Письмо Полномочного Представителя СССР в Персии Премьер-Министру Персии Реза-хану Пехлеви

30 сентября 1925 г, № 1744

Дорогой Друг,

Я только что получил телеграмму, которой члеи Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел гр. Карахан Л. М. извещает, что Правительство СССР просит Вас принять пожертвование в пользу населения Персии, пострадавшего от неурожая в этом году,— 100 тысяч пудов хлеба, каковой будет передай Вашему представителю по Вашему указанию *-

Пользуюсь случаем, чтобы выразить мое глубокое к Вам уважение.

Полномочный Представитель СССР в Персии

К Юренев

Печат. по арх.

На это письмо Реза-хан Пехлеви направил следующий ответ от 3 октября 1925 г. №5908:

«Я имел честь получить почтенное письмо за 1744, сообщающее о получении телеграммы, гласящей о пожертвовании Персии 100 тысяч пудов хлеба. Я бесконечно благодарен за эти гуманные, высокочеловеческие чув-

* См, также док, № 352,


ства, скрепляющие сердечные, моральные узы между нашими государствами, и еще больше буду благодарен, если Вы разрешите Министерству финансов войти с Вами в переговоры касательно покупки Персией некоторого количеава зерна для устранения существующих в этом вопросе затруднений и недостач^.

320. Доклад Полномочного Представителя СССР в Японии члену Коллегии Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Л. М. Карахану*

30 сентября 1925 г.

Уважаемый товарищ,

Позиция японского правительства по вопросу о нашем участии на тарифной конференции121.

Дополняю свое шифрованное сообщение о результатах зондажа по этому вопросу.

Беседа с Сидэхара состоялась 21 сентября,

Я поставил вопрос о нашем возможном участии в тарифной конференции в совершенно теоретической, предположительной форме. Указав на серьезность вопросов, подлежащих ее рассмотрению, и нашу заинтересованность в том или ином их разрешении, я спросил Сидэхара, как отнеслось бы японское правительство к нашему возможному участию. Сидэхара, видимо, не ожидавший такого вопроса, несколько растерялся. Подумав, он обратил мое внимание на Вашингтонское соглашение, в частности на его 2-ю и 8-ю статьи, предусматривающие порядок участия не подписавших трактат держав в предстоящей тарифной конференции. Согласно этим статьям для участия в конференции требуется предварительное присоединение к трактату от 6 февраля 1922 г. В свою очередь, это присоединение возможно лишь для держав, признанных 9 державами и, кроме того, имеющих с Китаем тарифные соглашения, которые предусматривают ввозной и вывозной тарифы, не превышающие 5%. Присоединение к трактату должно произойти через посредство американского правительства.

В ответ на это указание я заметил, что я хорошо знаком с формальными положениями Вашингтонского трактата, но что мой вопрос имел целью получить ие эту формальную справку, а выяснить взгляд японского правительства по существу намеченной мною политической эвентуальности.

После этого Сидэхара изменил аргументацию и указал, что, по его мнению, американское правительство ни в коем случае не отступится от положений 8-й статьи и что это поведение американского правительства сделает намеченную мною эвентуальность неосуществимой. Я возразил, что меня интересует сейчас позиция ие американского, а японского правительства и что, в частности, мне интересно знать, встанет ли

* Печатается с^ сокращением.


Япония на ту же формальную точку зрения, на которую, по мнению Сидэхара, встанет правительство Америки,

Сидэхара, уклонившись еще раз от прямого ответа, указал, что участие в коиференцни имеет смысл только для держав, имеющих с Китаем определенные тарифные соглашения. Насколько он знает, у нас такого соглашения нет, и поэтому наше участне в конференции было бы беспредметным, в частности, оно не соответствовало бы интересам Китая, А так как формально наше участие в конференции без приглашения со стороны китайского правительства невозможно, то очевидно, что намеченная мною эвентуальность является нереальной.

На эту аргументацию с моей стороны последовало замечание, что решения тарифной конференции, во всяком случае по принципу наибольшего благоприятствования, будут иметь значение и для нашей торговли с Китаем и что уже по одному этому нельзя говорить о беспредметности нашего участия. Что касается китайского правительства, то, поскольку мы говорим чисто теоретически, я не могу высказаться о его планах и намерениях, но тем не менее полагаю, что возможность нашего приглашения на конференцию со стороны Китая вовсе не исключена*. Именно учитывая эту возможность, я и задал ему свой вопрос,

В ответ на такую постановку вопроса Сндэхара заявил, что ввиду чрезвычайной сложности и новизны вопроса ои не в состояиин дать мне немедленно исчерпывающий ответ, В качестве предварительного ответа он может заявить, что японское правительство в том случае, если бы со стороны Китая последовало приглашенне нас на конференцию, готово было бы внимательно обсудить создавшееся положение вещей. Предрешить окончательное мнение японского правительства в этом случае ои, однако, сейчас не может. [.,.]

Суммируя результаты беседы, следует констатировать, что:

К Япония не желает нашего участия ка тарифной конференции.

2. В случае нашего желания в ней участвовать, ома сделает попытку свалить одиум отказа на Америку. -

3. Япония будет давить и, вероятно, уже давит на Китай, чтобы наше прнглашение со стороны китайского правительства не состоялось,

Что касается намерений Японии по существу конференции, то, поскольку онн выявились в прессе, а также могли быть установлены по некоторым намекам Сидэхара, они сводятся к ограничению работ конференции рассмотрением вопроса о повышении пошлин с 5 до 7,5%. К возможности установления полной тарифной автономии японское правительство относится определенно отрицательно,

__________________ у

* См. док, №307,

л


В недавней беседе с пришедшим представиться шведским посланником Эверлофом, являющимся одновременно посланником в Пекине и отправляющимся в середине октября на конференцию, я имел случай коснуться намерении держав относительно этого вопроса. Шведский посланник совершенно откровенно заявил, что державы ни в коем случае не пойдут дальше 7,5% и что они, во всяком случае, будут сопротивляться установлению для Китая тарифной автономии,-

С коммунистическнм приветом

Копп

Печат. по арх.

321. Письмо Полномочного Представителя СССР в Японии члену Коллегии Народного Комиссариата Ииостраиных Дел СССР Л. М. Карахану*

30 сентября 1925 г.

Уважаемый товарищ,

18 сентября я передал Сидэхара следующий проект нашей нотификации о торгпредстве:

«Советское правительство с удовлетворением принимает к сведению выраженное японским правительством пожелание о скорейшем открытин торгпредства и сообщает, что оно назначит в ближайшем будущем торгпреда и трех его заместителей, которые войдут в состав дипломатической миссии в Японии на правах ее членов. На торгпреда будет возложено в порядке советского законодательства о внешней торговле выполнение всех функций, связанных с осуществленнем моно-полнн внешней торговли, в том числе и совершение коммерче-скнх операций.

Советское правительство берет на себя ответственность "по сделкам, заключенным от имени торгпредства, и соглашается на подсудность этих сделок японскнм судам, однако без применения к имуществу торгпредства мер предварительного судебного обеспечения»-

Вручая этот текст, я указал Сндэхара, что/ делая это свое предложение, мы дошли до крайнего предела уступок и надеемся на принятие его японскнм правительством без всяких поправок.

Сидэхара после внимательного прочтения текста, к которому были приложены французский и английский переводы, воздержался от каких-либо замечаннй по существу и обещал дать ответ после обсуждения нашего предложения кабинетом **. [...]

Копп

Псчат. по арх.

* Печатается с сокращением-

* См, док, № 405.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: