Выступление Представителя СССР в Китае Л. М. Кара-хана на приеме в Пекинской Торговой палате

У/ сентября 1923 г.

Я благодарю Пекинскую Торговую палату за те приветствия и выражения симпатии к России, которые я здесь слышал, и я очень рад желанию, высказанному пекинскими коммерсантами, о необходимости скорого достижения торгового соглашения. Я думаю, что мои переговоры здесь дадут коммерсантам Пекина и Китая практические реальные результаты.

Уважаемый товарищ председателя Палаты указал здесь, что Россия была 'первой страной, с которой Китай имел торговые сношения, и что еще в XVII веке существовало торговое соглашение между обеими странами. Это верно. Но, к сожалению, в течение этих нескольких столетий царское правительство вместе с другими державами вело преступную политику то отношению к Китаю.

Я буду очень рад, если Советская Россия будет первой страной, которая заключит с Китаем действительное соглашение, основанное на полном равенстве, н я уверен, что это так и будет, что мы первые подпишем такой договор с Китаем и что этот договор урегулирует и наладит торговые сношения между нашими странами.

Я не буду отрицать конфликтов на границах в связи с торговлей. Такие конфликты в прошлом были, и я должен добавить, что мне приходилось защищать интересы китайских купцов. Но это совершенно ненормально. Я должен был защищать интересы китайских купцов, ибо уполномоченных китайского правительства в России нет. Пока нет нормальных отношений между Россией и Китаем, пребывание некоторых китайцев в России или пребывание нашей миссии здесь совершенно недостаточно. Даже мое пребывание здесь ничего еще не значит. Нормальные отношения достигаются с помощью договоров, путем обмена дипломатическими н консульскими представительствами. Я надеюсь, что теперь это будет достигнуто и мы сумеем разрешить в договоре все необходимые вопросы, в том числе н торговые.


Когда я уезжал из Москвы, меня просили очень многие наши государственные учреждения обратить внимание на многие продукты, которые мы получали раньше из Китая. Наша торговля с Китаем играет для нас большую роль. Для примера возьмем хотя бы чай. Хотя родина его Китай, но это иаш национальный напиток. В России каждый рабочий и крестьянин пьют чай, и во время войны мы не имели возможности получать чай непосредственно из Китая. Я ие буду говорить о других -продуктах. Вам они лучше известны. Но я могу сказать совершенно уверенно, что ваши желания урегулировать и укрепить торговые сношения разделяются в одинаковой степени в России.

Еще раз благодарю вас за приветствие и выражаю уверенность, что разрешение вопроса торговых сношений, как и вопроса русско-китайской дружбы, является теперь делом ближайшего будущего. Но нужно добиться, чтобы никто ие помешал этой дружбе н, вместе с тем, и торговым отношениям между 'Россией и Китаем 94.

Па чат. по арх.

258. Нота Правительства СССР Правительству Франции*

12 сентября 1923 г. M 515

К нам поступили сведения из Константинополя, что французские морские власти направляют в Марсель русские торговые суда, уведенные изменниками России нз портов Медного моря и находившиеся затем в Константинополе **. Советское Федеративное Правительство надеется, что Французское Правительство, которое еще иедавио открыто заявило о своих дружеских чувствах в отношении к России, запретит этот новый враждебный н грабительский акт в отношении русского народа н его союзников. Если несколько изменников России хотят 'придать этому насильственному акту видимость законности, то мы предупреждаем Французское Правительство, что претензии этих изменников лишены всякого основания н что всякое соглашение с ними по этому поводу недействительно. Всякая сделка о продаже, сдаче в аренду этих судов, а равно как и всякая другая сделка, заключенная без согласия Советского Федеративного Правительства, лишена силы и является недействительной. Советское Федеративное Правительство требует их немедлен-

* Передана по телеграфу на имя председателя совета министров и Министра иностранных дел Франции Пуанкаре.

** См. т. III, док. № 227; т. IV, док. № 33, 59, 62, 189; т. V, док. № 174 и док. № 123, 134, 198, 214, 228 нестоящего тома.


ного возвращения и рассматривает захват их как серьезное нарушение интересов России и ее союзников, ответственность за которое падет на то правительство, которое санкционировало бы эти акты.

Георгий Чичерин

Печат. по арх Опубл. в газ «Известия» M 209 (1946), 16 сентября 1923 г.

259. Нота Правительства СССР Правительству Польши *

13 сентября 1923 г.

В своем меморандуме от 31 августа с. г. по вопросу о признании СССР Польское Правительство исходит из некоторых предпосылок общеполитического характера, которые, однако, никоим образом не могут быть признаны основательными и которым Союзное Правительство считает необходимым противопоставить следующие (положения.

Акт 6 июля 1923 г. **, положивший основание новой форме государственного бытия Советских Социалистических Республик, нисколько.не изменил сущности договорных взаимоотношений этих Республик с третьими государствами. Наоборот, в нотификации, врученной 23 июля с. г.*** представителям правительств, аккредитованным ib Москве, указано с полной определенностью, что «на Народный Комиссариат по Иностранным Делам Союза Советских Социалистических Республик возложено ведение от имени Союза всех его международных отношений, в том числе (Проведение в жизнь всех заключенных вышепоименованными Республиками с другими государствами договоров и соглашений, которые сохраняют на территориях соответствующих Республик свою прежнюю силу». В применении к взаимоотношениям между Советскими Республиками и Польшей это положение означает, что Союз берет на себя гарантию осуществления Рижского договора**** в территориальных рамках подписавших его Советских Республик, в свое время находившихся в состоянии войны с Польшей. Что же касается Федерации Закавказских Республик, ие ведшей войны с Польшей, а потому н не подписавшей Рижского договора, то Союзное Правительство имело уже случай в устных переговорах сообщить Польскому Правительству, что оно готово немедленно же после оформления взаимоотношений между Союзом и Польшей начать пере-

* Передана через посольство Польши в СССР. ** Имеется в виду постановление II сессии ЦИК СССР первого созыва об утверждении Конституции СССР (см. «Собрание узаконений...» № 81, 27 ноября 1923 г., стр. 1415—1426); см. также док. № 218. *** См. док. № 226. **** См. т. III, док. № 350.


говоры об установлении норм и гарантий, соответствующих, с одной стороны, прошлым мирным отношениям между Закавказской Федерацией и Польшей, а с другой стороны, положению Закавказской Федерации в рамках Союза Советских Республик.

В свете этих бесспорных положений Союзное Правительство не может понять, на каких основаниях признание Союза Польшей может быть обусловлено предварительным урегулированием целого ряда вопросов, подлежащих разрешению только путем обоюдного соглашения после оформления отношений между Союзом и Польшей. Оно не может также согласиться на то, чтобы право Закавказской Федерации вступить в Союз Советских Республик было обусловлено уплатой Польше определенной материальной комшенсации. Союзное Правительство вынуждено видеть в этих предварительных требованиях Польши не что иное, как попытку односторонне изменить статус отношений между Советскими Республиками и Польшей, т. е. пересмотреть по существу Рижский договор.

Союзное Правительство считает нужным указать Польскому Правительству, что такая попытка одностороннего пересмотра двустороннего акта будет иметь своим неизбежным последствием предъявление определенных требований по существу Рижского договора н со стороны Союзного Правительства. Отказываясь в данный момент формулировать подобные требования, Союзное Правительство делает это, однако, лишь потому, что оно уверено, что требования Польского Правительства являются плодом недоразумения и что признание СССР Польшей последует немедленно и без всяких условий.

Лечат, по арх. Опубл. в еиа. «Известия» M 207 (1944), 14 сентября 1923 г.

В упоминаемом меморандуме правительства Польши от 31 августа 1923 г. говорилось:

«Польское Правительство изъявляет согласие принять к сведению нотификацию г. Народного Комиссара Чичерина от 23 июля с. г. об образовании нового государства — Союза Советских Социалистических Республик под условием, однако, что Правительство Союза согласится на следующие требования Польского Правительства:

1. Рижский договор, а также «все соглашения.и конвенции, до сих пор заключенные Польским Правительством с Правительствами РСФСР, УССР и БССР, сохраняют свою юридическую силу и будут в полной мере выполняться Правительством Союза.

2. Польское Правительство откроет в Харькове, Тифлисе и Минске при уполномоченных Народного Комиссариата Иностранных Дел Союза экспозитуры Польского Посольства в Москве. Этим экспозитурам, их руководителям и заместителям будут присвоены все дипломатические привилегии.


3. Окончательный срок завершения репатриации и оптации польских граждан на территории бывшей Дальневосточной Республики и на территориях Закавказских Республик устанавливается 30 апреля 1924 г. Независимо от иных средств доказательства права оптации как документы, достаточные для оптации, будут рассматриваться паспорта, выданные польским гражданам Польскими Консульствами во Владивостоке и Харбине, а также бывшей польской миссией на Южном Кавказе. Польские граждане, проживающие на территории полосы отчуждения Китайско-Восточной железной дороги, получают право репатриации в Польшу через территорию Союза.

4. Правительство Союза решит вопрос о принадлежности Кассы имени Мляновского в Варшаве и Варшавского благотворительного общества по смыслу прилагаемого при сем проекта памятной записки95.

5. Правительство Союза поставит в письменной форме Польское Правительство в известность о принятии на себя вышеуказанных требований Польского Правительства. Одновременно же с получением указанного извещения Польское Правительство известит Правительство Союза о принятии к сведению нотификации от 23 июля».

260. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Представительству Чехословакии в СССР

14 сентября 1923 г. № 3BI2325

Народный Комиссариат по Иностранным Делам вследствие запроса Представительства Чехословацкой Республики от 14 июля с. г. за № 7556/V/23 снесся с соответствующими ведомствами и в настоящее время имеет честь сообщить Представительству следующее:

Постоянная комиссия Совета Труда и Обороны по сельскохозяйственной и 'промышленной иммиграции рассмотрела вопрос об организации земледельческих колоний чехословацкими гражданами, проживающими в данное время в России, и признала возможным отвести на устройство этих колоний участки земли в пределах Астраханской губернии по«Эльтон-скому соляному тракту» на левом берегу Волги. Участки этн нуждаются в мелиорации, причем путем самого простого типа орошения — лиманного может быть мелиорировано до 40тыс. десятин. Среди указанных земель в первую очередь возможно использовать для поселения район Могутинского и Пришиб-ского лиманов, площадью до 10 тыс. десятин, способных вместить до 200 хозяйств, считая норму землепользования на одно хозяйство в 50 десятин.

Постоянная комиссия СТО готова вступить в более конкретные переговоры с представителями Чехословацкой Миссии (адрес: Тверская, 40).

Народный Комиссариат по Иностранным Делам имеет честь предложить Представительству Чехословацкой Республики за более конкретными сведениями не отказать снестись непосредственно с указанной комиссией.

Печат. по арх.


В упоминаемой ноте представительства Чехословакии от 14 июля 1923 г. N° 7556/V/23 говорилось:

«Правительство Чехословацкой Республики, будучи озабочено судьбой чехословацких граждан, бывших военнопленных, разбросанных по разным местностям Европейской России и Оабири и находящихся в тяжелых экономических условиях, желало бы предоставить им средства для обеспечения их существования. Поэтому Министерство Иностранных Дел предложило Представительству Чехословацкой Республики в Москве осведомиться у соответствующих органов Советского Правительства об условиях, на которых было бы возможно получить в пользование незаселенные участки плодородной земли для основания земледельческих колоний и предоставления их тем чехословацким гражданам, которые без чужой помощи не в состоянии подняться экономически. Для успешного развития дела можно было бы состав колонистов пополнить ремесленниками и другими специалистами! из Чехословацкой Республики.

Правительство Чехословацкой Республики было бы согласно снабдить колонистов необходимым живым и мертвым инвентарем и денежными средствами для более быстрого экономического и культурного развития колоний.

Как наиболее подходящие местности для основания колоний Правительство Чехословацкой Республики считает юго-западный край Сибири или юго-восточный Европейской России, где (имеется достаточно свободных площадей первоклассной земли.

Представительство Чехословацкой Республики, сообщая о вышеизложенном Народному Комиссариату по Иностранным Делам, просит сообщить, может ли проект образования сельскохозяйственных колоний найти поддержку Советской власти!, а также какие учреждения компетентны в решении подобных вопросов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: