Заявление Советской делегаций на заседании Ёюро Московской конференции по разоружению

4 декабря 1922 г.

Советское правительство пригласило представителей западных соседей на совещание с целью достигнуть в возможно короткий срок максимального сокращения вооружений и облегчения военного бремени *. Именно своей инициативой Советское правительство показало, что то состояние «морального разоружения», о необходимости которого высказываются представители соседних государств, ему, Советскому правительству, ближе всего, ибо только правительство, которое не желает ни на кого нападать и стремится обеспечить мирные и дружественные отношения с соседями, способно проявить действительную готовность в деле своего разоружения параллельно с разоружением своих соседей. Ни в чем другом готовность отказаться от политики захватов, насилия, империалистического гнета не может найти такого явного, открытого, достаточного и бесспорного выражения, как в программе сокращения вооружений и расходов на армию и флот. Пробным камнем в отношении так называемого «морального разоружения» является степень готовности к материальному разоружению. Советское правительство эту степень готовности обнаруживает перед всеми народами ваших стран своим предложением сократить в течение полутора илн двух лет армию в 4 раза, установить предельные суммы военных бюджетов, ликвидировать иррегулярные войска и нейтрализовать пограничную зону. Мы не считаем эти наши предложения максимальными, а готовы, при соответственной инициативе с вашей стороны, идти и на дальнейшие сокращения, если только они окажутся технически и практически сколько-нибудь возможными.

Несомненно, что во взаимоотношениях разных стран, и особенно соседних, возникают многочисленные и разнообразные вопросы, подающие повод и к недоразумениям, и к конфликтам. Также несомненно, что для поддержания мировых нормальных отношений необходима наличность таких учреждений, которые способны такого рода недоразумения и конфликты своевременно предусматривать и устранять. То состояние морального разоружения, о чем сказано выше, предполагает несомненную готовность заинтересованных государств к созданию таких учреждений и к обеспечению их правильного функционирования. В частности, этим самым предполагается готовность заинтересованных государств прибегать в необходимых случаях к беспристрастному третейскому разбирательству (арбитраж).

* См. т. V, док. N° 183.


Но история взаимоотношений между разными государствами, история политических договоров и их исполнения и неисполнения, история войн, возникавших в силу нарушения этих договоров, в частности история бельгийского нейтралитета, и пр. свидетельствуют, что международные соглашения и договоры о третейском суде, международные, чисто дипломатические гарантии нейтралитета и пр. и пр. при первом остром конфликте оказываются недействительными и неспособными предотвратить или приостановить кровавый конфликт, поскольку заинтересованные стороны дополняют все эти гарантии военным соревнованием, непрерывно растущими вооружениями и увеличением военных расходов. Следовательно, весь мировой опыт государственных взаимоотношений с полной ясностью и несомненностью свидетельствует, что третейские суды, дипломатические договоры и пр. только в том случае не превращаются в ловушку для народных масс, если в основе всех этих учреждений лежит определенная, конкретная, точно разработанная программа материального разоружения в возможно короткий срок, которая явилась бы самым непосредственным, осязательным для народных масс облегчением бремени вооружения.

Исходя из этих соображений, Российское правительство может считать для себя приемлемым принцип третейского разбирательства только при условии одновременного материального разоружения.

Взяв на себя инициативу настоящей конференции, Советское правительство проникнуто стремлением поставить этот вопрос во всем его значении без всяких недомолвок и экивоков. Между тем перенесение центра внимания и работы конференции на чисто формальные и дипломатическо-технические вопросы договоров, соглашений, резолюций и пр. без предварительного и твердого согласия всех участников разрешить основной вопрос о сокращении вооружений, обрекло бы настоящую конференцию па бесплодность, явную или прикрытую теми или иными второстепенными вопросами по типу международных конференции в Вашингтоне, Генуе и Гааге, не давших народным массам никакого облегчения и устранения опасности военных конфликтов. В силу указанных соображений мы предлагаем поставить немедленно вопрос о разоружении в комиссии, поскольку, к сожалению, отказались поставить его на пленуме, отнюдь не возражая против параллельного рассмотрения всех других вопросов, а в том числе и вопроса об арбитраже в соответственных подкомиссиях.

Лечат, по док. Москоаской конференции по разоружению: Протокол Л5 2 заседания Бюро конференции: Приложение №!. Опубл. (частично) в газ. 'Известия» M 275 (1715), 6 декабря 1922 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: