Главным сдерживающим фактором недобросовестной рекламы, если не помогают нравственные нормы, начинает выступать государство. Под давлением общественности оно создает правительственные комитеты, отделы и организации, занимающиеся контролем рекламной деятельности фирм и рекламных агентств, работающих на территории страны, а также фирм-импортеров. Государство, беря на себя роль регулятора цивилизованной рекламы, выполняет две задачи:
» защищает потребителя от недостоверной рекламы; * способствует честной конкуренции в рекламном бизнесе, наказывая нарушителей.
Главным инструментом государственного контроля за рекламным бизнесом является законодательная база. Государство издает законы, постановления, в которых определяются правовые нормы рекламной деятельности предприятий, работающих на его территории. Установленные законодательством правовые нормы носят характер или разрешения, или запрета. Запрещающие законодательные акты определяют форму ответственности рекламодателей за их нарушения. В отличие от нарушения кодексов, когда рекламодатель несет главным образом моральную ответственность или подвергается порицанию со стороны членов ассоциации, к которой принадлежит, нарушение им закона в этой области влечет за собой уже уголовную или материальную ответственность в виде больших штрафов.
Законодательства в области рекламной деятельности существенно различаются в разных странах. И тем не менее можно выделить несколько важнейших аспектов, которые в том или ином виде присутствуют в правовых актах большинства стран мира. К числу таких главных следует отнести постановления правительства о борьбе с различными видами ненадлежащей рекламы — недобросовестной, недостоверной, неэтичной, скрытой и т.д. Государство в этом случае, с одной стороны, защищает потребителя, с другой — регулирует взаимоотношения конкурентов в их рекламной деятельности. Например, согласно законодательству потребитель может обратиться в суд, если купленный им товар оказался намного хуже, чем его рекламировали. Часто к этому способу возмещения понесенных убытков прибегают юридические лица, например фирмы, купившие у других предприятий товары производственного назначения по рекламе, оказавшейся недостоверной.
Неэтичная или недобросовестная реклама нередко подрывает репутацию конкурентов. В этом случае главным судьей выступает государство. Оно имеет право в судебном порядке наказывать весьма существенными материальными штрафами провинившегося рекламодателя.
Государству необходимо уделять особенно большое внимание регулированию деятельности рекламодателей, связанной с товарами, представляющими потенциальную опасность для потребителя. Здесь весьма широкое поле для правового контроля. Прежде всего речь идет об определении видов таких товаров. К ним законодательные акты относят медицинские препараты и оборудование, фармацевтические и косметические, некоторые пищевые товары. Предполагается, что государство осуществляет контроль за следующими аспектами рекламы таких товаров, как содержание текста, наличие положительного отзыва специальной экспертизы, а в ряде случаев документального доказательства, что доводы, приводимые в рекламе, соответствуют истине. Что касается текста рекламного объявления таких товаров, то государство ставит условие, чтобы он соответствовал утвержденным стандартам и спецификациям. Запрещается приводить необоснованные утверждения, ссылаться на авторитеты, продавать одни товары под видом других и т.д. Отсутствие необходимых отзывов государственных служб рассматривается как факт грубого нарушения рекламодателем законов и влечет правовые санкции.
Запретительные меры в этой области рекламирования государство связывает с заботой о физическом и духовном здоровье своих сограждан. Ярким проявлением этого является запрет во многих странах рекламы табачных и водочных изделий в тех или иных средствах массовой информации.
Ряд запретительных актов государственной власти связан с заботой о детях, особенно об их психическом здоровье. Поэтому во многих странах не допускается рекламное обращение непосредственно к маленьким детям, не разрешается использовать их в качестве «пропагандистов» товара и т.п. И хотя многие рекламодатели бывают недовольны слишком жесткими, по их мнению, запретами, часто государство настоятельным образом рекомендует их соблюдение.
В последнее время государственный контроль за рекламной деятельностью усилился. Это связано с некоторыми новыми реалиями в жизни общества. В частности, народы многих государств проявляют серьезную обеспокоенность ухудшающейся экологией. Под давлением общественности государство вынуждено принимать соответствующие меры в областях, связанных с экологией. Рекламная деятельность не оказалась исключением. Например, во многих странах запрещена установка громкоговорителей. Во всем мире не разрешается размещение наружных реклам в зонах отдыха, на территории исторических памятников и т.д.
Сложным остается вопрос о взаимосоглашении между большим бизнесом и государственной властью в области рекламной деятельности. Как правило, большие фирмы стараются не допускать государственного регулирования своих рекламных кампаний. И это им удается, если они не слишком злоупотребляют своей свободой. Однако в ряде случаев большой бизнес вынужден признать необходимость вмешательства государственной власти: это происходит, если конкурент серьезно нарушает этические нормы рекламы.
Ряд специальных законов в области рекламы регулирует взаимоотношения конкурентов. Например, во всех странах запрещены компрометирующая реклама конкурента, а также явный обман в ней; в некоторых из них не разрешается создавать сравнительную рекламу. Второй важный аспект государственного регулирования рекламной конкуренции — законодательные акты, обеспечивающие правовую защиту собственности. Конкуренты не имеют права использовать зарегистрированные другими фирмами товарные марки, знаки качества, текстовое и звуковое оформление рекламы и т.д.
Особенно жестко и бескомпромиссно проявляет себя государственное регулирование в средствах распространения рекламы. Во всех странах без исключения государство определяет, какие СМИ имеют право размещать рекламу, в каком количестве или объеме, через какие временные интервалы и, наконец, каким должно быть содержание рекламы. Например, в Англии государственный канал радио ВВС не имеет права давать рекламу. В странах бывшего социалистического лагеря вообще отсутствовала возможность телевизионной или радиорекламы. Во многих странах Азии и Африки и в последнее время существует запрет рекламы в тех или иных СМИ. В ряде государств жестко ограничиваются объем и количество рекламных сообщений в отдельных средствах массовой информации.
Следует сказать, что законодательные акты и постановления относительно ограничений использования СМИ для рекламных кампаний в последнее время во многих странах пересматриваются чаще всего в сторону их ослабления. Так, почти в каждой стране возникли коммерческие каналы телевидения, которые имеют право самостоятельно регулировать свою рекламную деятельность. Во многих европейских странах значительно расширились права государственных СМИ размещать рекламные материалы. В газетах выделяется больше места, а по телевидению и радио — трансляционного времени на рекламу.
В развитых странах Запада законодательные базы государственного регулирования рекламного бизнеса существуют уже многие годы. В странах бывшего СССР такие правовые нормы только начинают включаться в процесс рекламирования, который из стихийного постепенно превращается в цивилизованный вид деятельности. Правовая база строится на основе как отдельных законодательных актов и постановлений, так и принятого уже в некоторых республиках закона о рекламе.
Закон Российской Федерации о рекламе (№ 108-ФЗ от 18 июля 1995 г.) в целом соотносится с рассмотренными положениями относительно государственного регулирования рекламного бизнеса (рекламной деятельности). В нем определяется сфера его применения на территории Российской Федерации; устанавливаются общие и специальные требования к рекламе; дается характеристика ее видов, которые не допускаются к распространению; определяются условия размещения рекламных материалов в СМИ. Особой статьей идет перечень отдельных видов товаров, рекламирование которых осуществляется на основе дополнительных правовых норм. Закон определяет также права и обязанности рекламодателей, рекламораспрост-ранителей и рекламопроизводителей в общей структуре рекламной деятельности. Последние пункты закона посвящены контролю за соблюдением законодательства о рекламе и ответственности за его нарушение.
Первое положение Закона (ст. 1) определяет сферу его действия: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг».
Во второй главе рассматриваются требования к рекламе. В том числе к самому ее понятию как обращению, которое должно быть понятно независимо от формы подачи или используемого для его распространения средства.
В законодательстве (ст. 6-10) даются перечень и характеристика видов рекламы, которые не допускаются к распространению: недобросовестная (ст. 6), недостоверная (ст. 7), неэтичная (ст. 8), заведомо ложная (ст. 9), скрытая (ст. 10).
Закон определяет рекламу как недобросовестную, если в ней содержатся сведения, порочащие честь, достоинство, деловую репутацию юридического или физического лица. В данном случае такое лицо имеет право обратиться за защитой нарушаемых прав в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также по суду требовать от рекламодателя опровержения этой рекламы.
Недостоверной считается реклама, не соответствующая действительности в отношении таких характеристик товара, как состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия и т.д. Это касается также условий оплаты товара на момент распространения рекламы, его доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания, гарантийных обязательств. И наконец — статистических данных (представленных в искаженном виде), ссылок на какие-либо рекомендации, одобрение юридических или физических лиц (в том числе устаревшие), сравнения товара с другим (другими), информации о рекламодателе и пр.
Неэтичная — это реклама, которая содержит текстовую, зрительную и звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали. Если она порочит объекты искусства, составляющие национальное и культурное достояние, государственные символы (флаг, герб, гимн), национальную валюту Российской Федерации, какое-либо юридическое или физическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
«Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы» (ст. 9 Закона о рекламе).
Скрытой в законодательстве называется реклама в радио-, теле-, аудиосредствах, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе и путем использования специальных видеовставок (двойной записи), иными способами ее размещения.
Важнейшей в Законе Российской Федерации о рекламе представляется статья 16 «Особенности рекламы отдельных видов товаров».Она посвящена защите человека, его физического и морального здоровья. Во-первых, в ней запрещается без положительного заключения республиканского органа управления в области здравоохранения реклама медикаментов, а также выдаваемых только по рецепту врача лекарств, как и препаратов, содержащих наркотические свойства. Во-вторых, в рекламе не допускается утверждение об уникальности терапевтического эффекта лекарств. А в рекламе витаминных препаратов, косметических средств, пищевых продуктов запрещается утверждение, что такая продукция имеет лечебные свойства, если таковые не подтверждены в установленном порядке. В-третьих, исключается реклама алкогольных напитков и табачных изделий в радио- и телепрограммах (однако закон не распространяет это на рекламу торговых марок, используемых для их идентификации). В-четвертых, не разрешается реклама всех видов оружия, вооружения и боевой техники, за исключением рекламы боевого и служебного оружия.
Статья 20 Закона о рекламе называется «Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы» и сводится к трем положениям:
» не допускается показывать несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;
* реклама не должна дискредитировать авторитет родителей и воспитателей, подрывать доверие к ним со стороны несовершеннолетних;
* не допускается внушать несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары.
Третья глава Закона о рекламе (ст. 21—25) посвящена определению прав и обязанностей участников рекламной деятельности. В частности, рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель обязан представлять документы, подтверждающие достоверность рекламной информации. Все организации, принимающие участие в рекламной кампании, обязаны также по требованию республиканского органа управления Российской Федерации предоставлять ему для контроля всю необходимую документацию.
В четвертой главе Закона определяются полномочия республиканского органа управления, в компетенцию которого входят вопросы рекламной деятельности (ст. 28). А в пятой (ст. 30—31) указывается, кто, в каких случаях и в какой форме несет ответственность за нарушение законодательства республики о рекламе. Рекламодатель — в отношении содержания рекламы, если не доказано, что нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя. Рекламопроизводитель несет ответственность за оформление, производство и подготовку рекламы. Наконец рекламораспространитель — за нарушение законодательства о рекламе в отношении времени, места и способа ее размещения.
Санкции за нарушение законодательства определяются в законе следующим образом: «Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе в установленном порядке обращаться в суд, в арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы» (ст. 31).
Раздел 5