Письмо Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Генеральному секретарю Лиги наций Друммонду

23 апреля 1931 г,

Господин Генеральный секретарь,

Я получил Ваше письмо, датированное I апреля, з котором Вы сообщаете, что третья сессия К°мнссии изучения европейского союза откроется 15 мая, в II часов утра, в Секретариате Лиги наций. К Вашему письму приложен предварительный порядок дня, состоящий из трех пунктов;

1. Доклад организационной подкомиссии о конституции. организации и методах работы комиссии. 2. Предложение об участии Свободного Города Данцига в некоторых работах комиссии. 3. Экономические вопросы — мировой экономический кризис, поскольку он интересует совокупность европейских государств. К п. 3-му имеется примечание, что, согласно решению январской сессии комиссии, правительства Исландии, Турции и СССР будут представлены при обсуждении комиссией этого пункта порядка дня.

Надо ли понимать это примечание в том смысле, что при обсуждении первых двух пунктов названные в нем три государства не должны быть представлены? Такое понимание. на мой взгляд, противоречило бы первоначальному постановлению комиссии. Это постановление гласило, что комиссия «решила изучить мировой экономический кризис, поскольку он интересует совокупность европейских государств, и пригласить через посредстзо Генерального секретаря к участию в этом изучении правительства Исландии. Турции и СССР». Пока комиссия не включила никаких других вопросов в круг своего изучения, постановление означает, что названные в резолюции 3 государства участвуют во всех работах комиссии. Участвуя же во всех работах какой-либо комиссии, каждое


государство вправе выявлять свое отношение к форме организации комиссии, ее конституции, составу и методам работы, ибо эти организационные вопросы не могут не влиять на направление работ и даже на решения. Это право может быть оспариваемо в том лишь случае, когда участие какого-нибудь государства ограничивается отдельными вопросами, но подобного решения в отношении СССР, Турции и Исландии Комиссия по изучению европейского союза не принимала. Если, таким образом, решение организационной подкомиссии означает устранение трех государств от участия в обсуждении первых двух пунктов порядка дня, то оно либо противоречит январскому решению комиссии, либо же является предрешением вопроса, остававщегося, по крайней мере, открытым, а именно вопроса об участии или неучастии трех европейских государств в тех материальных вопросах, которые комиссия могла бы впоследствии дополнительно включить в круг своих работ. Если этот вопрос решается в положительном смысле, то «приглашаемые» три государства имеют несомненное право на участие в рещении и организационных вопросов. Устраняя три государства от участия в этих вопросах, организационная подкомиссия явно исходит из предположения о привлечении этих государств к разрешению отдельных, а не всех проблем, которые комиссия себе ставит. Мне, однако, неизвестно, на чем такое предположение основано.

Толкуя решение организационной подкомиссии в ограничительном смысле. Вы, г-н Генеральный секретарь, сочли нужным сообщить о невозможности установить точно время перехода комиссии к обсуждению третьего пункта порядка дня, полагая, очевидно, что только к этому времени делегация СССР должна прибыть в Женеву. Вы, к сожалению, также не указываете, кто именно может это время определить. Таким образом Вы приглашаете делегации трех европейских государств приехать в Женеву, не указывая определенного срока.

Если после Вашего первого приглашения* в связи с пан-Европой мне пришлось, указывая на неясность и двусмысленность решения январской сессии комиссии, отметить, что «приглашаемым» придется поехать в Женеву, чтобы узнать точно, для чего их пригласили**, то после Вашего второго письма приходится сказать, что «приглашаемым» предлагается поехать в Женеву для того, чтобы узнать также, когда они приглашаются туда. Я полагаю, что другие примеры подобных методов приглашения вряд ли можно будет найти при изучении не только Европы, но и внеевропейских стран. Подобные приглашения можно было бы объективно толковать

* См. стр, 70. ** См. док. Лэ 39.


как провоцирование отказа принять приглашение, если н иметь в виду, той степени искренности и прямодушия, которая совершенно необходима со стороны организаторов столь важного дела, как объединение Европы.

Прося Вас довести вышеизложенное до сведения организаторов майской сессии комиссии, я сообщаю, что делегация СССР готова будет приехать в Женеву между 15 и 25 мая и будет ожидать точного сообщения времени, к какому она приглашается в Женеву, причем прощу иметь в виду, что она не сможет прибыть туда из Москвы раньше чем на 4-й день после получения извещения.

Примите, господин Генеральный секретарь, уверения в моем высоком уважении.

Литвинов

Печа? по срх. Опубл. а газ. кИзаестия» X 116(4323), 27 апреля IS31 г,

В упоминаемом письме Друммонда от 1 апреля 1931 г. говорилось: «Честь имею Вас известить, что III сессия Комиссии по изучению европейского союза откроется в пятницу, 15 мая 1931 г., в 11 часов в Генеральном секретариате в Женеве.

При сем Вы найдете временный порядок дня этой сессии в том виде. в каком он был составлен организационной подкомиссией, заседавшей 24 и 25 марта. Как явствует из этого документа, некоторые правительства оставили за собой право предложить к моменту майской сессии изменение порядка рассмотрения вопросов. Поэтому я, к: сожалению, лишен возможности поставить Вас точно в известность о Времени, когда комиссия приступит к рассмотрению вопросов, фигурирующих во Временном порядке дня под пунктом IIb.

На письмо М. М. Литвинова от 23 апреля 1931 г. Друммонд ответил письмом от 29 апреля 1931 г. следующего содержания:

«Имею честь подтвердить получение Вашего письма от 23 апреля по поводу собрания Комиссии по изучению вопроса о европейском союзе. Я передаю его, так же как к свой ответ, членам комиссии.

После совещания с председателем комиссии имею честь сообщить Вам, что нам невозможно, по соображениям, указанным в моем письме от 1 апреля, в точности предусмотреть, з какой момент пункт 111 временного порядка дня будет рассматриваться комиссией. Мы, однако, считаем вероятным, что комиссия приступит к рассмотрению названного пункта 111 (экономические вопросы> либо во вторую половину дня 15-го. либо утром 16 мая. Вышеизложенное несомненно приведет Вас к заключению о пользе нахождения вашей делегации з Женеве, начиная с 15 мая».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: