Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Турции Я. 3. Сурица в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

2 декабря 1929 г.

На вашу телеграмму от 1 декабря 1929 г. ш. Перед подписанием турецко-венгерского пакта Валько * сделал нижеследующее устное заявление, переданное мне Тевфнком Рюштю: «Турецкое правительство может передать Советскому правительству формальное и категорическое заверение, что во время поездки Валько в Варшаву не был затронут никакой вопрос, направленный против Советского Союза, и что и сейчас не существует никакого подобного намерения» **.

Полпред

Лечат, по арх.

351. [Никольск-Уссурийский протокол о восстановлении статус кво на КВЖД]

[3 декабря 1929 г.]

I. От имени Мукденского правительства дипломатический комиссар г. Цай заявляет, что председатель правления Китайской Восточной железной дороги Люй смещается с должности председателя правления.

От имени правительства Союза Советских Социалистических Республик агент Народного комиссариата по иностранным делам в гор. Хабаровске Симановский заявляет, что, после того как председатель правления Люй будет смещен с должности председателя правления, правительство Союза в согласии с заявлением заместителя народного комиссара по иностранным делам Литвинова германскому послу в Москве 29-го августа*** готово будет выставить на должность управляющего КВЖД и его помощника вместо гг. Емшанова и Знсмоита новых лиц.

В этом последнем случае правительство Союза оставляет за собой п раво назначить гг. Емшанова н Эйсмонта на другие

* Министр иностранных дел Венгрии. См. также т. XI, док. № 389. *** См. док. № 267


должности на КВЖД, относительно чего г. Цай в устной беседе с г. Симановским дал согласие.

2. Дипломатический комиссар г. Цай заявил от имени Мукденского правительства, что последнее, желая всемерно содействовать улажению конфликта между Китаем и СССР и устранить все поводы к дальнейшему осложнению, будет строго соблюдать Мукденское и Пекинское соглашения 1924 года как в целом, так и в его отдельных частях.

Агент НКИД в Хабаровске Симановский от имени правительства с удовлетворением принял к сведению заявления комиссара Цая, что Мукденское правительство будет строго соблюдать соглашение 1924 года, и со своей стороны заявил, что правительство СССР, стоявшее всегда на почве существующих между Китаем и СССР соглашений, само собой понятно, будет строго соблюдать их как в целом, так и в отдельных частях.

Вышеозначенное заявление, заключающееся в первом и втором пунктах настоящего протокола, считается принятым обеими сторонами *.

Никольск-Уссурийский, 3 декабря 1929 г.

Дипломатический комиссар Агент НКИД

Цай Юнь-шэн А. Симановский

Печат. по арх. Опубл. в газ «Известия» M 284 (3820), 4 декабря Ы9 г.

352. Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Послу Франции в СССР Эрбетту

3 декабря 1929 г.

Господин Посол,

Вследствие Вашей ноты от сего числа, при которой Вы были любезны передать мне 2 декларации, а именно одну от имени Правительства Французской Республики, а другую от имени правительства Соединенных Штатов Америки, я имею честь препроводить при сем ответные заявления Правительства Союза Советских Социалистических Республик, содержание которых прошу Вас довести до сведения соответственно Французского и американского Правительств **.

Примите, господин Посол, уверение в моем высоком уважении.

Литвинов

Печат. по арх.

* См. док. № 360. ** См. док. № 353.


В упоминаемой ноте Эрбетта от 3' декабря 1929 i. говорилось: «Имею честь направить одновременно Правительству Союза, с одной стороны, прилагаемое при этом заявление на французском языке от имени Правительства Французской Республики и, с другой стороны, прилагаемое при этом заявление на английском языке от имени правительства Соединенных Штатов*.

Выполняя таким образом возложенное на меня поручение, прошу Вас, господин Народный Комиссар, принять уверения в моем высоком уважении».

353. Заявление Правительства СССР Правительству США**

3 декабря 1929 г.

1. Союз Советских Социалистических Республик с первого дня своего существования ведет политику мира и не в пример другим державам ни разу не прибегал к военным действиям, если не считать необходимых мер обороны, вызванных прямым нападением на Союз или вооруженным вмешательством некоторых держав в его внутренние дела. Этой политике мира ои неуклонно следовал и намерен следовать независимо от Парижского договора об отказе от войны.

2. Нанкинское правительство в течение последних лет, уклоняясь от обычных методов разрешения дипломатическим путем возникших споров, вело по отношению к Союзу Советских Социалистических Республик провокационную политику нарушения обычных международных норм и договоров, несмотря на то что эти договоры не были навязаны Китаю силой оружия или другими мерами воздействия, а были заключены на основе полного равенства и добровольности*** и что Советский Союз, как известно, добровольно отказался в этих договорах от экстерриториальности, консульской юрисдикции и других привилегий, отмены которых китайское правительство до настоящего времени тщетно добивается у других держав.

3. Кульминационным пунктом этой политики явился захват Китайско-Восточной железной дороги без всякого предупреждения и предварительного предъявления каких-либо претензий, в нарушение существовавших соглашений о совместном управлении дорогой****.

4. Союзное Правительство полагает, что подобное пове дение иа нкииского правительства, если бы оно имело место

* См. стр. 605.

СГГР M П?иР^влено заместителем народного комиссара иностранных дел jjjji Литвиновым через посла Франции в СССР Эрбетта; см. док.

тот же дрЯвления аналогичного содержания, за исключением п. 9, были в Нппвргыи Н1^"^ЛРавлены правительству Великобритании через посланника v *** * ^^Урби и правительству Франции через Эрбетта. „», £м- т- VII док. № 156, 157, 158, 2Ô2. ** См. док, № 213, 214 2 8 222


в отношении Соединенных Штатов Америки, Великобритании или Франции, рассматривалось бы Правительствами этих стран как достаточный повод для использования оговорок, сделанных ими при подписании Парижского договора об отказе от войны. Союзное Правительство в свое время заявило, что оио этих оговорок не признает и само пользоваться ими не намерено *.

5. Нанкинское правительство ие ограничилось незаконным захватом Китайско-Восточной железной дороги, но и мобилизовало вдоль советско-маньчжурской границы армию, отдельные части которой совместно с включенными в нее контрреволюционными русскими бандами совершали систематические нападения на Союз Советских Социалистических Республик, переходя на советскую территорию, обстреливая части Красной Армии и пограничные селения, грабя и насилуя мирное население, причинив этими действиями значительные потери людьми и имуществом. Несмотря на многократные предостережения, сделанные нанкинскому правительству через посредство германского правительства, эти нападения не прекращались, а скорее учащались и делались все более интенсивными**. Эти нападения вынудили советскую Дальневосточную армию в интересах обороны и ограждения пограничного мирного населения принять контрмеры.

Таким образом, действия Красной Армии были вызваны соображениями абсолютно необходимой самозащиты и ии в какой мере не являются нарушением каких бы то ни было обязательств, вытекающих из Парижского договора, чего нельзя сказать про находящиеся иа китайской территории и в китайских портах вооруженные силы держав, обратившихся сего числа к Союзному Правительству с идентичными заявлениями.

6. Союзное Правительство констатирует, что Правительство Соединенных Штатов Америки обратилось к нему со своим заявлением в тот момент, когда Советским и мукдеп-ским Правительствами согласован уже ряд условий и ведутся непосредственные переговоры, открывшие возможность скорого разрешения советско-китайского конфликта. В силу этого обстоятельства упомянутое обращение не может не рассматриваться как ничем не оправдываемое давление на переговоры и, следовательно, отнюдь не может считаться актом дружелюбным.

7. Союзное Правительство далее констатирует, что Парижский договор об отказе от войны не предусматривает для отдельного государства или группы государств функций охра-

* См. т. XI, док. Mi 292, 298. ** См. док. № 252, 259, 274, 292, 315, 320.


ннтеля этого пакта. Союзное Правительство, во всяком случае, никогда ие изъявляло согласия на то, чтобы какие бы то ни было государства сами или по взаимному соглашению между собой присвоили себе подобное право.

8. Союзное Правительство заявляет, что советско-маиьч-журский конфликт может быть разрешен только путем непосредственных переговоров между Советским Союзом и Китаем на основе условий, Китаю известных и мукденским правительством уже принятых *, и что оно ие может допустить ничьего вмешательства в эти переговоры или в конфликт.

9. В заключение Союзное Правительство ие может не выразить своего изумления, что Правительство Соединенных Штатов Америки, которое по собственному желанию ие находится нн в каких официальных отношениях с Правительством Советского Союза, находит возможным обращаться к нему с советами и указаниями |34.

Печат. по арх. Опубл. в газ. «Известия» M 284 (3820), 4 декабря 1929 г.

В упоминаемом заявлении правительства США **, врученном M. M. Литвинову Эрбеттом 3 декабря 1929 г., говорилось:

«Правительство и народ Соединенных Штатов с понятной тревогой следили за событиями в отношениях между Китаем и Россией в той фазе, которая развилась из положения, возникшего в Северной Маньчжурии после событий 10 июля.

18 июля с. г. Правительство США в порядке переговоров между Государственным Секретарем и дипломатическими представителями пяти держав в Вашингтоне приняло меры к тому, чтобы было обращено внимание китайского и Русского Правительств на предписания договора об отказе от войны, подписанного как Китаем так и Россией ***. Русское и китайское Правительства сделали в свое время публичные формальные заявления, в которых заверяли, что не прибегнут к войне, если только сами не подвергнутся нападению. С тех пор этот договор был ратифицирован 55 державами, включая Китай и Россию.

Американское Правительство желает снова обратить внимание на предписания договора об отказе от войны, в особенности же на второй пункт договора, который гласит:

«Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они ни были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

Американское Правительство пользуется случаем, чтобы выразить свою от''впяН^Юй1аДеЖД^ На т0, чт0 Китай и Россия воздержатся или откажутся впемя ЖД,е ых меР н сочтут возможным прийти между собой в ближайшее котооы^ соглашению о разрешении мирными средствами всех вопросов,

Р ^ явля ются в настоящее время предметом конфликта между ними.

+* См. док. № 267, 271, 283, 347, 351.

*Р*™^ъ££>%£££\ 1™учены 3 декабря 1929 г также °т

См. док. № 225, 227, 230, 231, 242, 244, 246, 249.


Американское Правительство полагает, что отношение, которое установится в будущем к Китаю и России со стороны общественного мнения мира, будет неизбежно в значительной степени зависеть от того, каким путем они выполнят эти свои священные обещания».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: