Письмо неофициального Представителя СССР в США Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел

СССР M. M. Литвинову*

12 апреля 1928 г.

Уважаемый товарищ,

1. Настоящее письмо пишу из Нью-Йорка, где я провел большую часть этого месяца в связи с делом о золоте**. После решения вопроса о ближайшем направлении дела я вернусь в Вашингтон.

Переговоры о возвращении банками золота велись все время, но формально вопрос был поставлен письмом наших адвокатов от 26 марта на имя адвокатов американских банков. Адвокаты американских банков сделали безуспешную попытку убедить прибывших сюда представителей «Банк де Франс» в желательности прекращения дела и одновременно настаивали перед адвокатами «Банк де Франс» на предъявлении документальных доказательств, на основании которых «Банк де Франс» обратился в суд. Адвокаты американских банков несколько раз предупреждали адвокатов Французского банка, что в случае непредъявления ими этих документов банки вынуждены будут вернуть золото. Последний срок, данный адвокатам французской стороны, истек 2 апреля. 3 апреля к нашим адвокатам поступило письмо от адвокатов американских банков с извещением о том, что французы нужных документов не предъявили, что предъявлена была только какая-то квитанция, якобы показывающая, что «Банк де Франс» депонировал некоторое количество золота в Госбанке в 1917 г., что эта квитанция не может рассматриваться как доказательство собственности «Банк де Франс» на ввезенное золото. Адвокаты подчеркнули одновременно, что Госбанк, наоборот, очень любезно и своевременно прислал нужную информацию в Отношении происхождения и титула золота. В силу этих обстоятельств банки выразили согласие вернуть золото, обеспечив себя, конечно, формальной гарантией.

Золото было отправлено отсюда 6 апреля на ближайшем немецком пароходе. За несколько дней до отправки (несомненно, в связи с предупреждением банков о том, что они должны будут вернуть золото, если французы не представят в свое время требуемых доказательств) румыны стали шевелиться и готовиться к выступлению совместно с французами. Нет никакого сомнения в том, что французы пытались воздействовать на банки через румын. 2 апреля, т. е. накануне окон-

* Печатается с сокращением. ** См. док, № 99, ПО, 133.


чательног© решения банками вернуть золото, в прессе было опубликовано сообщение из Вашингтона о том, что румынское посольство готово выступить в суде в связи с нашим золотом и ждет лишь окончательных распоряжений министерства иностранных дел. Этот ход, однако, никакого впечатления на банки не произвел.

Сообщение об освобождении золота было встречено удивлением, и в Вашингтоне распространились слухи о том, что золото возвращено в результате соглашения между Францией и нашим Союзом. Другой возможности не допускали. В отношении госдепартамента сообщалось следующее: «Госдепартамент в Вашингтоне выразил изумление по поводу внезапной отправки золота, но заявил, что все дело в связи с золотом не имеет никакого отношения к правительству Соединенных Штатов».

Реакция деловых кругов и прессы в связи со всем делом в общем в пользу Союза. Из многих откликов прессы мне пришлось натолкнуться лишь на несколько неблагоприятных, в массе же они довольно благоприятны. Отношение деловых кругов наиболее ярко характеризует оценка настроения Уоллстрита, помещенная в «Нью-Йорк тайме» 7 апреля. Заметка озаглавлена «Политика в советском золоте» и гласит следующее: «В то время, как Уолл-стрит проявил большой интерес по отношению к юридической стороне дела о русском золоте в сумме 5 210 000 долл., возвращенного на этой неделе в Европу из Нью-Йорка, разговоры вращались в такой же мере вокруг политических вопросов, связанных с положением, как и вокруг технических тонкостей процесса. Раз золото возвращено в Германию, не подлежит сомнению, что советские власти могут легко сбыть его и, если пожелают, прислать сюда вырученные суммы, при помощи которых будут достигнуты те коммерческие цели, ради которых золото было первоначально послано сюда. Если бы, однако, золото было принято Пробирной палатой Соединенных Штатов и сделалось бы основой торговых кредитов, это имело бы психологически важные последствия во многих частях света, как наглядное доказательство более тесного торгового сближения между Соединенными Штатами и Россией. Но раз золото не принято и сделалось предметом международного спора, это обстоятельство по меньшей мере не облегчит деловых отношений между Соединенными Штатами и Россией».

Многие представители делового мира никак не могут понять, почему это советское золото может быть принято всеми странами, но не Соединенными Штатами, и это непонимание является весьма положительным фактом во всем деле. Этому непониманию, помимо всего, способствовали также и колебания и неуверенность в Вашингтоне. Возвращение золота


американскими банками еще сильнее подчеркнуло нелепость обстановки.

Если попытаться теперь, после отправки золота, оценить все происшедшее с точки зрения нашего положения здесь, то нужно сказать, что последствия дела не только не отрицательны для нас, но в известной мере положительны: перед американскими деловыми кругами в очень яркой форме обрисовалась ненормальность обстановки, в которой протекает советско-американская торговля. Заявление администрации*, что признание или непризнание правительства СССР не имеет никакого отношения к развитию торговли, противоречит наглядному уроку, полученному американскими деловыми кругами от золотой эпопеи. Во всяком случае, вопрос о необходимости пересмотра Вашингтоном позиции в отношении приема русского золота поставлен. «Чейз банк»** и «Эквитабл траст К0» намереваются действовать в этом направлении. Русско-Американская торговая палата пока еще официально не реагировала. Объясняется это отчасти разношерстностью элементов среди директоров. Ждать шагов со стороны администрации в ближайшее время, конечно, не приходится.

2. С приближением президентских выборов политические страсти все больше и больше разгораются. В тех штатах, где имеются «праймарнз» ***, идет усиленная борьба вокруг избираемых делегаций на партийные конвенции****. Особенно острая борьба идет у различных группировок республиканской партии. Наиболее остро борьба протекает в штате Иллинойс, и особенно в городе Чикаго, где, судя по последним данным, победила группировка бывшего губернатора Лоудена, связанного с Дауэсом. По нынешний день наиболее сильными кандидатами республиканцев являются Гувер и Лоуден, который может быть заменен на конвенции Дауэсом, имеющим поддержку значительной группы правых республиканцев. У демократов борьба протекает не в столь острых формах, как у республиканцев, например, в Чикаго. Но борьба во всяком случае упорная. Наиболее сильным кандидатом пока является нью-йоркский губернатор Смит, но он вряд ли пройдет ввиду его принадлежности к католикам. Смит принадлежит к группе «влажных». Против него сторонниками Макаду, бывшего наиболее сильным конкурентом Смита в 1924 г., выдвигается сенатор Уолш от штата Монтана. Усилиями Уолша была раскрыта нефтяная панама. Уолш католик, но он принадлежит к

* Имеется в виду правительство США. ** Имеется в виду «Чейз нейшнл банк».

*** Так называемые первичные выборы, проводимые в ряде штатов США, для выдвижения кандидатов в президенты от той или иной партии и делегатов на партийные съезды (амер.).

**** Имеются в виду предвыборные съезды политических партий.

2*4


группе «сухих». Шансы его пока меньше шансов Смита. Ярким кандидатом еще является Рид. Он не католик. Не исключается возможность компромисса у демократов на кандидатуре консервативного сенатора Хичкока. В отношении СССР наиболее благоприятную позицию занимают Уолш и Рид. Однако «русский вопрос» не фигурирует пока спорным вопросом в платформах политических партий.

Национальный комитет республиканской партии начал выпускать свою предвыборную литературу. В числе брошюр выпущена одна по вопросу об иностранной политике администрации под авторством Келлога*. В брошюре много места уделено отношению к СССР. В этой брошюре подчеркивается, что вопрос о признании СССР Соединенными Штатами не стоит ввиду «непрекращающейся из Москвы пропаганды» против Соединенных Штатов в Северной и Южной Америке и в Китае. Одновременно указывается на значительный рост советско-американской торговли и постепенное вытеснение англичан и немцев, несмотря на непризнание. Политика администрации не препятствует развитию советско-американских торговых отношений, с каковой целью облегчена выдача виз советским работникам, когда не имеется оснований предполагать, что эти лица будут заниматься другими, не торговыми делами. Вообще вопрос поставлен так, чтобы заранее отвести всякие возражения, что администрация тормозит развитие советско-американской торговли. Автор брошюры старается произвести впечатление, что советско-американская торговля выросла в результате политики администрации и что продолжение этой политики именно в интересах развития торговли. Брошюра эта, очевидно, пока получила небольшое распространение, ибо пресса больших городов обошла ее до сих пор молчанием. Лишь в некоторых провинциальных газетах появилось сообщение о ней. [...]

С товарищеским приветом

Б. Сквирский

Печат. по арх.

129. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Италии

Д. И. Курскому

13 апреля 1928 г.

По линии Нефтесиндиката получены сведения о достигнутом между фирмой «Аджип» и мировыми трестами соглашении о повышении цен на беизин и о подготовке соглашения

* Государственный секретарь США.


о разделении бензинового рынка Италии между трестами и «Аджип». Для обсуждения всех этих вопросов предполагается созвать совещание в Париже. Наличие подобных планов представляет собой часть общего наступления мировых трестов против нашей нефти и попытку поколебать наши позиции на итальянском нефтяном рынке. С другой стороны, согласие «Аджип» на такие соглашения с трестами означало бы коренную перемену к худшему в его отношении к нам, а поскольку «Аджип» осуществляет нефтяную политику итальянского правительства, то эта фирма осуществляет и неблагоприятный поворот в политике этого правительства в отношении СССР. Нефтесиндикат принимает меры, чтобы расстроить планы мировых трестов.

О конкретных мероприятиях получайте информацию через торгпреда. Окажите активную поддержку Нефтесиндикату. Надо прежде всего всеми доступными путями выяснить отношение итальянского правительства к этим планам и принять меры к разъяснению итальянскому правительству выгодности для государственных интересов Италии предложений, которые делает Нефтесиндикат фирме «Аджип». В этом деле необходимо действовать скоро *. Если у Вас возникнут сомнения насчет целесообразности этого или иного шага, срочно телеграфируйте.

Чичерин

Лечат, по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: