглашения состояло в признании Советского правительства де-факто со стороны Австрии. Нормальные дипломатические отношения между Советским Союзом и Австрией были установлены 27 февраля 1924 г. — 562

98 Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) была построена царским правительством России в конце XIX —начале XX в. на основе концессии, полученной по русско-китайскому договору 1896 г. Эксплуатацией дороги ведало Общество Китайско-Восточной железной дороги.

После Великой Октябрьской социалистической революции интервенты и белогвардейцы захватили КВЖД. Декларацией от 14 марта 1919 г., подписанной представителями США. Японии. Великобритании, Франции, Италии, Китая и представителем русских белогвардейцев, над КВЖД был установлен контроль так называемого Межсоюзного комитета. Технический совет этого комитета, фактически управлявший дорогой, возглавлял американский инженер Д. Сгивенс.

Советское правительство, стремившееся положить конец иностранному хозяйничанью на КВЖД, в середине 1921 г. предложило Китаю заключить договор относительно нового режима на дороге. В октябре — ноябре 1921 г. была достигнута договоренность о созыве конференции с участием РСФСР, ДВР и Китая для рассмотрения вопроса о КВЖД.

Тем временем этот вопрос был вынесен представителями империалистических держав на Вашингтонскую конференцию (см. прим. 38). 3 декабря 1921 г. представитель США Дж. Колдуэлл вручил в Чите министру иностранных дел Я- Д- Янсону меморандум, в котором говорилось, что на Вашингтонской конференции рассматривается «соглашение о международном контроле или надзоре над Китайско-Восточной железной дорогой».

Содержащееся в комментируемой ноте заявление правительства РСФСР о том, что оно не признает решений Вашингтонской конференции, принятых в его отсутствии, сорвало эти планы. Со своей стороны китайская делегация на Вашингтонской конференции заявила, что вопрос о КВЖД может явиться предметом переговоров только между Китаем и Россией.


Предложенный технической подкомиссией Вашингтонской конференции проект изменений, касавшихся финансового контроля, эксплуатации и охраны КВЖД. не был принят из-за противодействия Китая. Резолюция конференции от 4 февраля 1922 г., одобренная всеми участниками, предусматривала, что вопросы эксплуатации и охраны дороги подлежат обсуждению через дипломатические каналы. В другой резолюции от того же числа, принятой государствами — участниками конференции, исключая Китай, говорилось об ответственности Китая за выполнение им обязательств перед иностранными держателями акций или облигаций и кредиторами Общества Восточно-Китайской железной дороги.

Таким образом, обсуждение на Вашингтонской конференции вопроса о КВЖД, проходившее без учета государственных интересов РСФСР, ДВР и Китая, оказалось, по существу, безрезультатным. Сговору же империалистических держав помешали противоречия между ними, в особенности между Японией и США. — 568

99 Советско-польские переговоры о заключении торгового договора, происходившие с перерывами на протяжении 1922—1923 гг., окончились безрезультатно ввиду разногласий, касавшихся вопросов таможенной политики и транзита. — 572

100 Имеются в виду секретные англо-турецкие переговоры в Инеболу (Турция) в декабре 1921 г., в ходе которых английские делегаты выдвинули план сохранения контроля союзников над проливами, передачи Измира и Фракии Греции, обещая взамен компенсировать Турцию территориями советских республик Закавказья.

Правительство Турции отклонило эти предложения. — 594

101 Переговоры о заключении настоящего соглашения велись между Российской экономической делегацией во главе с В. В. Воровским и итальянским правительством в Риме с конца мая 1921 г. Однако итальянское правительство медлило с их завершением. Так, более двух месяцев оно не давало ответа на проект соглашения, представленный в начале июня советской делегацией. В начале ноября был в основном выработан предварительный проект соглашения. Тем не менее итальянское правительство отказывалось сделать заявление о непризнании бывшего посольства царской России. Этот вопрос был урегулирован в декабре 1921 г. (см. док. № 332 и стр. 593), за несколько дней до подписания комментируемого соглашения.

Публикуемое соглашение, означавшее фактическое признание Советского государства Италией, действовало вплоть до февраля 1924 г., кегда между Италией и Советским Союзом были установлены нормальные дипломатические отношения, а также заключен договор о торговле и мореплавании. — 596

102 Переговоры о заключении торгового договора между РСФСР и Турцией открылись в Анкаре 28 октября 1922 г. — 603

103 Энвер-паша — бывший военный министр султанского правительства Турции и один из лидеров буржуазно-помещичьей партии «Единение и î.porpecc» (младотурки). Находясь с 1918 г. в эмиграции в Германии, он широко пропагандировал идеи панисламизма и в то же время развернул деятельность в поддержку антиимпериалистического движения в странах Востока; принимал участие в съезде народов Востока, состоявшемся в сентябре 1920 г. в Баку. В 1921 г. Энвер прибыл в Батуми, намереваясь выехать затем в Турцию. Однако правительство Великого Национального < пбрания Турции, возглавляемое Мустафой Кемалем (Ататюрком), учитывая стремление Энвера вернуться к власти, запретило ему въезд в t грану.

В связи с этй"м 27 ноября 1921 г, Г. В. Чичерин направил консулу РСФСР в Батуми письмо, содержавшее следующее указание: «Еще раз подчеркиваю, что в данный момент не следует допускать появления Эн-нера и самой Турции... Вы имеете полную возможность не дать ему ехать дальше, чтобы он не проник в Турцию. Он клялся, что не будет ничего долать против Кемаля, пока Кемаль воюет против греков. Так как теперь


выясняется, что он этого обещания не сдерживает, можно и на это ссылаться, чтобы сказать, что мы не можем ему дольше предоставлять гостеприимства в Батуме».

В конце 1921 г. Энвер нелегально пробрался в Бухару, где, вступив в контакт с английской разведкой, возглавил антисоветское басмаческое движение. В августе 1922 г. при разгроме частями Красной Армии банд басмачей он был убит. — 604

104 g тот же день г]_ б. Красин подписал в Лондоне с У. Брауном второе соглашение, которое предусматривало доставку и распределение Американской администрацией помощи (АРА) среди взрослого населения районов Советской России, охваченных голодом, продовольствия, зерна и семян на сумму в 20 млн. долл. Соглашением было обусловлено, что «Положения Рижского Соглашения от 20 августа 1921 г. (см. док. № 198) распространяются на данное расширение работы Американской Администрации Помощи в России».

О деятельности АРА см. прим. 52. — 610

1D5 В связи с предстоявшей ратификацией меджлисом договора между РСФСР и Ираном от 26 февраля 1921 г. (см. т. Ш, док. № 305) министр иностранных дел Персии Асадолла обратился 12 декабря 1921 г. к полпреду РСФСР в Персии Ф. А. Ротштейну с нотой нижеследующего содержания:

«Господин Полномочный Представитель,

По мнению Правительства и Меджлиса, статьи 5 и 6 Персидско-Русского договора содержат неясности. Меджлис также полагает сформулировать статью 13 о возвращении концессий без определения условий, а статью 20 изложить таким образом, чтобы для Правительства Персии был предусмотрен транзит экспорта и импорта. Эти вопросы были обсуждены с Вами в устном порядке. Относительно статей 5 и 6 Вы дали разъяснения. Что касается статей 13 и 20, то Вы обещали оказать содействие и помощь в деле исправления этих статей согласно желанию Правительства и Меджлиса, если договор будет ратифицирован Меджлисом.

Поскольку Правительство и Меджлис глубоко заинтересованы в установлении дружественных отношений между обоими Государствами и желают как можно скорее заключить договор, содержащий основу для таких отношений, то я обращаюсь к Вам, чтобы Вы, согласно данному обещанию, сообщили Правительству в письменном виде разъяснения по статьям 5 и 6 договора и обещание о содействии в деле исправления статей 13 и 20, дабы Меджлис смог успешно ратифицировать договор. Разумеется, Вы также примете необходимые меры к исправлению неправильного выражения в статье 3, где вместо слова «договор» написано слово «комиссия», так как в 1881 году был заключен только разграничительный договор, каковой и имеет в виду упомянутая статья. Написанная же в статье 3 фраза является несомненно ошибкой.

Пользуясь случаем, вновь приношу Вам свое глубокое уважение».

12 декабря 1921 г. полпред РСФСР в Персии Ф. А. Ротштейн направил на имя министра иностранных дел Персии следующую ноту:

«Милостивый государь, '

В ответ на Вашу почтенную ноту от 12 декабря имею честь объяснить, что статьи 5 и 6 нашего договора имеют в виду лишь подготовку к активней и вооруженной борьбе с Россией или с союзными с ней Советскими Республиками со стороны сторонников низвергнутого режима и их покровителей среди иностранных держав, которые, кроме оказания такой помощи врагам Рабоче-Крестьянских Республик, могут под каким-нибудь предлогом или силой также занять часть персидской территории и там организовать базу для прямого нападения своими или контрреволюционными силами на Советские Республики или на самую Россию. Никакой устной или литературной борьбы с Советским режимом со стороны либо персидских групп, или даже групп каких-нибудь русских эмигрантов в пределах, обычно допустимых при содружестве двух соседних государств, при этом не имелось в виду.


Что же касается статей 13 и 20, а также статьи 3, где, по словам Вашего Правительства, вкралась небольшая неточность при обозначении акта 1881 г., я не колеблюсь заявить, как заявлял с самого же начала, что мое Правительство, будучи преисполнено самыми искренними чувствами по отношению к персидскому народу, никогда не имело в виду ставить какие-либо ненужные преграды на пути прогресса и благоуспея-ния Персии и что я сам, разделяя вполне эти чувства, охотно буду содействовать, при условии сохранения вполне дружеских отношений между обоими Государствами,- переговорам для изменения указанных статей и отдельных мест в статьях в направлении, желательном для Персидского Правительства и соответствующем интересам России.

После настоящего заявления я твердо ожидаю, милостивый государь, что Ваше Правительство и Ваш Меджлис не преминут в самый кратчайший срок ратифицировать договор согласно обещанию, содержащемуся в Вашей ноте.

Остаюсь, милостивый.государь, с совершенным почтением,

Полномочный Представитель РСФСР в Персии

[Ротштейн]».

Правительство Ирана и меджлис были удовлетворены этим ответом. 15 декабря 1921 г. Ф. А. Ротштейн телеграфировал Г. В. Чичерину:

«Сегодня Меджлис ратифицировал наш договор почти единогласно. Следует воздать должное Фирузу, который напоследок переменил фронт и изо всех сил хлопотал о срочной и безоговорочной ратификации».

24 января 1922 г. ратификация была подписана шахом Ирана, а 22 февраля того же года в Тегеране состоялся обмен ратификационными грамотами.

Таким образом, текст ноты полпреда РСФСР в Иране от 12 декабря 1921 г. не оставляет сомнения в том, что договор 1921 г. запрещает проводить на территории Ирана подготовку к вооруженной борьбе против РСФСР и других советских республик не только со стороны сил внутренней контрреволюции, но и со стороны иностранных держав. — 661

105 На оригинале публикуемого послания В. И. Ленина дата не проставлена (в архиве имеется фотокопия с оригинала).

ВЦИК утвердил советско-афганский договор (о чем упоминается в послании) 20 апреля 1921 г.

Полпред РСФСР в Афганистане Я. 3. Суриц сообщал в НКИД28мая 1921 г., что сотрудник полпредства доставил текст ратификационной грамоты в Кабул 26 мая.

В письме Я- 3. Сурица на имя министра иностранных дел Афганистана Махмуда Тарзи от 12 июня 1921 г., в частности, говорилось: «Уже больше двух недель, как вновь назначенный секретарь представительства привез ратификационную грамоту и личное письмо на имя его величества от Главы нашего Правительства т. Ленина».

Поскольку на доставку дипломатической почты из Москвы в Кабул в то время обычно требовалось 3—4 недели, предполагается, что секретарь полпредства выехал из Москвы не позднее начала мая 1921 г. и что, таким образом, публикуемое послание было написано в период между 20 апреля и началом мая 1921 г.

В письме эмира Афганистана от 1 декабря 1920 г. (см. стр. 94—95)л речь идет о проекте советско-афганского договора, выработанного сторонами в Кабуле 13 сентября 1920 г. Договор был подписан в Москве 28 февраля 1921 г.— 93

107 Советско-румынская прелиминарная конференция, проходившая с 22 сентября по 25 октября 1921 г. в Варшаве, имела целью выработку программы будущей конференции по урегулированию советско-румынских отношений.

Представитель РСФСР Л. М. Карахан на заседании 22 сентября предложил следующий порядок дня намечаемой конференции: 1. Вопрос о Бессарабии, 2. Вопрос о советско-румынской границе. 3. Судоходство по


Дунаю, 4. Взаимные расчеты. 5. Возобновление торговых сношений. 6. Возобновление дипломатических и консульских сношений. 7. Охрана интересов национальных меньшинств. S. Взаимное невмешательство во внутренние дела обеих стран. 9. Ликвидация банд, переходящих из Бессарабии на украинскую территорию с преступными целями. 10. Конвенция о возобновлении почтово-телеграфных и железнодорожных сообщений.

Румынская делегация со своей стороны выдвинула следующую программу: 1. Ценности, находящиеся в России в качестве вклада. 2. Помещение и имущество румынского посольства в Петрограде. 3. Вклады, сделанные румынскими комиссиями по снабжению в банках России. 4. Освобождение румын, задержанных в России, и разрешение им вернуться на родину. 5. Русские беженцы в Румынии, а также русские из армии Врангеля.

Глава румынской делегации Филалити, ссылаясь на инструкцию своего правительства, категорически Отказался обсуждать на будущей конференции вопросы о Бессарабии, о границе между Румынией и Украиной и о правах национальных меньшинств.

Переговоры советских и румынских представителей о созыве конференции не дали положительных результатов ввиду негативной позиции румынской стороны. — 688


ПРЕДМЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ*

Аландские о-ва— 158, 302

борьба Советского государства за мирную передышку — б, 12, 48, 63, 86, 101, 112, 162, 207, 240, 255, 267, 316, 330, 331, 335, 340, прил. 5

— выполнение договоров и соглашений и мирное урегулирование спорных вопросов

с Великобританией — 3, 6, 28, 44, 53, 112, 120, 147, 240

» Германией —28, 194, 198

» Ираном —3, 4, 6, 163, 244, 251, 280, 328

» Польшей —6, 45, 50, 52, 69, 89, 96, 97, 103, 138, 149, 197, 210, 220,

223, 233, 236, 246, 252, 266, 282, 284, 304, 311, 326» Турцией —3, 6, 7, 8, 34, 39, 40, 82, 88, 91, 114, 119» Финляндией —28, 31, 41, 46, 84, 92, 143, 175, 214, 231

— обращения и переговоры по вопросам нормализации отношений с Австрией — 79

» Болгарией—130, 150, 254

» Германией—135, 250

» Грецией— 134, 152, 168

» Италией —93, ИЗ, 281, 293, 305, 332

» Канадой—133, 200, 265

» Китаем—13, 17, 49, 125, 145, 249

» Нидерландами — 205

» Норвегией —3, 37

» США—2, 14, 23, 117

» Францией— 162

» Швецией — 140, 268, 297, 300

» Японией— 15, 131, 146

— признание Советского государства де-факто Австрией — 322

Германией —72 Италией —336 Норвегией — 203, 204 Чехословакией — 57 Борьба с голодом

— мероприятия» Советского правительства по оказанию помощи голодающим—74, 77, 162, 169, 170, 177, 250, 254, 257, 262, 276, 318, 330, 341, прил. 6

* Цифры указывают номера документов.


— переговоры и соглашения с иностранными организациями

с Американской администрацией помощи (АРА) — 165, 180, 183, 184,

192, 193, 270, 341» Главноуполвомоченным по оказанию помощи России Ф.Нансеном —

201, 202, 262, 334

— помощь правительств иностранных государств— 181, 211, 229, 230,295

— помощь трудящихся зарубежных стран — 262, 263, 310 Вмешательство иностранных государств в дела советских республик —12,

14, 15, 19, 26, 39, 63, 100, 107, 116, 149, 172, 206, 233, 262, 272, 290, 318, 330, 333, 340, прил. 5

— вооруженные нападения на советские республики — 8, 9, 42, 52, 55, 65, 69, 97, 132, 138, 188, 210, 234, 236, 247, 273, 282, 285, 299, 304, 306, 307, 308, 311, 312, 313, 316, 320, 329

— попытки использовать голод в антисоветских целях—192, 209, 219, 228, 233, 236, 255, 258, 262, 278, 330

— руководство белогвардейскими организациями и поддержка их враждебной деятельности—13, 31, 45, 46, 52, 69, 92, 94, 97, 106, 124, 138, 141, 143, 153, 172, 194, 210, 223, 224, 227, 231, 236, 260, 281, 315, 325

— японская оккупация Советского Дальнего Востока — 14, 15, 58, 94, 104, 107, 111, 242, 292, 318, 321, 324

Военнопленные, интернированные и гражданские лица

— обмен военнопленными и интернированными с Австрией — 79, прил. 4

» Венгрией — 154, 253

» Германией — 73

» Турцией —21, 226

» Францией —25, 38, 59, 118

— положение военнопленных, интернированных и гражданских лиц в Болгарии — 26, 160

» Германии — 29

» странах Британской империи — 275

» Турции —88, 91, 114, 190, 303, 319

» Финляндии— 18, 84

» Югославии — 129

— оптация гражданства — 63, 114, 149, 311, прил. 1

— репатриация

российских граждан— 21, 38, 59, 63, 87, ПО, 114, Иб, 118, 127, 130, 139, 152, 190, 231, 236, 275, 289, 319

иностранных граждан —21, 22, 25, 38, 41, 59, 63, 118, 130, 152, 155, 177, 182, 231, 236, 319 Военно-политическое и экономическое объединение советских республик

48, 90, 248, 335 Договоры и соглашения

с Австрией — 322, прил. 4

» Великобританией — прил. 2

» Венгрией — 164, 253

» Германией — 72, 73

» Италией —336

» Китаем —212

» Латвией — 253

» Литвой — прил. 1

» Монголией — 291

» Норвегией — 203, 204

» Польшей — 103

» Турцией — 226, 264

» Финляндией — прил. 3 Доклады, письма, телеграммы и другие документы по международным

вопросам, подписанные В. И. Лениным,— 1, 24, 44, 48, 67, 74, 77,

101, 128, 137, 169, 179, 180, 183, 184, 263, 267, 277, 310, 331 Захват судов российского флота — 33, 59, 62, 139, 189, 288


Китайско-Восточная железная дорога —13, 242, 323 Конференции

Вашингтонская— 154, 287, 323, 331

— Дайреиская — 191, 292, 321

— Карсская—119, 157, 167, 174, 195, 199, 239, 255, 264

— по экономическому восстановлению и всеобщему миру — 262

— Рижская экономическая конференция — 283

— план созыва конференции по экономической реконструкции и урегулированию спорных вопросов с зарубежными странами — 207, 278, 301 330 339 "

Концессии-\ 10, 20, 24, 126, 128, 137, 162, 270, 276, 277, 286, 330 Комиссии (смешанные)

— по выработке режима Днестровского лимана — 42, 55, 83, 105, 121

— по демаркации границ

с Польшей —220, 284, 311» Финляндией — 151, 175, 231

— согласительная по ликвидации пограничных конфликтов с Польшей — 103

Лига наций

— вмешательство в дела Советской Карелии — 320, 329, 340

— финансовая и материальная помощь контрреволюционным силам — 124, 148

Незаконная оккупация Румынией Бессарабии —121, 273, 299

Поддержка советскими республиками национально-освободительного движения и оказание помощи странам Востока Афганистану —3, 6, 67, 112, 166, 222, 261 Ирану— 160

Китаю —56, 122, 212, 243 Монголии—122, 178, 216, 238, 279 Турции —3, 6, 11, 32, 43, 61, 95, 99, 237, 239, 255, 271, 309, 338

Польско-литовский конфликт и позиция Советского правительства — 63, 64, 159, 215, 221, 269, 296, 311, 326

Постановления высших ореанов Советского государства по внешнеполитическим вопросам — 289, 340

Предложение Советского правительства об установлении культурных связей с Германией — 27

Представительства советских республик за границей

— борьба за признание международно-правового статута представительств— 5, 36, 46, 47, 51, 60, 66, 75, 93, 256, 294

— учреждение представительств—17, 49, 96, 125, 246, 249 Разоблачение клеветнических антисоветских измышлений — 28, 46, 54, 63,

69, 86, 136, 162, 185, 213 Режим советских территориальных вод — 76, 85, 108, 109, 173, 176, 208,274 Российско-украинская торговая делегация в Константинополе — 139, 142,

147, 161, 240, 294, 314, 317 Торговые и экономические связи — 30, 48, 53, 101, 120, 162, 283, 310, 318,

330, 331, прил. 6

с Австралией — 68

» Австрией —79, 322

» Афганистаном—112, 171, 232, 257, 261

» Бельгией — 70

» Бразилией — 71, 123

» Великобританией —30, 44, 53, 74, 77, 115, 207, 301, 314, 318, 327, прил. 2

» Германие-й — 72, 80, 81, 115, 250

» Грецией — 152

» Ираном —78, 241, 280

» Италией —47, 102, ИЗ, 267, 332, 336

» Китаем—13, 17, 49, 125, 249

» Латвией —66, 283


с Литвой —63, 283

» Монголией — 291

» Нидерландами — 156, 259

» Норвегией —3, 37, 203, 204

» Польшей — 50, 326

» США —2, 16, 23, 117, 179, 263, 270, 277, 286, 341

» Турцией—И, 264, 298, 337

» Финляндией —41, 46, 144, 188, 214, 235, 2S3, прил. 3

» Францией—10, 162, 217, 218, 225, 245

» Чехословакией — 57

» Швецией —268, 300

» Эстонией — 283 Черноморские проливы — 255, 264 Чрезвычайная миссия Украинской ССР в Турции (миссия М. В. Фрунзе) —

98, 187, 196, 338 Эвакуация турецких войск с территорий советских республик Армении и

Грузии — 8, 34, 35, 39, 40, 82



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: