Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел СССР Представительству Чехословакии в СССР 4 страница

На развитии торговли с Египтом отрицательно отозвался инцидент с пароходом Совторгфлота «Чичерин» в конце июли 1925 г., когда египетские власти Александрийского порта, несмотря на протест капитана, насильно посадили на судио 34 русских эмигранте, административно высланных из Египта н и? имевших советского гражданства и виз на въезд в СССР, Этот акт вызвал телеграмму протеста, адресованную 7 августа т, Чичериным мииииделу Египта Ахмеду Зульфикар-пате*, В результате инцидента Совторгфлот должен был от-k;iпяться от захода своих судов в египетские порты.

Перс и я

Истекший год характеризуется в Персии чрезвычайным пГшетрепием внутренней политической борьбы, которая закончилась 31 октября 1925 г, постановлением меджлиса о свержении династии Каджаров и привела к установлению учре-лительным собранием 12 декабря 1925 г. новой династии Пех-лпш во главе с Реза-шахом Пехлеви. Правительство Союза, шн-ледовательио проводя принцип невмешательства во внутренние дела других народов, продолжало в отношении Персии иплптику полной дружественности и экономического сотрудничества. Разрешение вопроса о транзите в полном объеме задерживается тем обстоятельством, что персидский меджлис,

+ См. т, VIII, док 264,


занятый внутренними политическими делами, не успел ратифицировать советско-персидский торговый договор, которым регулируются вопросы транзита. Ввиду постигшего Персию неурожая Советским правительством продано персидскому правительству на льготных условиях 720 тыс«пудов хлеба и, кроме того, 100 тыс. пудов предоставлено бесплатно*.

Назначенный вместо отозванного т. Шумяцкого полпредом в Персии т«Юренев 18 нюня 1925 г, вручил персидскому правительству верительные грамоты. 27 декабря в связи со сменой режима т, Юренев вручил новые верительные грамоты, будучи аккредитован в ранге посла.

За истекший период продвинулись вперед переговоры с персидским правительством о заключении консульской конвенции и конвенции о переходе границ, л также1 согласован вопрос о введении института пограничных комиссаров и продолжались переговоры о заключении таможенной конвенции.

В связи с отсутствием пограничных знаков на линии границы между Персией и Азербайджанской Советской Республикой и имевшимися случаями продвижения персидских постов на территорию Союза по соглашению между обоими правительствами была назначена в июле 1925 г. смешанная комиссия для установления точной пограничной лмним в районе Муганской степи, между Араксом и Болгарчаем, В процессе предварительных работ комиссия установила неправильное продвижение персидских пограничных постов; однако вследствие начавшегося периода дождей она не закончила своих работ и перенесла их на весну 1926 г.

В ноябре приступила к работам смешанная советско-персидская комиссия но водор^грошис-нию на границе меж/^ Персией и Туркменский Советский Республикой. Работы к- -миссии пока еще не закончились, В истекшем периоде оба. пр; -вптельства продолжали совместную работу по борьбе с copai.-чой в пограничных с Союзом районах Персии, причем кроме районов, смежных с границей Закавказской Советской Феде рации, производились разведывательные противосараичовы работы также в Хорасанской провнниии Персии.

В ноябре и декабре, в связи с военными операциями пер ендскнх воинских частей против восставших туркменских племен, имел место переход персидских частей на территорию Союза в районе низовьев реки Атрека. В результате обмен-! нотами и мер дипломатического характера инцидент был бъ - стро ликвидирован, и персидские части отведены па территорию Персии, Правительство Союза оставило за собой правп предъявить персидскому правительству счет убытков, нанесенных Союзу этим инцидентом.

См, т. VIII, док. № 319, 352.


Турция

Наиболее крупным событием в советско-турецких отношениях за отчетный год явилось подписание 17 декабря 1925 г. в Париже наркомннделомт. Чичериным и мишшделом Турции г. Тевфиком Рушди дополнительного советско-турецкого договора *. Переговоры о заключении этого договора, уточняющего и развивающего те отношения дружбы, которые были установлены договором от 16 марта 1921 г.**, были начаты полпредом СССР в Турции т, Сурицем еще в первых месяцах 1^25 г, а одновременное пребывание т, Чичерина и миннндела I Гевфикл Рушди в Западной Европе способствовало тому, i I I jroROp этот был подписан в Париже, Дополнительный •гсчо-турецкин договор, проникнутый всецело мирными •нациями советской политики, декларирует отказ обеих ' f\ 'ï от участия в каких бы то нп было военных, политиче-(Ч, экономических и финансовых комбинациях, направлен-i ' " против другой сторопы-

Горговые отношения между обеими сторонами за истекли период продолжали успению развиваться, в особенности Р ' льтате торговых льгот, предоставленных правительством ((mu турецкой торговле в области безлицензионного обо-р от, m")— так называемый «временный статус» по советеко-• репкой торговле, Факт развития на базе временного торго-. чи статуса торговых взаимоотношений между СССР и Тур-и чч, и новые тенденции в экономической политике турецкого н'мртельства в связи с введением монополий поставили пе-т обеими странами па очередь вопрос о заключении по-i мзчпного торгового договора и таможенной конвенции, в i штрих были бы более широко охвачены все стороны торго-но оборота между СССР и Турцией, В течение второй поло-our 1925 г, обеими сторонами была проведена подготовив о [иная работа к заключению этих актов, в результате кото-р m п начале 1926 г, в Ангоре откроется советско-турецкая i рсреиция по заключению торгового договора и таможен-ч >и конвенции,

Ч (ечение отчетного периода со стороны НКИД проводился

! i мер к ликвидации наследия мировой войны. Так, 22 октя-

и i о.яли закончены работы смешанной разграничительной

[г iко-турецкой комиссии по проведению границы между

' «i г> н Турцией, Несколько второстепенных пограничных

i гов, оставшихся не разрешенными смешанной комис-

i м будут, по-видимому, урегулированы не позднее марта

il К 1 января 1926 г, обеими сторонами были также дн-

ï i юваны разъездные репатриационные комиссии, закон-

i ïih^ свои работы.

См т. VIIL док, № 418, 419. 1 f'.M. Т. 1И, ДОК. Wa 342.


Чрезвычайно медленно, к сожалению, протекает до сего времени разрешение некоторых частноправовых вопросов, связанных с имущественными интересами граждан СССР в Турции, что объясняется главным образом сложностью юридических проблем, создавшихся в результате мировой войны и послевоенного периода, По-прежиему неудовлетворительным остается положение в пограничной зоне, где жители приграничных советских территорий периодически подвергаются налетам со стороны турецких бандитов. Ввиду состоявшейся ратификации обеими сторонами конвенции о переходе границ жителями пограничной зоны н предстоящего заключения новой пастбищной конвенции вопрос о бандитизме должен потерять свою остроту. На урегулировании пограничных вопросов, несомненно, благоприятно отразится также и полное окончание работ по проведению границы.

Как на пример дружественности советско-турецких отношений следует указать на визит в Константинополь 19 сентября 1925 г. советских миноносцев «Петровский» и «Незаможный» и ожидавшийся ответный визит турецкого военного флота в порты СССР. Крупное значение для усиления наших культурных связей с Турцией имели поездка в декабре 1925 г. в Константинополь академика Бартольда, приглашенного турецким правительством для организации тюркологического института, и посещение СССР в ноябре 1925 г. министром земледелия Турции г. Сабрк-беем, который посвятил несколько недель изучению постановки в СССР экономической работы в области сельского хозяйства, кооперации и крестьянского быта.

Япония

20 января 1925 г. в Пекине послом СССР т. Караханом и

японским посланником в Китае г. Иосидзава был подписан договор между СССР и Японией*, предусматривающий восстановление дипломатических отношений между обоими государствами, а в связи с этим и пересмотр всех заключенных между царской Россией и Японией договоров, конвенций и соглашений, за исключением Портсмутского договора, остающегося в силе, но политическую ответственность за который мы сняли с себя особой нотой. Советским Союзом была тогда также выражена готовность предоставить Японии концессии на эксплуатацию минеральных, лесных и других естественных богатств на территории СССР, Специальными протоколами, приложенными к этому договору, была предусмотрена эвакуация Северного Сахалина японскими войсками до 15 мая 1925 г. и некоторые подробности будущих концессионных договоров в отношении этой части Сахалина,

* См. т. VIII, док. № 30.


Во исполнение Пекинского соглашения в марте прибыл в Москву временво, до назначения посла, повереиннн в делах Японии г, Сато. Посол СССР в Японии т. Когш выехал со штатом посольства из Москвы 8 апреля. Японский посол г. Таиака прибыл в СССР в июле, и 15-го числа состоялось вручение верительных грамот т. Калинину, С первого момента обмена представителями было приступлено к подготовительной работе по исполнению Пекинского соглашения. На Северный Сахалин была послана комиссия под председательством т, Аболтина, на которую была возложена задача приема подлежащей эвакуации территории, что было закончено к сроку, т. е. к 15 мая 1925 г. *

Путем обменных нот между правительствами обеих стран был намечен срок открытия переговоров по заключению концессионных догоаоров на эксплуатацию сахалинских уголь-пых и нефтяных богатств. Переговоры начались в августе и длились до декабря, в результате чего были заключены два договора: один — по нефти, другой — по углю.

Почти одновременно с обсуждением вопроса о сроке заключения концессионных договоров Япония выразила желание заключить соглашение о прямом железнодорожном сообщении между СССР и Япоиней. Поскольку сообщение это имеет два пути (один — исключительно через советские дороги, другой — через КВЖД), к участию в конференции были приглашены представители КВЖЛ и Китая. Переговоры, начавшиеся в середине октября, вскоре были прерваны ввиду выбытия китайской делегации. Тем не менее ввиду заинтересованности западных стран в продолжении имеющегося прямого сообщении между ними и СССР до Дальнего Востока японцы остались для участия в европейско-азиатской конференции, состоявшейся в декабре- В результате ее работ было заключено соглашение о прямом пассажирском железнодорожном сообщении, которое должно быть осуществлено с 15 мая 1926 г. Его нельзя считать вполне законченным, ибо между мореходными предприятиями СССР и Японии должно быть за два месяца до начала осуществления этого прямого сообщения заключено особое соглашение по обслуживанию морских линий.

Начавшая свою работу в отчетном году конференция по пересмотру рыболовной конвенции 1907 г,, дававшей японцам право на эксплуатацию рыболовных участков в наших дальне-мосточных водах, свою работу еще ие закончила.

В последних числах декабря в Японию выехал наш торго-ш.ш представитель т. Янсон со штатом сотрудников.

* См, т. VIÏI, док. № 139. $1 Докум. внеаш. полит. 64!


2. О международной положении и внешней политике СССР s I926 г^

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СССР в 1925/26 г.

Те изменения в международном положении Советского Союза, которые были отмечены в отчете правительства за 1924/25 г. **у в истекшем году приняли еще более рельефные формы, так как п самые-факторы, вызвавшие эти изменения, в 1926 г. определились более ярко и более конкретно. С одной стороны, выявился рост экономической мощи Советского Союза, отмеченный в отчетном году фактическим окончанием восстановительного процесса народного хозяйства и началом новой полосы его реконструкции, а с другой — резче давало себя чувствовать враждебное отношение к Советскому Союзу со стороны некоторых империалистических держав, сильно ущемленных национально-освободительным движением на Востоке, Отчетный год в международном положении СССР может быть поэтому отмечен как год обостренной борьбы между двумя основными линиями в международной политике: между советской линией неуклонной борьбы за мир и линией империалистических держав, направленной к уничтожению всякого освободительного движения.

При такой международной обстановке основная задача советской дипломатии в истекшем году заключалась в уменьшении опасности образования антисоветских блоков и тез.? самым в содействии сохранению всеобщего мира, Политике империалистических держав, направленной к образованию новых военных группировок, подкрепленных договорами о военных союзах. Советский Союз в истекшем году противопоставлял политику заключения договоров о ненападении и о воздержании от вмешательства в вооруженные конфликты третьих государств. Заключенным в Париже 17 декабря

1925 г. советско-турецким договором *** был проложен путь для оформления в отчетном году подобных же договоров о нейтралитете и ненападении с Германией**** (24 апреля

1926 г.), Афганистаном***** (31 августа 1926 г.) и Литвой ****** (2S сентября!92б г.).

Все эти договоры как по форме, так и по существу представляют собой повое явление в международной политической практике. Они выделяются своей ясностью, простотой и спс-

'* Из ки «СССР. Год раГзоты правительства Шате риалы к отчету

за 1925/1026 бюджетный год)», M, Ï927, стр, 3—28.

** См. прил К

'** См. т. VIII, док, № 418.

**** См, док. M» I4Î „

***** См. док № 246,

****** СН| Д£Ж 27j_


цифическим запретительным характером своих формулировок, обязывающим договорившиеся стороны не нападать друг на друга, не участвовать в каких бы то ни было комбинациях, направленных против тон или другой стороны, и не использовать затруднения, которые могут создаться для одной из сторон вследствие вовлечения ее в войну,

Мирные договоры капиталистических стран, как это доказала международная практика, фиксируют лишь результаты воины, причем исключительно в сторону удовлетворении интересов победителен. Уже одно это обстоятельство, помимо всех прочих соображений, делает эти мирные договоры: недостаточными для предотвращения поенных столкновении в будущем, Советское правительство, имея это в виду, выдвинуло июе предложение о заключении договоров о ненападении п нейтралитете, дабы создать вполне достаточные при настоящих условиях гарантии против войны. Ввиду неустойчивости тактического положения в Европе вообще и в Восточной Европе в частности эти дополнительные гарантии особенно необходимы. Взаимное обязательство о ненападении является ызраитнен того, что спорные вопросы будут разрешены мирным путем в. обоюдных интересах заинтересованных сторон. Путем обязательства о неучастии во враждебных комбинациях (зачастую имеющих тщательно замаскированный характер, как, например, экономический или финансовый бойкот и т. п.) Советское правительство стремится устранить возможность образования военных союзов и комбинаций, И, наконец, обязательством о нейтралитете на случай военных выступлений Советское правительство стремится локализовать вспыхнувшую войну, Ясность и определенность этих запретительных формулировок договоров о ненападении и нейтралитете, заключенных Советским Союзом, не оставляют места для какого-либо туманного или неясного их толкования, и поэтому пин служат действительному закреплению дружественных отношений между договоривЕнимися сторонами.

Полной противоположностью этой советской линия яп-лчсгся линия империалистических держав, как она определена в Уставе Лиги нации, в частности в 16 и 17 его статьях *. Первая из них намечает детальный план активного выступления членов.Лиги наций против объявленного Лигой нарушителем мира государства, безразлично, «является ля оно : -юном Лиги или нет», а последняя статья понуждает «посто-ияшие Лиге» государства подчиниться всей процедуре разрешения споров, установленной статутом Лиги, угрожая им в противном случае предусмотренными в ет, IG санкциями.

Объективный смысл этих статей Устава Лиги идннн сводится к тому, что стоящая за спиной Лиги наций группа

'" См. т. VIII, прим, 28,

4V 643


великих держав получает право по своему усмотрению объявлять то или иное государство «нарушителем мира* и применять по отношению к нему те или иные санкции.

Практика показывает, что в случае конфликта Лига наций или становится на сторону великих держав, или самоустраняется, если ей приходится практически разрешать спор между великой державой и малым государством. В качестве примера можно указать на роль Лиги в разрешении вопросов о Верхней Силезии, Вильно, Бессарабии, Корфу, Египте, Абиссинии, Албании и, наконец, о Китае. Считая себя верховной инстанцией мира, Лига наций все же допускает н даже санкционирует военные союзы, как, например, франко-румынский7'1, польско-румыиский26, франко-польский и др., направленные против третьей стороны. По отношению же к предлагаемым СССР договорам о нейтралитете н ненападении, фактически запрещающим войну, главные руководители Лиги наций занимают отрицательную позицию, не упуская случая указывать контрагентам Советского Союза, что эти договоры противоречат уставу Лиги наций.

Пресловутая ст. 16, на которую великие державы указывают в своих выступлениях против предлагаемых Советским Союзом договоров о нейтралитете, является тем юридическим средством, прн помощи которого великие державы, руководящие Лигой наций, стремятся легализовать подготовляемую ими войну против Советского Союза. Неудивительно поэтому, что соединенная узами дружбы с СССР Германия настаивала на ограничительном толковании ст. 16.

В противовес стремлениям Лиги наций разжечь пламя войны путем обязательного присоединения членов Лиги наций к военным действиям третьих держав советская внешняя политика путем договоров о ненападении и нейтралитете, как уже отмечено выше, устраняет какие бы то пи было санкции и военные выступления.

Исходя из этого положения и учитывая, что основным фактором советской дипломатии было и остается Стремление к расширению дружественных связей с другими народами и подведение под них прочного фундамента, чтобы этим всемерно не на словах, а на деле содействовать всеобщему мнру, ЫКИД в отчетном году начал переговоры о заключении договоров о нейтралитете и ненападении также с Латвией, Эстонией, Финляндией и Польшей,

К сожалению, советской дипломатии сразу пришлось убедиться в том» что наши ближайшие соседи —в значительной степени под давлением со стороны — придерживаются упомянутого выше принципа, предпочитающего военные союзы неучастию во враждебных комбинациях. В угоду руководящим силам Лиги наций наши контрагенты не переставали говорить о своих «обязательствах и правах» в качестве членов Лиги на-


ций и всячески затягивали переговоры, вводя в них посторонние вопросы, ничего общего с основной задачей переговоров ие имеющие. Таковы вопросы об Аландских островах, об арбитраже или о заключении торгового договора, являющиеся вопросами добрососедской и мирной практики н ие имеющие ничего общего с теми способами и средствами, которыми договаривающиеся стороны могут или должны пользоваться для предотвращения возможной войны,

В течение отчетного периода круг стран, признавших СССР де-юре, расширился Уругваем*, В течение истекшего года также значительно расширились и укрепились экономические и культурные связи СССР с иностранными государствами.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СССР С ЗАПАДНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ

Австрия

Взаимоотношения между СССР и Австрией в истекшем году могут быть охарактеризованы как вполне нормальные. Хотя между правительствами обеих стран в течение отчетного периода не было заключено никаких более или менее значительных политических актов, ио и не было трений. Последнее обстоятельство способствовало расширению экономических связей, которые в отчетном году перестали носить случайный характер.

Взаимная заинтересованность обеих стран в сохранении уже достигнутых результатов и расширении дальнейших экономических связей выдвинула вопрос о кредитах. В этом отношении интересно отметить выступление австрийского министра торговли Шюрфа в конце декабря 1926 г. в парламенте. Министр заявил, что промышленными группами Австрии внесен проект финансирования экспорта в СССР. По этому проекту государство должно взять на себя гарантию примерно 80—90% стоимости советских заказов в Австрии. Министр со своей стороны призывал венскую общину поддержать этот проект н выразил надежду, что банки примут участие в финансировании сделок по австрийскому экспорту в СССР и будут учитывать векселя торговых организаций СССР.

23 января 1926 г, венский суд присяжных 7 голосами против 5 выиес оправдательный приговор по делу белогвардейцев Бородина и Пнхно, готовивших покушение на жизнь полпреда СССР в Австрии т. Берзина **. Заговор был подготовлен в Болгарии, откуда участники покушения прибыли в Веиу в сентябре 1925 г. н при содействии проживавшего в Вене Бородина занялись подготовкой покушения. Заговор был

* См. док, № 238,

* См, док. № 61.


раскрыт полпредством, и виновные были задержаны венской полицией. Суд мотивировал свое постановление тем, что план покушения был разработан на болгарской территории, а в поступках обвиняемых на австрийской территории не было состава преступления. Ни австрийское общество в большинстве своем, ни само австрийское правительство не одобрило постановления суда. Наоборот, правительство в официальной декларант) осудило подобные попытки со стороны преступных элементов и выслало Бородина и Пгшго из пределов Австрии,

Англия

После едва наметившегося сдвига б сторону некоторого улучшения взаимоотношения между Англией и СССР в истекшем году снова обострились п остались еще более натянутыми, чем до того, Наряду с непрекращающимися враждебными СССР кампаниями некоторой части английской прессы в отчетном году имели место также враждебные нам выступления некоторых членов кабинета, которых английское правительство не дезавуировало, которые также не исправил в своих официальных выступлениях министр по иностранным делам Чемберлеп.

Начало 1926 \\, казалось, намечало некоторое изменение в отношениях Англии к СССР, В феврале™ марте в палате общин обсуждался нопрос об экспортных- кредитах, В связи с этим депутаты рабочей партии, либералы и даже целый ряд консерваторов подняли вопрос о распространении льгот также на экспорт в Советский Союз, Вопрос этот получил, однако, отрицательной разрешение. На исход повлияло не столько отрицательное к нему отношение со стороны ассоциации британских кредиторов, сколько неизжитая враждебность к СССР п правительственных сферах, Но давление на правительство со сторон«деловых кругов, заинтересованных в расширении экономических связей с СССР, дало впоследствии некоторые положительные результаты. Об этом свидетельствует хотя бы заявление Черчилля в палате общин (24 марта), что, поскольку СССР возбудил бы вопрос об урегулировании долгов, «к нему отнеслись бы с не меньшим вниманием, чем относились к другим должникам». Это заявление было истолковано в Англии как благоприятный сдвиг английского правительства в сторону урегулирования вопроса о взаимных финансовых претензиях правительств Англии и СССР,

Но едва наметился этот сдвиг, как отношения снова обострились, Не успела еще вернуться в Лондон посетившая СССР парламентская делегация консерваторов106, опубликовавшая благоприятный для Советского Союза отчет, как вспыхнула всеобщая забастовка в Англии, Этим воспользовались непримиримые консервативные элементы в Англии,


чтобы, взвалив всю вину за забастовку иа «московскую пропаганду», парализовать наметившееся нзмеиение общего курса в сторону соглашения с СССР.

Забастовка и развившиеся национально-революционные события в Китае — вот те два фактора, которыми благодаря стараниям консервативных кругов английского общества определяется характер дальнейших англо-советских взаимоотношений вплоть до начала 1927 г. Против СССР выступают уже т> только часть консервативной прессы, не только безответственные политические деятели, по даже видные члены правительств, Во главе антисоветской кампании становится Локке-/Ьмпеощ брат товарища министра по иностранным делам, и яв кампания находит себе поддержку в лине министра иностранных дел Чемберлена. Выступая в палате (25 июня Ш26 г J 71, Чемберлен заявил, что деньги горнякам посылались п.ч СССР не с целью оказания им помощи, а чтобы разжечь» Англии революции;), Далее Чемберлен заявил, что посылаемые ВЦСПС деньги не являются добровольными сборами,;i принудительными отчислениями, пересылаемыми в Англию в обход советского закона, запрещающего пересылку таких сумм за границу. Отсюда Чемберлен пришел к заключению, что СССР не выполняет взятых на себя обязательств по англо-советекому торговому договору * в части, касающейся пропаганды, н добавил, что если бы сейчас стоял вопрос о заключении договора, то он, Чемберлен, отнесся бы к этому отрицательно, но не в интересах Англии в настоящий момент рвать сношения с СССР, чего требовали некоторые консервативные депутаты.

Такое выступление со стороны главы ведомства по иностранным делам дало возможность другим членам кабинета еще более разжечь вражду против СССР. Они, например, отрицали факт оказания помощи горнякам пролетариатом СССР, а утверждали, что деньги исходят от Советского правительства, стремящегося низвергнуть существующий в Англии строи. С особенно резкими выпадами против СССР выступал Черчилль, Он, как министр финансов, еще до выступления Чемберлена предостерегал англичан (па собрании консервативной юнионистской ассоциации в Хорнси 19 июня!'J26 г.)70 против предоставления кредитов советским торговым организациям. В антисоветских выступлениях Черчиллю не уступал Биркеихед71, настаивавший даже на разрыве тор-MHioro договора. Иа запрос в палате по поводу выступлений мпх министров премьер Болдуин ддл уклончивый ответ.

По вопросу о переводе денег советскими профсоюзами для пустовавших английских углекопов имел место обмен но-t;iMii. 12 июня поверенный в делах Великобритании в СССР

* См. т, Щ, док,. Л'й 314,


Ходжсон вручил НКИД меморандум, а котором правительство Великобритании жаловалось на разрешение Советского правительства переводить деньги стачечникам. 15 нюня ИКЙД ответил Ходжсону *, что в СССР нет запрета на вывоз денег, а существует лишь ограничение вывоза. В этой же ноте НКИД указал на то, что деньги посланы не правительством, а ВЦСПС. Кроме того, полпредство СССР в Лондоне отправило ноту в форин офис, в которой опровергалось заявление министра внутренних дел Джойисоиа Хикса о том, что стачечники получают денежную помощь не от профсоюзов, а от Советского правительства.

Но наряду с этими враждебными СССР кампаниями более дальновидные политики и деловые круги не переставали оказывать давление на правительство в сторону соглашения с СССР. Неоднократные заявления представителей Советского правительства о желании СССР прийти к соглашению с правительством Великобритании оставались, однако, без должного ответа со стороны английского правительства, В парламенте было несколько запросов относительно возобновления переговоров между обеими странами с целью урегулирования взаимоотношений между ними. На все запросы представители правительства отвечали указанием на достаточность наличия торгового договора; поскольку же речь идет о новых переговорах, то инициатива должна исходить от Советского правительства. Когда же Поисонбн поставил вопрос правительству, намерено ли оно реагировать на официальные заявления т. Литвинова на сессии ЦИК (24 апреля 1926 г.) о желании СССР вступить в переговоры с Великобританией, товарищ министра по иностранным делам Лэмпсои ответил, что, если Советское правительство сделает какие-либо «благоразумные» предложении, правительство Великобритании готово будет одобрить их при условии, что переговоры не будут служить ширмой для ведения аитнбритаиской пропаганды. Это заявление было впоследствии еще более решительно подкреплено Чемберлеиом. При свидании с т. Красиным Чемберлев заявил **, что английское Ефавнтельство не намерено начать новые переговоры до тех пор, пока Советское правительство не прекратит пропаганды против Британской империи, в особенности на Востоке.

Как заявленне Лэмпсона, так и заявление Чемберлена ясно говорят о том, что английское правительство пока не намерено менять своего враждебного к СССР отношения. Наоборот, из официального заявления Чемберлеиа s палате общин 1 декабря 1926 г. явствует, что британское правительство «сохраняет за собою свободу действий в любой момент порвать а нгло-советский торговый договор, заключенный в

* См, док. 18й ** См. док. № 300.


1921 r.Y если и когда оио признает, что британские интересы этого требуют». Англия же этого пока не сделала, хотя «факты — в том виде, как они нам (правительству Великобритании) известны,— дают нам (правительству Великобритании) основание к разрыву торгового соглашения», лишь потому, что, «имея в виду всю ситуацию», британское правительство «не считало такой образ действий целесообразным». Требования Чемберлеиа и его товарища о прекращении «пропаганды» и о «благоразумных» предложениях равноценны жалобам на разрешение Советского правительства переводить деньги стачечникам. Они служат лишь прикрытием для активной враждебной СССР деятельности английских агентов как на Западе, так и на Востоке.

Болгария

Смена правительства в Болгарии в начале 1926 г, ничего положительного не внесла в отношения Болгарии и СССР. Министр иностранных дел нового правительства Ляпчева Буров, как и премьер, в своих декларациях избегал даже намека иа восстановление сношений с СССР и фактически продолжал политику своего предшественника Калфова. Политика эта выразилась в систематической переброске иа нашу территорию бывших чииов белых армий, нашедших приют в Болгарии, Против этой системы «репатриации» т. Чичерин выразил протест Советского правительства а телеграмме от 13 июля 1926 г. на имя Бурова*, 26 июля получен ответ Бурова"1*, а котором болгарский министр иностранных дел косвенно признал факты, изложенные в протесте т. Чичерина, но, в свою очередь, выдвигал обвинение против Советского правительства в том, что оно организовало переправу оружия и взрывчатых веществ в Болгарию в целях раздувания гражданской войоы. В телеграмме от 3 августа т. Чичерин отверг голословное обвинение болгарского правительства и привел исчерпывающие факты, уличающие болгарское правительство в переброске бывших русских чннов белых армий в советские порты иа неприспособленных для плавания судах, что явилось причиной гибели многих из переброшенных беженцев в водах Черного моря4'**. На эту телеграмму ответа от Бурова ие последовало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: