Нота Правительства РСФСР Правительствам Англии, Франции и Италии

2 ноября 1922 г. № 1273

Российское Правительство получило сообщение от Правительств Великобритании, Франции и Италии от 27 октября с приглашением послать представителей на ближневосточную, конференцию в Лозанне для участия в обсуждении вопроса о проливах.


Российское Правительство находит совершенно неправильным и ничем не оправдываемым устранение России от участия в конференции при разрешении всех других вопросов. Оно прежде всего констатирует, что намеченный державами состав конференции резко отличается от состава государств, подписавших Севрский договор, что свидетельствует о том, что предстоящее в Лозанне обсуждение ближневосточных дел отнюдь не может быть рассматриваемо как запоздалая ликвидация прежнего участия в великой европейской войне, ликвидация, по существу невозможная после блестящих побед турецкого народа, но что новая конференция будет иметь целью общее урегулирование всех ближневосточных дел.

Такой взгляд на истинный характер Лозаннской конференции подтверждается и тем обстоятельством, что некоторые из ее участников уже заключили с Турцией сепаратные соглашения. Последнее обстоятельство, с другой стороны, не позволяет Российскому Правительству рассматривать Лозаннскую конференцию и как собрание настоящих воюющих сторон, имеющее целью прекращение нынешнего состояния войны. Большинство приглашенных в Лозанну государств к числу таковых не относится. Исходя из того, что Лозаннская конференция имеет целью общее урегулирование ближневосточные дел во всем их объеме, Российское Правительство считает совершенно недопустимым приглашение России лишь для одкиго обсуждения вопроса о проливах, а не на конференцию в целом. Ему совершенно непонятно отсутствие на конференции не только России, но и соседней с Турцией Болгарии, при одновременном присутствии не только Югославии и Румынии, но и отдаленной Японии. В таком искусственном подборе состава конференции Российское Правительство не может не усматривать попытки приглашающих держав произвольно определять права и степень участия тех или иных государств при урегулировании восточных дел.

Приглашающие державы привлекают к разрешению этой задачи одни государства и устраняют от нее другие, не опираясь ни на какие законные основания. В таком образе действий приглашающих держав приходится усматривать проявление политики, которая допускает нарушение законных прав более слабых государств более сильными, и попытку произвольно распоряжаться их судьбой и их интересами. Этот образ действий приглашающих держав внушает серьезные опасения, что им чуждо намерение восстановить в полном объеме права турецкого народа и его суверенную власть на его территории и в его водах. Произвольный состав Лозаннской конференции и упорное нежелание приглашающих держав допустить участие России в конференции в полном объеме создают на ней обстановку, подвергающую риску возможность


Полного удовлетворения жизненных интересов турецкого народа и проведения принципа его суверенных прав.

В то время, когда все государства Антанты были объединены в борьбе против территориальной неприкосновенности Турции и в конечном счете против самого ее существования как независимого государства, одна Советская Россия вступила на путь дружбы и братства с героически боровшимся турецким народом и заключила с правительством Великого Национального Собрания Турции договор, окончательно установивший дружественные отношения между ними *. Устранение именно России из числа участников общего договора с Турцией указывает на то, что великие державы Антанты решили лишить за столом конференции турецкий народ' плодов его побед и его героических усилий. Советская Россия, друг всех угнетенных народов, провозглашающая право всех наций на самоопределение, за время своего существования установила дружественные связи с народами Востока, приведшие к созданию устойчивого положения на Востоке, и на Лозаннской конференции она считает себя обязанной проводить те же принципы.

Российскому Правительству чуждо всякое стремление к возобновлению методов старого царского правительства и других правительств, которые хотели держать Турцию под опекой. Наоборот, оно для того и считает нужным принять участие в конференции, чтобы добиться признания всей полноты суверенных прав турецкого народа, что единственно н может обеспечить на Ближнем Востоке прочный порядок, в существовании которого непосредственно заинтересована и Россия. Проведение этого принципа в военной и морской областях служит, кроме того, необходимой гарантией мира на Черном море и безопасности берегов России, Украины и Грузии. В образе действий приглашающих держав выражается, наоборот, их стремление ставить народы Востока в положение неравенства.

Их отказ пригласить Россию к участию во всех работа к конференции, за исключением обсуждения вопроса о проливах, является равным образом попыткой нарушить права и интересы Российской Республики в области внешней политики н нанести ущерб ее международному положению.

Российское Правительство, как оно уже указывало державам в йоте от 18 октября **, полагает, что попытка разрешить вопрос о проливах отдельно от всех остальных вопросов,' подлежащих разрешению на Ближнем Востоке, не дала бы тех результатов, которые ожидаются от конференции, и не новела бы к прочному и длительному разрешению вопроса о

* См. т. Ill, док. № 342. ** Имеется в виду нота от 19 октября 1922 г.; см. док. Ne 283,


проливах, удовлетворительному для всех участников. Оно считает, что установление того или иного режима в проливах неразрывно связано с тем положением вещей, которое предполагается создать на Ближнем Востоке. Для него ясно, что 10 или иное решение любого вопроса, стоящего в порядке дня конференции, не может не влиять в той или иной мере на положение дел в проливах.

Российское Правительство не сомневается, что, если бы державы Антанты стремились к действительному установлению прочного мира, они не пытались бы оставлять Россию вне рамок международных соглашений при разрешении ближневосточных проблем. Имея целью интересы всеобщего мира и осуществление права всех народов на самоопределение и выполняя свою обязанность оберегать законные права, достоинство и жизненные интересы Советской Республики, Российское Правительство видит себя вынужденным решительно настаивать на своем полном участии, а также на полном участии Украины и Грузии в ближневосточной конференции в ее целом, без всяких ограничений, на равных правах с другими участниками. Российское Правительство просит приглашающие державы Лозаннской конференции дать в возможно кратчайший срок ответ, с тем чтобы Российская делегация успела прибыть к началу конференции.

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ. ^Известия» M 251 (1690), 5 ноября 1922 г*

В упоминаемой ноте правительств Великобритании, Франции и Италии, переданной и. о. британского официального агента в РСФСР Питер-сом на имя Г. В. Чичерина нотой от 27 октября 1922 г., говорилось:

«Правительства Франции, Великобритании и Италии приглашают правительства Японии, Румынии, Югославии, Греции и Турции послать представителей в Лозанну 13 ноября, чтобы заключить мирный договор и прекратить войну на Востоке. Среди вопросов, подлежащих обсуждению на этой конференции, будет вопрос о проливах. Правительства Франции, Великобритании и Италии сознают, что этот вопрос затрагивает интересы, требующие специального обсуждения и совещания с державами не из числа воюющих, в частности с державами, чьи границы прилегают к Черному морю. Правительства Франции, Великобритании и Италии приглашают поэтому Российское Советское Правительство озаботиться о посылке своих представителей в Лозанну для принятия участия в обсуждении вопроса о проливах. Время открытия этого обсуждения будет сообщено Российскому Советскому Правительству позже».

На ноту правительства РСФСР от 2 ноября 1922 г_ председатель совета министров и министр иностранных дел Франции Пуанкаре 14 ноября 1922 г. направил на имя Г. В. Чичерина следующий ответ:

«Правительства Франции, Великобритании и Италии самым внимательным образом рассмотрели возражения, формулированные Россий-


ским Советским Правительством по поводу отправленного ему ими 26 ок^ тября * приглашения прислать своих представителей для обсуждения вопроса о проливах. Все три Правительства считают нужным заявить, что на конференцию, которая должна собраться в Лозанне для прекращения состояния войны на Ближнем Востоке путем заключения мирного договора с Турцией, они пригласили государства, не находящиеся в настоящее время в состоянии окончательного мира с этой державой.

Они также считают нужным отметить, что представители, которых Советскому Правительству предложено своевременно прислать в Лозанну, будут иметь право при обсуждении вопроса о проливах участвовать в переговорах и решениях и смогут, таким образом, изложить свою точку зрения по различным аспектам этого вопроса.

Все три Правительства добавляют к этому, что Российское Советское Правительство вполне свободно может включить в состав своей делегации делегатов Украины и Грузни, подобно тому как им были включены представители этих республик в состав Советской делегации на Генуэзской конференции».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: