Обгон транспортных средств является одним из наиболее сложных и опасных видов манёвра. Во время обгона совершается около 12 % всех ДТП, при этом очень велико относительное число погибших и раненых.
Особенно опасны обгоны на дорогах, имеющих две полосы для движения в обе стороны. На этих, часто сравнительно узких дорогах, происходит взаимодействие с попутным транспортом при высокой скорости движения, причём часть манёвра осуществляется на встречной полосе, где высока вероятность создания помех встречному транспортному средству и столкновения с ним.
Безопасный обгон может быть гарантирован при выполнении требований ПДД, совершенной технике управления автомобилем, точном расчёте водителем манёвра, на основе устойчивых навыков оценки обстановки и прогнозирования её развития.
Для этого в первую очередь необходимо знать величину пути обгона в той или иной ситуации и параметры, которые влияют на его изменение.
Рассмотрим обгон с постоянной скоростью, схема которого представлена на рис. 6. Автомобиль, движущийся со скоростью Vа1, настигает автомобиль, движущийся со скоростью Vа2, и совершает его обгон. Для того, чтобы начать обгон, водитель подъезжает к обгоняемому автомобилю на дистанцию безопасности Дб1, м, величину которой можно принять равной величине остановочного пути плюс какой-то запас S3 принимаемый обычно 5 - 6 м. В этом случае, если впереди идущий автомобиль внезапно остановится, то у движущегося за ним водителя будет возможность остановить свой автомобиль.
|
|
(11)
Вернувшись после завершения обгона на свою полосу движения, обгоняющий водитель должен обеспечить дистанцию безопасности , м, для автомобиля, который он обогнал:
(12)
Рис. 6. Схема обгона при движении с постоянной скоростью |
Определим дистанцию обгона Добг - путь, который проходит обгоняющий автомобиль относительно обгоняемого, м,
(13)
где L1, L2 - соответственно длина первого и второго автомобилей.
Затем определяем время обгона , с,
(14)
и, наконец, находим путь обгона, м,
(15)
Пример. Определить путь обгона грузового автомобиля, совершаемого легковым автомобилем, исходя из следующих данных:
м/с; L1 = 5 м; м/с; L2 =7 м;
j = 0,5; с; с; с; м;
Определим , (формула 11):
м;
Определим (формула 12):
м;
Определим (формула 13);
м;
Определим (формула 14);
с;
Определим (формула 15);
м.
При оценке безопасности обгона следует помнить что за время, пока водитель совершает обгон (в нашем случае с), водитель, двигающийся навстречу, приблизится на расстояние . Если скорость движения своего и обгоняемого автомобиля водитель определяет достаточно точно, то скорость автомобиля, двигающегося навстречу , ему определить гораздо сложнее, и здесь могут быть значительные ошибки. Приняв м/с, определим, что встречный автомобиль приблизится на расстояние м. Следовательно, безопасным в данной ситуации можно считать обгон при нахождении встречного автомобиля на расстоянии более 1072 м от обгоняющего автомобиля в момент начала обгона.
|
|