Экономическое соглашение между РСФСР и Хорезмской Советской Народной Республикой

[29 июня 1922 г.]

В целях урегулирования торговых сношений на основе изменений, происшедших в области хозяйственной политики РСФСР и ХСНР, обе Республики в лице своих уполномоченных:

от Правительства РСФСР — Председатель Комиссии ВЦИК и Совнаркома по делам Туркестана Сергей Иванович Гусев и Заместитель Уполномоченного Народного Комиссариата Иностранных Дел РСФСР в Средней Азии Владимир Моисеевич Цукерман,

от Правительства ХСНР—Председатель Совета Народных Назиров ХСНР Абдулла Абдуррахман Ходжаев, — согласились в нижеследующем:

Статья I

Торговые сношения между РСФСР и ХСНР производятся правительственными учреждениями, общественными и частными организациями н отдельными гражданами обеих


республик свободно, без установления каких-либо специальных ограничений.

Статья II

Таможенная граница между РСФСР и ХСНР уничтожается. Товары, вывозимые из одной Республики в другую, никакими таможенными пошлинами или иными ввозными и вывозиьши сборами не облагаются.

Статья III

Обе Республики взаимно предоставляют государственным учреждениям, общественным и частным организациям и отдельным лицам право открытия торгово-промышленных, транспортных, кредитных и иных предприятий и обществ, а также организации периодических ярмарок, согласно действующих на территории каждой из Договаривающихся сторон узаконений.

Статья IV

Торговые операции на внешних рынках ХСНР производит согласованно с РСФСР на основаниях, изложенных в статьях V и VI сего соглашения.

Статья V

В странах, где это будет признано необходимым, по соглашению между РСФСР и ХСНР, могут быть учреждаемы при торговых представительствах РСФСР постоянные представительства ХСНР по торговым дела-м.

В странах, где нет Представительств Наркомвнешторга и где ХСНР экономически особо заинтересована, могут быть установлены по соглашению с РСФСР торговые представительства Хорезма, действующие под общим наблюдением Полномочных Представительств РСФСР.

Примечание. Торговые операции ХСНР в тех странах, где нет ее торгового аппарата, производятся через органы РСФСР.

Статья VI

План и порядок реализации своих экспортных товаров, а также порядок закупки импортных товаров Правительство ХСНР устанавливает совместно с Наркомвнешторгом.

Примечание. ХСНР предоставляет РСФСР преимущественное право па покупку хорезмииского экспортного сырья при прочих равных условиях.


Статья VII

Концессии иностранным государствам, обществам и отдельным лицам ХСНР предоставляет по предварительному соглашению с РСФСР. Преимущественным правом на получение концессий на территории каждой из Договаривающихся сторон пользуются взаимно граждане и юридические лица другой Договаривающейся стороны.

Статья VIII

С заключением настоящего соглашения экономическое соглашение между РСФСР и ХСНР от 13 сентября 1920 г. утрачивает свою силу *.

По финансовым вопросам обе Стороны уславливаются заключить специальное соглашение.

Статья IX

Настоящее соглашение, составленное на русском и узбекском языках, входит в силу с момента его подписания, но подлежит ратификации.

При толковании оба текста, русский и узбекский, считаются аутентичными.

Учинено в г. Ташкенте 29 июня 1922 года.

С. Гусев Абдулла Абдуррахман Ходжаев

В. Цукерман

Печат no арх Onyô.i в «Спарнике действующих договоров...», вып!, M, 1924, стр 336-337

Договор ратифицирован ВЦИК 25 сентября 1922 г., ЦИК Хорезмской Советской Народной Республики 12 октября 1922 г.

195. Меморандум Советской делегации на Гаагской конференции по вопросу о кредитах"4

30 июня 1922 г.

Пояснение к схеме распределения кредитов,

необходимых для экономического

восстановления России

Перед войной 1914 г. национальное богатство России оценивалось в 150 млрд. зол. руб., и се национальный доход достигал в 1913 г. суммы в 12—15 млрд. зол, руб. Европейская война (1914—1917 гг.) и военная интервенция

* См. т. Ill, док. № 95.


(1918—1920 гг.) поглотили почти половину (V12) богатств, которыми Россия обладала до 1914 г. Одна только интервенция и блокада нанесли России ущерб, достигающий суммы 39—50 млрд. зол. руб.

Ясно, что экономическое восстановление России для своего быстрого осуществления требует иностранной помощи и кредитов. Торговые и экономические отношения между Россией и остальным миром должны быть возобновлены в интересах всех могущих принять в них участие государств. Взаимная экономическая зависимость наций является общепризнанным фактом, и это было специально подчеркнуто британским премьер-министром в его речи в британском парламенте накануне Генуэзской конференции. Нужно хорошо понять, что проблема восстановления России не может быть успешно разрешена путем восстановления отдельных отраслей экономической жизни, как, например, транспорта или добычи руды, если в то же время будут оставлены без внимания другие отрасли, как, например, земледелие н промышленность, или наоборот. Работы по восстановлению должны вестись одновременно во всех направлениях, так как лишь этим путем можно достигнуть действительных успехов.

Данные, приведенные в настоящем меморандуме, подобраны с целью показать общую сумму наиболее неотложных нужд Комиссариата Путей Сообщения по всем видам транспорта, Комиссариата Земледелия и Высшего Совета Народного Хозяйства, ведающего всей русской промышленностью, принадлежащей государству н им управляемой. Данные, представленные Комиссариатами, были рассмотрены и проверены специальной комиссией, образованной Российским Правительством для разработки полного плана экономического восстановления России, и значительно урезаны, в особенности после того, как Генуэзская конференция обнаружила тот факт, что условия мирового денежного рынка не дают возможности найти необходимые для русских нужд кредиты в том размере, в каком они были в свое время исчислены. Например, потребности Комиссариата Путей Сообщения, первоначально исчисленные в сумме до 2 млрд. зол. руб., были сокращены до 1050 млн. руб., т. е. почти наполовину; цифры, относящиеся к Комиссариату Земледелия, были сокращены на 2/з, т. е. с 2800 млн. руб. до 924 млн. руб. Потребности Высшего Совета Народного Хозяйства претерпели еще более значительное сокращение — с 5600 млн. руб. до 750 млн. руб. Не предусмотрены кредиты на почту, телеграф и телефон, санитарные мероприятия, городское хозяйство и пр. Программа включает лишь то кредиты, которые крайне необходимы для экономического восстановления России в трехлетний период, Причем эти кре-


диты, вероятно, потребуются в равных долях ежегодно. Однако возможно, что первый год потребует больших расходов, чем последующие. Необходимо отметить, что данные цифры представляют лишь суммы, подлежащие расходованию в иностранной валюте на покупку товаров и машин за границей, которые нельзя получить в России. Расходы по оплате работ, а также материалов, которые можно получить в России, будут приняты на себя Российским Правительством, которое даже в настоящее время тратит весьма значительные суммы на восстановление; например, ежегодно расход российских железных дорог достигает 350 млн. зол. руб., т. е. суммы, почти вдвое большей, чем сумма, ежегодно требуемая для закупок за границей (200 млн. руб.).

Другим примером того бремени, которое Российское Правительство намерено взять на себя в этом отношении, является тот факт, что первоначальный план Комиссариата Путей Сообщения предусматривал расход в общей сумме до 4900 млн. руб., из которых лишь 1788 млн. руб. предполагалось получить за границей, причем имелось в виду получить 2800 млн. руб. в самой России. Сумма же в 312 млн. руб. могла быть сбалансирована либо путем иностранных кредитов, либо при помощи добытых внутри страны средств. Эта последняя категория расходов предназначалась на постройку верфей и доков и благоустройство портов и является предметом концессий для иностранцев.

I. Транспорт

1) Переходя от этих обших замечаний к краткому обзору отдельных статей, содержащихся в перечне, необходимо заметить, что, поскольку имеются в виду потребности Комиссариата Путей Сообщения, первая статья в 600 млн. руб. представляет общую сумму, необходимую для восстановления первых 15 000 верст наиболее важных магистралей русской железнодорожной сети, при исчислении средней стоимости одной версты в 40000 руб. Эти 15 000 верст представляют важнейшие линии для перевозки продовольствия н топлива и связывают Центральную Россию с портами Черного, Балтийского и Белого морен. Статья включает сумму, необходимую па ремонт и оборудование железнодорожной, телеграфной и телефонной сети. Здесь следует отметить, что общая длина русских железнодорожных путей значительно превышает 60 000 верст.

2) 150 млн. руб. представляют сумму, требующуюся для выполнения работ по восстановлению русских водных путей на трехлетний период.

3) 60 млн. руб. требуется для восстановления каботажного судоходства и ремонта наиболее важных портов.


4) Ремонт шоссейных дорог и мостов.

5) Приобретение новых грузовиков, подъемных кранов и запасных частей для уже и-меющихся.

П. Сельское хозяйство

Переходя к статьям расходов, требуемых для восстановления сельского хозяйства в России, необходимо сначала остановиться на кредитах, предназначенных на ирригационные н осушительные работы, которые в довоенное время имели в России немалое значение. Так, например, в одном Крыму эти работы оценивались в 19 млн. руб., а в других местностях России — в 30—50 млн. руб. Работа по дренажу* Юго-Востока (губернии Саратовская, Самарская, Уральская, Оренбургская и Донской район) велась на площади в 25 млн. десятин.

С начала империалистической войны вся работа была прекращена, а во время военной интервенции 1918—1920 гг.** ирригационные сооружения в Крыму были уничтожены. Прекращение работ н разрушение существовавших сооружений явилось одной из причин (в особенности на территории Юго-Востока, подверженного засухам) исключительного неурожая в 1921 г.

6) 60 млн. руб. требуются исключительно для восстановления ирригационных работ в Крыму, Туркестане и Европейской России, Эта программа не включает рытье новых колодцев, новых ирригационных работ, укрепления оврагов и т. п. Эти последние работы потребовали бы дальнейших кредитов, превосходящих сумму 100 млн. руб. Излишне упоминать о том, что плодородие почвы увеличивается во много раз после выполнения того типа работ, который был описан.

7) Семенной фонд государства (исключая Украину) достигал в 1916 г, цифры 567 мли. пудов. В 1922 г. он составлял лишь 290 млн. пудов. Таким образом, сокращение достигает 377 млн. пудов*** н требует для своего возмещения кредита в 39 млн. руб.****

8) В 1916 г. стоимость сельскохозяйственного инвентаря определялась в 459 020 000 руб. В настоящее время сельскохозяйственный инвентарь сократился не менее чем на 50%, и одновременно его качество ухудшилось по меньшей мере

* Так в тексте. По-видимому, имеется в виду работа по ирригации. ** В тексте ошибочно—1914—1919 гг. *** Так в тексте. **** Так в тексте. В схеме распределения испрашиваемых кредитов (см. стр. 472) в разделе «Сельское хозяйство» по позиции «Семенной фонд и образцовая обработка земли» указана сумма в 390 млн. руб.


в 2 раза. Таким образом, настоящая стоимость сельскохозяйственного инвентаря едва ли превышает 114 755 000 руб. Чтобы довести его до уровня 1916 г., требуется сумма в 344 265 000 руб. Сумма эта равным образом включает расход на восстановление русских заводов, производящих сельскохозяйственные орудия. Принимая во внимание, что изложенная программа восстановления сельскохозяйственного инвентаря до уровня 1916 г. потребует определенного времени, Русская комиссия сочла возможным уменьшить эту общую сумму до 210 млн. руб.

9 и 10) Эти кредиты требуются для закупки за границей искусственных удобрений и средств для борьбы с вредителями. Следует ИчМеть в виду, что в 1913 г. Россия потребила 42'/г млн. пудов удобрении, из которых лишь II млн. пудов, оцениваемых в 4 627 000 руб., были произведены в России, а остальные 31V2 млн. пудов стоимостью в 21 507 750 руб. были ввезены из-за границы. Внутреннее производство удобрений в настоящее время совершенно незначительно, так как 75% районов, производивших фосфаты, оказались отделенными от России. Выработка остающихся заводов достигает лишь 1500 000 пудов. Средства борьбы с вредителями всегда ввозились, и вся сумма, требуемая для этой цели (30 млн. руб.), подлежит расходованию за границей.

И) 45 млн. руб. требуется для восстановления и снабжения необходимым оборудование-м рыбного н охотничьего промыслов, из которых последний дает значительное количество экспортных товаров. Сумма эта требуется для закупки 100 000 ружей, дроби, пороха и рыболовных снастей.

12) В довоенное время фактически ничего (или очень мало) не расходовалось на механизацию сельского хозяйства. Имеется в виду, в целях поднятия уровня русского сельского хозяйства путем ввоза орудий механической обработки земли, образовать 200 единиц с включением в состав каждой из них по 50 тракторов. Их стоимость, включая расходы на ремонтные мастерские н запасные части, исчисляется в 123 млн. руб.

13) 36 млн. руб. требуется для восстановления существующих элеваторов и холодильников. До войны русский Государственный банк предполагал построить по всей России сеть элеваторов. Однако война помешала выполнить этот план, и только незначительное число элеваторов общей мощностью в 10 млн. пудов оказались законченными. Отсутствие подходящих помещений для хранения зерна причиняет огромные потерн торговле, и быстрое восстановление элеваторов является вопросом первостепенной важности. Сумма, требуемая для ремонта существующих холодильников, исчисляется в 5 млн. руб.


III. Промышленность

Нижеприводимые цифры представляют лишь те суммы, которые требуются для закупки за границей необходимого машинного оборудования, инструментов и пр., которые нельзя приобрести в России, и не включают каких-либо расходных статей на платежи, которые должны быть произведены в рублях, так как Российское Правительство предполагает этого рода расходы покрыть само. Кроме того, только часть общего итога представляет требуемую для инвестиций сумму, необходимую для увеличения основного капитала предприятий, а остальная часть предназначается на увеличение оборотного капитала.

Советскому Правительству важно получить промышленные кредиты для всех отраслей промышленности, прежде всего кредиты, необходимые для возобновления нормальной работы всех видов транспорта и восстановлеиня сельского хозяйства.

В соответствии с этим добыча топлива должна достигнуть максимально возможнойч цифры. Российское Правительство полагает, что к концу 3-го или 4-го года добыча основных видов топлива должна достигнуть следующих цифр:

Ежегодно уголь................ 1 G00 000 тыс. пудов

> нефть................ 500 000 »»

» торф................ 320 000» у

При настоящем положении топливной промышленности выполнение вышеизложенной программы возможно лишь при помощи новых капиталовложений. Предполагается, что угольная (и вообще горная) промышленность потребует не менее чем 25 млн. руб. ежегодно в течение ближайших трех лет. Нефтяная промышленность потребует 10 млн. руб. ежегодно и, наконец, лесная промышленность до 40 млн. руб. Добыча железной руды, металлургия и металлообрабатывающая промышленность равным образом должны в первую очередь иметь в виду содействие транспорту и земледелию в получении ими необходимой продукции этих производств.

Для достижения этой цели программа-минимум на конец 3-го года должна включать ежегодно:

железную руду...................250 млн. пудов

чугун.......................... 120»?

и соответственно: производство сельскохозяйственных орудий и машии на 38 млн. руб., транспортных средств на 50 млн. руб. Расходы, необходимые для этого, принимая во внимание настоящее техническое и финансовое положение рудников и заводов, будут выражаться в 270 млн. руб. за 3 года. Реализация принятой Российским Правительством


программы-минимум по электрификации представляет аналогичную проблему, в связи с которой становится необходимым увеличить выплавку меди до 1100 тыс. пудов и производство различных электротехнических принадлежностей до 38 млн. руб. Чтобы справиться с этой задачей, электротехническая промышленность должна получать кредиты до 5 млн. руб. ежегодно в течение ближайших трех лет.

Производство минеральных удобрений н других химических продуктов потребует минимум. 15 млн. руб. на 3 года.

Равным образом развитие сельского хозяйства возможно лишь при условии снабжения русских крестьян товарами, прежде всего хлопчатобумажными и шерстяными тканями. Снабжение сельского населения может быть осуществлено либо в форме товарных кредитов, предоставляемых Российскому Правительству, или же в форме непосредственного восстановления соответственных промышленных отраслей.

Российское Правительство придерживается того мнения, что оба -метода могут быть здесь применены и что в тех случаях, когда значительные капиталы смогут быть найдены в самой России в форме оборудования и строений, метод снабжения должен заключаться в самой строгой экономии, т. е. импорт готовых изделий не будет в этом случае целесообразен, а нужны будут лишь кредиты на увеличение оборотного капитала отдельных существующих производств.

Это в особенности применимо к русской текстильной промышленности. Ее минимальное производство, достаточное для удовлетворения насущных потребностей, может быть исчислено в следующих годовых цифрах:

1 400 000 000 аршин хлопчатобумажных тканей, 60 000 000 аршин шерстяных тканей, 3 600 000 пудов льняной пряжи,

что повлечет ежегодный расход по меньшей мере в 35»млн. зол. руб. Большая часть капитала должна пойти на покрытие расходов по закупке за границей хлопка до того времени, пока будет восстановлена производительность русских хлопковых полей (Туркестан н Фергана).

IV. Торговля и банковое дело

300 млн. руб., гребуемые для восстановления международной торговли, значение которой признается обеими сторонами, в действительности предназначаются для получения оборотного капитала в форме иностранных товаров для различных русских кооперативных обществ и организаций, которые обменяют их в России на экспортные товары, которые они вывезут и продадут за границей, и этим путем покроют авансированные им фонды. Таким образом, этот кредит не означает долгосрочного помещения капитала, но имеет в


виду форму краткосрочного займа, который дает возможность постепенного возрождения русской внешней торговли. 200 млн. руб. предназначаются для того, чтобы дать возможность вновь учрежденному Российскому Государственному банку стабилизировать обменный курс русской валюты, как подготовительную меру к предстоящей реформе русской денежной системы, и, во-вторых, для образования части резервного фонда, предназначенного для обеспечения новых банкнот, которые Банк выпустит в ближайшем будущем н которые не потребуют их немедленной оплаты.

Схема распределения кредитов, испрашиваемых

на трехлетний период (до 1 января 1926 г.)

для восстановления России

te мл. pyô.l

I. Транспорт

1) Железнодорожный транспорт............ 600 млн.

2) Речной.......................... 150 >

3) Судоходство и порты................. 60»

4) Дороги общественного пользования н мосты.. 90 >

5) Автомобильный транспорт.............. 150 >

Итого........1 050 млн.

II. Сельское хозяйство

6) Ирригационные и осушительные работы..... 60 млн.

7) Семенной фонд и образцовая обработка земли. 390 >

8) Сельскохозяйственные машины...........2!0 >

9) Удобрения........................ 30»

10) Инсектициды....................... 30»

11) Охота и рыбная ловля................ 45 >

12) Тракторы.........................123 >

13) Элеваторы и холодильники.............. 36 >

Итого......... 924 млн.

III. Промышленность

Текстильная промышленность.............. 105 млн.

Металлургическая промышленность........... 270 >

Нефтяная........................... 30 >

Горнодобывающая, включая уголь........... 75 >

Сахарная промышленность................ 15 >

Пищевая............................ 15»

Кожевенная.......................... 60 >

Лесная............................. 120 >

Электротехническая..................... 15 >

Химическая.......................... 15»

Прочие отрасли........................ 30 >

Итого.........750 млн.


IV. Торговля а банковое дело

Восстановление внутренней торговли......... 300 мли.

Банковые кредиты......................200 >

Итого.........500 млн.

Общий итог..........3 224.млн. руб. золотом.

Печат. по сборн. tConjerence at

the Hague..», pp 16.'!—107.

Опубл в cödpH «Гаагская конференция...»,

M, 1922, стр. 270-277.

196. Нота Правительства Дальневосточной Республики Правительству Японии*

[30 июня 1922 г.]

Правительство Дальневосточной Республики неоднократно заявляло, что оно руководствуется стремлением установить мирные и дружественные взаимоотношения между Дальневосточной Республикой и Японией.

Тем не менее Правительству Дальневосточной Республики в силу обстоятельств, от него не зависящих, осуществить это стремление не удавалось. Продолжавшиеся в течение восьми месяцев переговоры в Дайрене, несмотря на то, что там были выяснены все принципиальные вопросы, касающиеся экономических взаимоотношений между Дальневосточной Республикой и Японией, были прерваны не по вине Правительства Дальневосточной Республики **.

Ввиду того, что ныне Императорское Правительство считает своевременным возобновить переговоры между Дальневосточной Республикой и Японией об установлении дружественных взаимоотношений, Правительство Дальневосточной Республики заявляет, что оно готово немедленно вступить в переговоры с Императорским Правительством Японии"5.

Со времени перерыва переговоров в Дайрене уполномоченные Правительства России и Дальневосточной Республики приняли участие вместе с уполномоченными Императорского Японского Правительства на Генуэзской конференции, где, совместно с другими державами, уполномоченные обеих сторон приняли ряд решений, имеющих целью урегулирование разных сторон международной жизни. В особенности большое значение имели постановления, принятые на заключительном заседании конференции, имеющие целью восстановление мира и взаимного доверия, обязательство о ненападении, принятое всеми державами, в том числе

* Передана особоуполномоченным Дальневосточной Республики в Харбине через японского генерального консула в Харбине Яманоути 7 июля 1922 г.

** См. док. № 136, 148,


Дальневосточной Республикой, Россией и Японией*. Эти постановления являются лишь первым шагом к установлению условий, действительно гарантирующих мир и нормальные торговые и другие отношения между государствами.

Исходя из общего духа Генуэзской конференции и необходимости окончательного урегулирования отношений между Дальневосточной Республикой и Россией, с одной стороны, и Японией — с другом, Правительство Дальневосточной Республики считает, что успех переговоров и несомненные положительные их результаты могут иметь место лишь при соблюдении некоторых условий. Прежде всего переговоры должны вестись между Японией, с одной стороны, и Дальневосточной Республикой и Россией — с другой. Правительство Дальневосточной Республики возьмет на себя переговоры об участии России на конференции в общей делегации с Дальневосточной Республикой.

Переговоры, имевшие место в Дайрене, не имели успеха потому, что японские делегаты не были уполномочены разрешить вопрос об эвакуации японских войск из Приморья. Правительство Дальневосточной Республики, считаясь с ходом переговоров в Дайрене, полагает, что возобновление переговоров не будет безрезультатным лишь в том случае, если Императорское Правительство было бы согласно вывести в кратчайший срок войска с территории Дальневосточной Республики и, главное, готово было бы уполномочить своих делегатов фиксировать в подписываемом соглашении совершенно точно срок этой эвакуации.

Правительство Дальневосточной Республики надеется, что Императорское Японское Правительство согласится с вышеизложенной точкой зрения, которая имеет в виду лишь облегчить и ускорить ход переговоров, чтобы открыть путь к широкому экономическому развитию и торговым отношениям между русским Дальним Востоком н Японией. Последнее является одинаково необходимым как для народов России, так и Японии.

В случае, если Императорское Правительство изъявит желание возобновить переговоры, считаясь с высказанными здесь соображениями, Правительство Дальневосточной Республики, снесясь с Правительством Советской России, готово будет немедленно приступить к обсуждению вопросов, касающихся места и времени переговоров.

Министр Иностранных Дел

Дальневосточной Республики

Я. Янсон

Пенат. по газ. «Дальневосточный путь» M 180, Il июля IS22 г.

* СМ, СТр, 4Q8.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: