И. Нота Министерства Иностранных Дел Дальневосточной Республики неофициальному представителю США в Чите

Колдуэллу 12

// января 1922 г.

Представитель ДВР в Вашингтоне* г. Языков сообщает, что он имел беседу с г. Стивенсон по вопросу о КВЖД**. Тпчка зрения г. Стивепса, предложенная им Американскому Правительству, сводится к следующему. КВЖД управляется междусоюзным комитетом и охраняется либо русскими, либо междусоюзными войсками, подчиненными комитету. Цель такого комитета, по мнению г. Стнвеиса, предотвратить захват дороги японцами до передачи дороги признанному Всероссийскому Правительству.

Правительство ДВР считает, что законным владельцем КВЖД является Советская Россия, которая совместно с Ки-i.'icM должна решить вопрос о дальнейшей судьбе дороги. Стремление г. Стивепса содействовать сохранению дороги за Россией и предотвратить со захват каким-либо государством, не имеющим на это никакого права, в том числе Японией, по нашему мнению, совпадает с законными желаниями н планами по этому вопросу и Дальневосточной Республики.

Тем не менее мы принуждены констатировать, что намеченный г. Стнвенсом способ осуществления этого стремления,,] именно — установление междусоюзного комитета и охрана чпроги либо междусоюзной, либо русской охраной — не является достаточной гарантией против возможности захвата троги посторонней силой.

Междусоюзный комитет управления дороги, в котором бу-ici отсутствовать Советская Россия, законная наследница КВЖД, и в который будет допущена Япония, стремящаяся, по мнению г. Стивепса, к захвату КВЖД, навряд ли может содействовать сохранению интересов России на КВЖД.

•Цеждусоюзиая охрана на КВЖД может быть создана, пчсипдно, тоже лишь с участием японской охраны и поэтому

* См. т. IV, прим II. ** См. т. IV, прим. 98.


не сможет противодействовать захвату дороги со стороны Японии. Такого противодействия ие будет и в том случае, если охрана будет создана из ориентирующегося на Японию русского реакционного элемента, находящегося в настоящее время в полосе отчуждения КВЖД.

Все изложенное заставляет нас опасаться, что проведение схемы междусоюзиого управления и охраны КВЖД не будет содействовать стремлению г. Стивенса сохранить КВЖД от японского захвата для передачи ее России.

Мы полагаем, что достигнуть сохранения дороги от чьих бы то ни было покушений можно лишь при том условии, если КВЖД будет находиться в полном распоряжении н управлении Китая и Советской России и если будет создана охрана дороги, приемлемая и для Китая, и для Советской России. Полагаем, что эти оба государства настолько заинтересованы в означенной дороге, что они найдут такой способ разрешения вопросов управления и охраны, который сделает всякие захваты невозможными и вместе с тем обеспечит правильное осуществление интересов Америки в функционировании этой дороги.

Поскольку же г. Стивеисом в вопросе о КВЖД ставится цель — сохранение дороги за Россией и предотвращение захвата ее посторонней силой, мы полагали бы, что осуществление этой цели могло бы быть наиболее успешно достигнуто, если Американское Правительство содействовало бы Китаю, Советской России и ДВР в осуществлении их стремлений, направленных к этой же цели.

Печат, по арх.

15. Телеграмма Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР В. И. Ленина Официальному Представителю РСФСР в Великобритании Л. Б. Красину

12 января 1922 г.

12 января 1922

Лондон

Делегации Советского правительства

Красину

Наркомвнешторг заявил [в] декабре, что закуплено, [но] не вывезено, восемь миллионов пудов хлеба. Получив новые кредиты, Наркомвнешторг дал обязательство доставить продовольственных хлебов до первого апреля пятнадцать миллионов пудов, по пять миллионов ежемесячно. [В] январе пока не получено ни одного пуда, нет никаких сведений об отправленных пароходах, о предполагающихся отправках. Ввиду чрезвычайно тяжелого продовольственного положения пред-


лагаю в двухдневный срок сообщить: первое — сколько куплено хлеба; второе — сколько отправлено, какими пароходами [и] в какие порты; третье — сколько [и] когда отправляется [в] ближайшее время; четвертое — план исполнения обязательства [о закупке] пятнадцати миллионов пудов. 12 января.

Предсовнаркома Ленин

Пучат по Ленинскому сборнику XXXVI, стр 39И

16. Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Поверенному в Делах Финляндии в РСФСР Ярнефельту

12 января 1922 г. M 162

Господин Поверенный в Делах,

Прошу Вас передать вашему Правительству нижеследующее:

С того момента, когда Финляндское Правительство, отбросив в сторону последнюю видимость соблюдения Юрьевского мирного договора*, начало агрессивные действия против РСФСР через посредство формируемых и вооруженных в Финляндии белогвардейских банд, оно ясно и определенно 'апяло положение боевого аванпоста врагов Советской Республики. Активнейшие руководители русской контрреволюции братаются на территории Финляндии с самыми агрессивными цементами финского империализма, территориальные вожделения которых выражены в известной географической карте, оставляющей за Финляндией Онегу, Петрозаводск, Петроград и Ямбург. Враги русского народа, полагающие, что постигшее часть России бедствие голода создает благоприятную обста-мплку для их разрушительных планов, при благосклонном содействии и покровительстве Финляндского Правительства за-К'нли это нападение совместно с теми, кто мечтает об исполь-ишании того же бедствия голода в целях территориального расширения Финляндии.

Хотя Советское Правительство было первым правитель-i том в России, безоговорочно признавшим полную независимость Финляндии **, однако Финляндское Правительство не только не считается с тем, что всякое другое правительство и России стремилось бы к упразднению независимости Финляндии, но как будто старается сделать невыносимым сосед-ciho последней, обращая ее в плацдарм для организации бое-иы\ действий и политических враждебных шагов против Рос-(нпской Республики.

В то время, как впервые в истории подавляющее большин-ciiin карельского народа берет в свои руки собственною

* См т 111, док № 137 ** См. т. I, док. Лв 39 ЬЬ.


судьбу и в лице автономного Правительства Карельской Трудовой Коммуны в тесном единении с Федерацией свободных народов Российской Республики осуществляет в полной мере национальное самоопределение, Финляндское Правительство, с одной стороны, посылает банды погромщиков и палачей, распространяющих по всей Карелин кровопролитие и ужас и предающих пыткам и мучительной смерти лучшие элементы карельского народа, и, с другой стороны, в явном противоречии с действительностью распространяет ложное представление о том, что карельский народ якобы лишен автономии. Более того, обратившись с просьбой о разрешении этого вопроса к так называемой Лиге наций, Финляндское Правительство тем самым соединилось с некоторыми правительствами, ведущими враждебную политику против Российской Республики и ее союзников.

Подосланные Финляндским Правительством банды, встретив единодушное сопротивление рабочих и крестьян Карелии и России, потерпели вскоре жестокое поражение. Военные операции против вооруженных банд па территории Карелии дали возможность Российскому Правительству получить в свои руки массу документов, развертывающих всю картину того, как на территории Финляндии и при содействии финляндских властей проходила организация так называемого восстания. Так, например, в одной из разбитых под Поросозе-ром многочисленных банд было 500 человек, в числе которых было только 60 карелов, насильно принужденных вступить в отряд, остальные же под руководством 6 офицеров финляндской регулярной армии прибыли из Финляндии. Ответственность за все многочисленные жертвы, которые были и будут принесены в борьбе карельских народных масс, поддерживаемых их российскими- братьями, против вторгшихся из Финляндии насильников, должна быть возложена исключительно на Финляндское Правительство, являющееся действительным виновником этой бойни.

Российское Правительство еще в ноте от 5 декабря минувшего года * указало Финляндскому Правительству иа те меры, которые необходимо было последнему принять для действительного улажеипя конфликта. В качестве таковых мер Российское Правительство выдвигало полное и действительное закрытие границы, прекращение всякого содействия организациям и лицам, готовящим в Финляндии нападение на РСФСР, роспуск всех организаций н бюро в Финляндии, участвующих в подготовлении этих вторжений или в содействии им, полное воспрещение в Финляндии всякого рекрутирования и сбора денег ь пользу так называемого карельского восстания и всякой формы помощи ему из Финляндии и, на-

* См. т. IV, док. № 320.


копен, роспуск всех русских контрреволюционных организа* ппй в Финляндии и удаление из ее пределов всех руководящих лиц и всех вдохновителей этих организаций.

В настоящий момент, когда разбитые наголову белогвар-I си с к не отряды возвращаются в Финляндию, находя на ее К'ррптории убежище и все возможности для подготовки новых нападений, Российское Правительство еще раз вынуждено обратиться к Финляндскому Правительству с требованием принять те меры, осуществление которых привело бы к мирному улажению созданного им конфликта с Россией. Переходящие на финляндскую территорию из Карелии вооруженные отряды должны быть немедленно разоружены и все s частники их интернированы, причем для правильного проведения этой меры Российское Правительство предлагает (издание арбитражной комиссии из 4 нейтральных членов, из которых двое будут назначены Финляндским Правительством и двое — Российским Правительством. Все оружие, находящееся в руках этих отрядов, должно быть передано Россий-i кому Правительству, которое при этом случае напоминает Финляндскому Правительству о том, чго последнее само мно-юкратно заявляло, что так называемое карельское восстание не получает из Финляндии никакой помощи, а следовательно, не получает оттуда и оружия. Все предъявленные ранее Российским Правительством требования остаются в полной силе, поскольку указанные в них цели еще не достигнуты в ре-гультате поражения белогвардейцев в Карелии. При этом Российское Правительство особенно настаивает па необходимости безусловного закрытия всех специальных организаций, созданных для содействия в какой бы то пи было форме I.IK называемому карельскому восстанию, и прекращении всякой деятельности всех других организаций, преследующих ту /ко цель. Российское Правительство указывает также па необходимость полной ликвидации русских контрреволюционных организаций в Финляндии и высылки из ее пределов их руководителей п активных участников, список которых будет передан Финляндскому Правительству. Наконец, Российское Правительство ждет от Финляндского Правительства признания лежащего на нем обязательства полного материального помещения всех убытков, причиненных Карельской Трудовой Коммуне и ее населению вышеуказанными преступлениями,,i 1акже возмещения Российскому Правительству всех убыт-к(и, связанных с военными операциями по ликвидации этих выступлений. Российское Правительство в ближайшем будущем представит Финляндии точный подсчет этих убытков.

Российское Правительство предупреждает Финляндское Правительство, что всякая попытка обращения к третьим Го-i у/ырствам, великим или малым, пи в малейшей мере не бу-1,г] содействовать разрешению кспфликта и только усилит


лежащую на Финляндском Правительстве ответственность. Путь, ведущий к мирному разрешению создавшегося конфликта, заключается в выполнении Финляндским Правительством вышеуказанных мероприятий.

Примите уверения, господии Поверенный в Делах, в моем глубоком уважении.

Чичерин

Пенат по арх. Опубл. в газ «Известия» JÛ 12 (1451), 11 января 1922 г.

На эту ноту Г. В. Чичерина последовал б февраля ответ поверенного в делах Финляндии в РСФСР, в котором заявлялось, что содержащиеся в советской ноте «утверждения и обвинения» якобы являются «полностью необоснованными» Далее в ответе говорилось. «В ноте есть место, которое, кажется, заслуживает особого внимания, так как оно могло бы, возможно, явиться исходной точкой для плодотворных переговоров. В упомянутой ноте Российское Правительство предлагает создать специальную арбитражную комиссию для наблюдения за эффективным выполнением мер, принятых с той целью, чтобы карельские войска, переходящие из Карелии в Финляндию, были бы в Финляндии немедленно разоружены и интернированы. Такая комиссия состояла бы из четырех членов, являющихся подданными нейтральных держав, из которых двое были бы выбраны Правительством Финляндии и двое — Правительством России. Правительство Финляндии ни в коей мере не находит возможным поручить Комиссии проведение расследования, относящегося только к одной из стран. В то же время, в случае если Правительство России согласится со своей стороны на беспристрастное рассмотрение вопроса о Восточной Карелии, с точки зрения выполнения и соблюдения положений Мирного договора между Россией и Финляндией относительно Восточной Карелии, то Правительство Финляндии со своей стороны согласится с тем, чтобы одновременно были рассмотрены все претензии, которые Россия пожелала бы предъявить по данному вопросу к Правительству Финляндии Для того чтобы рассмотрение такого рода было эффективным, особенно в отношении вышеуказанного вопроса, о котором Правительство России специально попросило разъяснений, оно могло бы быть лучшим образом осуществлено на практике при посредстве Лиги наций, одной из главных целей которой является сохранение и развитие мирных отношений и согласия между народами, Если Правительство России, со своей стороны, предпочитает иное решение, например учреждение смешанной комиссии из подданных нейтральных держав, то Правительство Финляндии готово принять во внимание такой проект»

17. Телеграмма Официального Представителя РСФСР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел и в Народный Комиссариат Внешней Торговли РСФСР

14 января 1922 г.

Ввиду отказа АРА* дать кредит Украине просим 4 млн. [зол. руб.] предоставить в наше распоряжение. Это даст возможность хоть немного влиять на американский рынок.

* См. т. IV, прим 52.


Кроме того, АРА капризничает, не допуская никакого контроля за ее работой. Наше указание, что закупка пшеницы произведена по цене заметно более высокой, чем предыдущая рыночная, было понято как обида, за которой сквозило желание поставить кабинетский вопрос, несмотря иа очень хорошие личные отношения. Во избежание разрыва придется мириться со многими странностями АРА. Американские пароходчики подняли фрахты. Очевидно, порядочная часть пожертвованных 20 млн. [долларов] уйдет на покрытие таких особенностей американской работы.

Красин

11(40! 11 i,px.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: