У детей с расщеплением губы и нёба (ринолалией) отмечается тенденция к смещению массы языка назад, в полость рта. В результате артикуляция происходит в основном в области горла и корня языка; кончик языка не принимает участия в образовании звуков. Корень языка детей, страдающих ринолалией, развивается в своей мощности, объеме, но не может осуществлять тонкие, дифференцированные движения, необходимые для образования звуков речи. Поэтому при проведении гимнастики языка особое внимание уделяется:
— стимуляции движений кончика языка, передне-средней
и задней частей спинки языка;
— переключению артикуляционного фокуса в передние отде
лы ротового резонатора;
— развитию дифференцированного кинестетического вос
приятия;
— укреплению всего мышечного фона для предстоящей ура
нопластики (пластики нёба).
Упражнения на стимуляцию движений кончика языка вне рта
1.Положить язык между губами.
2. Тянуть кончик языка к носу.
3. Тянуть кончик языка к подбородку (12).
4. Дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафик
сировать данное положение (3).
|
|
5. Дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать
данное положение (4).
6. Дотронуться кончиком языка до верхней губы и зафикси
ровать данное положение (7).
7. Дотронуться кончиком языка до нижней губы и зафикси
ровать данное положение (8).
8. Произвести движение кончиком языка по верхней губе
(имитация облизывания губы).
9. Произвести движение кончиком языка по нижней губе.
10. Произвести круговое движение кончиком языка по верх
ней и нижней губе.
11.Протискивать язык с силой между зубами наружу таким
образом, чтобы верхние резцы касались спинки языка.
Упражнения выполняются сначала в медленном, а затем в умеренном темпе, с фиксацией положения языка. Каждая артикуляционная поза для укрепления мышц языка удерживается определенное время (под счет от 1 до 5).