Введение. Автомобильный транспорт является одной из важнейших и крупнейших отраслей общественного производства

БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ


ВВЕДЕНИЕ

Автомобильный транспорт является одной из важнейших и крупнейших отраслей общественного производства, влияющей на все сферы деятельности человека и развитие общества в целом.

Пользование транспортом в силу совокупности причин сопровождается значительными социальными, экономическими и экологическими негативными последствиями. В дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) ежегодно погибают сотни тысяч человек и десятки миллионов получают ранения. Уровень загазованности в городах превышает допустимый в десятки раз. Шум на магистралях больших городов значительно превышает допустимые пределы. Кроме того, автомобиль требует огромных энергетических и сырьевых ресурсов, значительных площадей земли и т.д.

Нормальное функционирование дорожного движен ия (ДД), являющегося сложной динамической системо й взаимодействия транспортных и пешеходных потоков, определяется совокупностью четырех составляющих: водитель – автомобиль – дорога - среда (В-А-Д-С). Сложность управления такой системой заключается в необходимости обеспечения своеобразного «равенства» в состоянии и развитии каждого из элементов, входящих в систему. Высокая и все увеличивающаяся интенсивность и задержки движения - результат диспропорции между ростом автомобильного парка и сетью автомобильных дорог. Высокий уровень аварийности, связанный с социальным фактором - результат диспропорции между уровнем подготовки и транспортной культуры участников движения и массовости профессии водителя.

Увеличение интенсивности, изменение структуры и скоростных режимов транспортных потоков предъявляют все более жесткие требования к организации ДД, призванной обеспечить необходимый уровень эффективности и безопасности движения (БД) при безусловном выполнении заданного объема перевозок. Можно дать следующие определения: организация ДД - это деятельность по обеспечению максимально возможной безопасной скорости, включающая подготовку и воспитание участников движения, совершенствова­ние транспортных средств дорожных условий, регулирование движения, надзор за соблюдением правил движения; безопасность движения - цель этой деятельности, ее результат, качество. БД, как качество ДД, имеет количественную оценку и характеризуется понятием аварийность - количество ДТП, количество погибших, раненых и т.д.

Специфика ДД заключается во взаимодействии технического и социального факторов. В ДД участвуют миллионы людей, каждый из которых обладает определенными психофизиологическими характеристиками, навыком, опытом, знаниями. Водитель - основное активное звено системы В-А-Д-С - работает постоянно в сопровождении трех негативных факторов: значительный объем воспринимаемой информации, дефицит времени на переработку информации, высокий уровень ответственности за принимаемые решения. Как показывает практика, 95 % всех ДТП связано с ошибками, неправильными действиями человека, в первую очередь, водителя, пешеходов, других участников движения.

Основная тяжесть работы по профилактике аварийности на автомобильном транспорте ложится на АТП, АО и фирмы, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, и это вполне оправдано, так как они непосредственно планируют, организуют и контролируют работу водителей.

Предупреждение аварийности на автомобильном транспорте достигается решением трех главных задач:

- обеспечением надежности водителя;

- обеспечением безопасности автомобиля;

- обеспечением безопасных условий перевозок.

Основные направления решения этих задач и рассмотрены в предлагаемом учебном пособии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: