Том десятый

/ января31 декабря 1927 г.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ДЕСЯТОГО ТОМА

И. М. ГОРОХОВ, В. Л. ИСРАЭЛЯН, А. И. КОНОНЦЕВ, А. И. ЛАВРЕНТЬЕВ, В. П. НИХАМИН


ПРЕДИСЛОВИЕ

В X том включены документы внешней политики СССР за 1927 год. Советская страна отмечала тогда свое первое десятилетие. Советский народ подводил итоги огромной самоотверженной работы, которую он под руководством Коммунистической партии проделал по построению социалистического общества. Состоявшийся в декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) отмечал: «Итоги истекшего со дня Октябрьской революции десятилетия раскрывают огромное международное значение этой революции как составной части великого международно-революционного процесса, преображающего капиталистическое общество в общество социалистическое».

Последовательно осуществляя в своей внешней политике ленинские принципы мирного сосуществования, Советский Союз продолжал решительно отстаивать дело мира. Собравшийся в апреле 1927 г. IV съезд Советов СССР в своем постановлении по отчету правительства обращал внимание народов всего мира на тот факт, что Союз ССР является единственным в мире государством, ведущим прямую и открытую политику последовательного миролюбия, отвечающего интересам всего человечества. В постановлении говорилось: «Вполне одобряя эту политику мира, съезд поручает Правительству Союза и впредь неуклонно ее проводить и стремиться к установлению и укреплению дружественных отношений с иностранными государствами».

В укреплении могущества СССР империалисты видели угрозу для капиталистической системы. В связи с этим они старались помешать социалистическому строительству в СССР, пытались экономически изолировать Советский Союз, готовили почву для вооруженного нападения на него.

«Опасность контрреволюционной войны против СССР,— говорится в резолюции объединенного Пленума ЦК и ЦКК ВКП(б) от 9 августа 1927 г.,— есть самая острая проблема текущего периода. Обострение противоречий между СССР и его капиталистическим окружением является главной тен'ден-


иней настоящего периода, что. разумеется, не исключает той или другой полосы некоторого улучшения отношений на том или другом фронте борьбы».

Советский Союз активно боролся за устранение угрозы воины, твердо и решительно выступал за прекращение гонки вооружений, настойчиво добивался неотложного решения жизненно важной для человечества проблемы разоружения. В томе публикуются выступления советских представителей в Подготовительной комиссии Лиги наций по созыву конференции по разоружению, а также советский проект полного разоружения, ликвидации всех вооруженных сил и всех видов вооружения. Эти документы показывают, что Советский Союз был в то время единственной страной, которая выступала за действительно полное и всеобщее разоружение.

Наиболее враждебный курс в отношении нашей страны проводило в 1927 г. консервативное правительство Англии. Преследуя цели экономического и финансового бойкота Советского государства, английские правящие круги выступали в качестве вдохновителей всякого рода антисоветских провокаций, пытаясь добиться изоляции СССР, помешать ему в установлении и укреплении связей с капиталистическими государствами.

Несмотря на стремление СССР к поддержанию и развитию политических и экономических отношений с Англией, английское правительство, как показывают документы тома, отвечало на это открыто враждебной политикой и в середине 1927 г. порвало дипломатические отношения с ним. Английские правящие круги делали все для того, чтобы толкнуть и другие государства на путь разрыва отношений с СССР, создать единый антисоветский фронт, но эти попытки окончились провалом.

Советское правительство, как показывают документы тома. прилагало усилия к урегулированию отношений с Соединенными Штатами. Однако американское правительство, игнорируя выступления определенной части общественных и деловых кругов США за установление более широких связей с СССР, продолжало по-прежнему придерживаться враждебного курса в отношении Советского государства.

В томе подробно освещаются отношения СССР с Францией. Исходя кз интересов народов обеих стран в установлении дружественных отношений. Советское правительство предложило правительству Франции заключить договор о ненападении и невмешательстве во внутренние дела, а также соглашение об урегулировании на взаимовыгодных условиях спорных финансовых и экономических вопросов. Однако французские правящие круги чинили всяческие препятствия переговорам, шли на обострение советско-французских отношений и тем самым не допустили соглашения с СССР.


Документы тома свидетельствуют об искреннем стремлении Советского Сдюза к дальнейшему развитию взаимовыгодных отношений с Германией на основе Рападльского договора. Однако уже в то время агрессивные круги империалистических держав, а также реакционные, антисоветские силы в самой Германии начинают оказывать влияние на ее внешнеполитический курс, пытаясь толкнуть ее на путь обострения отношений с СССР.

Проявляя постоянную заботу об обеспечении мира и безопасности народов. Советское правительство придавало большое значение заключению с соседними государствами договоров о ненападении и нейтралитете. В томе публикуются документы, освещающие переговоры Советского правительства о заключении таких договоров с рядом государств. В период резкого обострения польско-литовского конфликта активные действия советской дипломатии содействовали нормализации обстановки в Восточной Европе и устранению угрозы войны в этом районе.

Осуществляя ленинскую политику дружбы с народами Востока, Советский Союз, как это видно из документов тома, продолжал расширять и укреплять дружественные отношения с Афганистаном, Геджасом, Египтом, Персией, Турцией и другими государствами. Крупным успехом миролюбивой политики СССР было заключение 1 октября 1927 г. советско-персидского договора о гарантии и нейтралитете.

Советское правительство продолжало выступать за развитие мирных отношений с Японией, видя в этом важное средство для обеспечения мира и безопасности на Дальнем Востоке. Советское правительство в 1927 г. вновь, как делало это и ранее, обратилось к правительству Японии с предложением о заключении пакта о ненападении. В ответ на это японское правительство заявило, что считает подписание такого пакта «несвоевременным».

Придавая большое значение укреплению дружественных отношений с Китаем. Советское правительство оказывало всестороннюю поддержку китайскому народу в его борьбе за национальное освобождение. В постановлении IV съезда Советов СССР от 20 апреля 1927 г. говорилось: «Съезд выражает свое сочувствие национальному освободительному движению китайского народа и целиком одобряет политику Правительства Союза ССР по отношению к Китаю, основанную на признании полного суверенитета Китая, на принципах равенства и на полном отказе Союза ССР от особых привилегий, которыми пользуются иностранцы в Китае». В то же время империалистические державы, жестоко подавлявшие национально-освободительное движение китайского народа, стремились воздвигнуть преграды на пути советско-китайской дружбы и превратить Китай в арену враждебной деятельности против


СССР. Документы тома свидетельствуют о том. Что подстрекаемые реакционными кругами империалистических держав китайские милитаристы, действуя вразрез с национальными интересами китайского народа, открыто вели дело к обострению отношений с СССР, провоцировали конфликт с ним.

В начале апреля 1927 г. вооруженный отряд китайских солдат и полиции с ведома и согласия глав дипломатических представительств империалистических держав совершил бандитский налет на советское полпредство в Пекиие. В знак протеста против этого налета Советское правительство было вынуждено отозвать из Пекина поверенного в делах и других сотрудников полпредства, оставив там лишь небольшой персонал для выполнения консульских функций. Кроме того, в течение 1927 г. китайские реакционеры организовали налеты на консульства СССР в Шанхае, Кантоне и Ханькоу, а также предприняли ряд других враждебных актов в отношении СССР.

В томе содержатся документы, освещающие отношения Советского Союза со странами Латинской Америки. Скандинавии и другими государствами.

В нем публикуются также материалы об участии СССР в различных международных конференциях, о культурных н научных связях СССР с зарубежными странами.

Большинство документов тома публикуется впервые.

Методы публикации и оформления документов изложены в предыдущих томах настоящего издания.

* *

*

В подготовке тома к печати принимали участие сотрудники Редакционного аппарата Комиссии по изданию дипломатических документов при МИД СССР: Af. А. Бугреёв, А. Я. Быкова, Н. П. Галичий, Л. А. Гвишиани, В. А. Деулин, В. Л. Дю-ков, Д. Г. Колбасин, Г. Н. Никитин, И. Н. Никитин, О. Н. Сергеев, Г. М. Сиволобова, П. Ф. Струнников, Ю. И. Устюгов, М. П. Хлаяова, В. Н. Хорее, А. М. Шамин, Л. Т. Шмаков. В. А. Шорин, а также сотрудники Института истории АН СССР О. В. Серова, С. В. Тютюкин и сотрудник Института славяноведения АН СССР Л. В. Заборовский.

В составлении примечаний принимал участие сотрудник Института истории АН СССР кандидат исторических наук А. Я. Кононцев; отдельные примечания подготовлены сотрудниками Института истории АН СССР кандидатами исторических наук В. В. Лебедевым и Д. Г. Наджафовым, а также сотрудником Института народов Азии АН СССР кандидатом исторических наук Л. А. Боровковой; в редактировании примечаний участвовали доктора исторических наук В. Л. Исраэ-лян н С. Л. Тихвинский, кандидат исторических наук В^ П. Нихаяин.


1. Заявление Полномочного Представителя СССР в Персии К. К. Юренева Шаху Персии Реза-шаху Пехлеви *

4 января 1927 г.

Правительство СССР, стремясь к урегулированию отношений с Правительством Персии, неоднократно в течение последних лет делало в этом направлении серьезные попытки, но, к сожалению, эти попытки не приводили к положительным результатам. Достаточно указать, что торговый договор и рыбное соглашение, подписанные в свое время обеими сторонами, не были ратнфикованы персидской стороной**. Но. несмотря на это,-Советское Правительство путем односторонних мероприятий проводило в области торговых отношений с Персией максимально льготный режим, который не имел места в торговых отношениях СССР ни с какой другой страной. К сожалению, и это не встречало должной оценки со стороны Правительства Персии. Наконец, когда в прошлом году Персидское Правительство делегировало в iMocKBy Министра Двора Теймурташа для разрешения всех спорных между СССР и Персией вопросов и для подписания соответствующих соглашений. Правительство Союза пошло этому навстречу и поручило ведение этих переговоров непосредственно Народному Комиссару Г. В. Чичерину, несмотря на крайнюю занятость его в это время другими важными государственными делами. Правительство Союза сделало это, учитывая пожелания Вашего Величества, выражавшиеся неоднократно Вами лично Полномочному Представителю СССР т. Юреневу и Поверенному в Делах СССР т. Славуцкому, о скорейшем соглашении с Правительством Союза по всем еще не урегулированным между сторонами вопросам ***.

* Заявление было сделано К- К- Юреневым в Тегеране по поручению Советского правительства во время аудиенции у шаха 4 января 1927 г. (см. док. J\s 2), По окончании аудиенции Юренев передал шаху письменный текст этого заявления. **" См. т. V, прим. 78. •** См. т. IX, прим. 1.


По прибытии Теимурташа в Москву, на вопрос Г. В. Чичерина о полномочиях Теимурташ заявил, что полномочия на подписание в Москве всех имеющих быть выработанными соглашений будут получены им из Тегерана вместе с утвержденными Персидским Правительством текстами этих соглашений. Но потом Теимурташ был отозван Вашим Величеством и от Правительства Персии последовало предложение перенести переговоры в Тегеран, причем г. Али Голи-ханом Ансарн была сделана ссылка на обязательства перед третьей стороной о неподписании в Москве каких бы то ни было соглашении с Советским Правительством. Крайне огорченное таким шагом со стороны Персидского Правительства. Правительство Союза не может не выразить своего сожаления по поводу подобных отношений Правительства Персии к Советскому Правительству, прецедент которых трудно отыскать в истории отношений между дружественными странами.

Правительство Союза, считая переговоры законченными, не считает возможным вести новые переговоры в Тегеране. Но в то же время Советское Правительство выражает готовность подписать в Тегеране выработанные в Москве тексты без какого-либо дополнительного обсуждения. Если же Правительство Персии желает дополнительно обсудить их, то Правительство Союза готово сделать это и подписать соглашения в Москве.

Пенат. по арх.

2. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Персии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

4 января 1927 г.

Сегодня видел Реза-шаха. Он был явно подготовлен к моему демаршу*. Заявил о дружбе к нам и о желании урегулировать отношения. Он считает, что вопрос о месте переговоров не важен; можно и надо начать работу в Тегеране, тем более что она впоследствии закончится в Москве. Обещал через два-три дня познакомить меня через Теимурташа частным образом с уже окончательно выработанными проектами персидского правительства.

Реза-шах был удивлен известным заявлением Али Голи-хана Ансари ** и сказал, что последний был уполномочен лишь заявить англичанам, что в Москве не будут заключены враждебные Англии соглашения. Уходя, я оставил Реза-шаху меморандум.

* См. док..Ns ". ** Си. т. IX. прим. 1.

Ю


Видел Мостоуфи-оль-Мемалека*. Он собирается уходить в отставку. Заявление Али Голн-хана Ансари объясняет состоянием волнения, в котором тот находился. Али Голи-хан Ансари должен был сказать, что Теймурташ ничего не подпишет в Москве без предварительных сношении с Тегераном. Волнуясь, Али Голн.-хан сказал нечто совсем иное. По словам Мостоуфи-оль-Мемалека, большинство проектов рассмотрено, и на днях они мне будут даны частным образом для ознакомления. Считаете ли вы, что надо вести переговоры в Тегеране1?

Видел Али Голи-хана Ансари. Он взбешен, но сдерживается. Сказал, что, очевидно, ему самому придется ехать договариваться с Москвой.

В результате беседы считаю неисключенным, что персидское правительство в конце концов согласится на перенесение переговоров в Москву,

Юренев

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: