Сообщение ТАСС об отмене Правительством Великобритании эмбарго на ввоз советских товаров

2 июля 1933 г

1 июля днем британское правительство отменило эмбарго на ввоз советских товаров, наложенное в апреле с. г.*, а Народный комиссариат внешней торговли отменил принятые им в ответ на эмбарго контрмеры **. В этот же день в вечернем заседании Президиум ЦИК СССР в порядке амнистии заменил осужденным Верховным судом СССР Макдональду и Торнтону заключение высылкой из СССР.

В соответствии с постановлением Президиума ЦИК Торн-тон и Макдональд вечером 1 июля осзобождены из-под стражи с обязательством выехать за границу.

* Cr.-, стр. 256. ** См. док. M 129.


По предложению британского правительства 3 июля возобновляются прерванные в марте с. г. переговоры о заключении торгового соглашения между СССР и Великобританией.

Пех^т, г.о газ. ъ-Иззестия»164 (50*й\/, 2!*ю.':д Î2S3' г.

В упомянутом предложении английского правительства, котсрае была изложено в ноте министра иностранных дол Великобритании Сайгона от 3 июля 1933 г. на имя народного комиссара иностранных дел СССР M. M. Литвинова, говорилась:

«Во время гебатов по повод1," закона о запрете импорта з апреле этсгз года министр торгозли заязпл от имени правЕ'.тетьства его ве-ли^ет^;;. что полнимолня. зытекаьсшие из этого закона, не будут псполозовзны ешым образом, кроме на:-: в связи с жизнью и свободой арестованных сотрудников»,Метрополитек-В=:ккгрс:». Мы желаем сохранить торговые переговоры совершенно оСособ.тенными от того спора, который теперь заканчивается. Будут немедленно принять: церк для возобновлении этих герегозороз с того пункта, на котором:;:-:н были прерваны. Соответственно, с момента освобождения гг. Торнтона и Макдональдс и их отъезда с советской территории, дель настоящего закона будет ЕМ'чердана и существующее положение зешей не будет рассматриваться правительством его величества, ка?; по г лежащее использованию з свнзи с какими-либо г.р>гюш обстоятельствами. Заявление т. Ренсимена Cibi-to, конечно, слопано в целом от имени правительства его в-сличесгва, тем не мен-с-и " вручав Вам эту ноту, чтобы зафиксировать, что оно остается эфф^ктЕ^вным обязательством:».

213. Конвенция об определении агрессин [между СССР, Эстонией, Латвией, Польшей, Румынией, Турцией, Персией и Афганистаном] *

[3 июля 3933 г }

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик, Президент Эстонской Республики., Президент Латвийской Республики, Президент Польской Республики, Его Величество Король Румынии, Президент Турецкой Республики, Его Императорское Величество Шах Персидский и Его Величество Король Афганистана..

желая укрепить мир, существующий между их странами;

считая, что Пакт Бриана — Келлога **, участниками которого они являются, воспоещает всякую агрессию;

полагая необходимым, в интересах всеобщей безопасности, определить возможно более точным образом понятие агрессии, дабы предупредить всякий повод к ее оправданию;

констатируя, что все Государства имеют равные праза на независимость, на безопасность, на защиту их террито-

* См. также док. Xs 216 226 253 ** См. т. XI.. док, Xi 29S. '

3&S


рий и на свободное раззитие своего государственного строя;

воодушевленные желанием, в интересах всеобщего мира, обеспечить всем народам неприкосновенность территории своей страны;

считая полезным, в интересах всеобщего мира, ввести в действие между их странами точные правила, определяющие агрессию, впредь до того, как эти последние станут общепризнанными,

решили в этих целях заключить настоящую Конвенцию и надлежащим образом уполномочили для того;

Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик: г. Максима Литвинова.. Народного Комиссара по Иностранным Делам;

Президент Эстонской Республики: г. д-ра Оскара Калласа, Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра в Лондоне;

Президент Латвийской Республики: г. Вальдемараеа Сал-найса. Министра Иностранных Дел;

Президент Польской Республики: г. Эдуарда Рачинского, Постоянного Представителя Польши в Лиге наций. Чрезвычайного Посланника и Полномочного Министра;

Его Величество Король Румынии: г. Николая Титулеску, Министра Иностранных Дел;

Президент Турецкой Республики: Тевфика Рюштю-бея, Министра Иностранных Дел;

Его Императорское Величество Шах Персидский. Фатолла Хана Нури Эсфандиарн, Поверенного в Делах:

Его Величество Король Афганистана: Али Мохаммед-хг.на, Министра Народного Просвещения;

которые согласились о следующих постановлениях:

Статья первая

Каждая из Высоких Догозаривающихся Сторон обязуется руководствоваться в своих взаимоотношениях с каждой из остальных, начиная со дня вступления в силу настоящей Конвенции, определением агрессии, как око было разъяснено в докладе Комитета по вопросам безопасности от 24 мая 1933 года (доклад Политиса) * на Конференции по сокращению и ограничению вооружений, докладе, сделанном в результате предложения, внесенного Советской Делегацией**.

* См. *Сб:,р::ик документ г:: е. ^ г^/К^нарогдай г.^тг.гЛлъ..,* вып. VI М:, 1934, стр. 110—124. ** См. док. Л': 312.

Э-6У


Статья II

В соответствии с этим будет признано нападающим в международном конфликте, без ущерба для соглашений, действующих между сторонами, участвующими в конфликте. Государство, которое первое совершит одно из следующих действий:

1. Объявление воины другому Государству;

2. Вторжение своих вооруженных сил, хотя бы без объявления воины, на территорию другого Государства;

3. Нападение своими сухопутными, морскими пли воздушными силами, хотя бы без объявления войны,, на территорию, на суда или на воздушные суда другого Государства:

4. Морскую блокаду берегов или портов другого Государства;

5. Поддержку, оказанную вооруженным бандам, которые. будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого Государства, или отказ, несмотря на требование Государства, подвергшегося вторжению, принять, на своей собственной территории, все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства,

Статья III

Никакое соображение политического, военного, экономического или иного порядка не может служить извинением или оправданием агрессин, предусмотренной в статье II (в качестве примера смотреть Приложение).

Статья IV

Настоящая Конвенция будет ратифицирована Высокими Договаривающимися Сторонами соответственно законодательству каждой из них.

Ратификационные грамоты будут сданы на хранение каждою из Высоких Договаривающихся Сторон Правительству Союза Советских Социалистических Республик.

Как только ратификационные грамоты будут сданы на хранение двумя из Высоких Договаривающихся Сторон, настоящая Конвенция вступит в силу между этими двумя Сторонами. Она будет вступать в силу для всех других Высоких Договаривающихся Сторон по мере того, как эти последние в свою очередь будут сдавать на хранение свои ратификационные грамоты.

О каждой сдаче на хранение ратификационных грамот Правительством Союза Советских Социалистических Республик будет немедленно сообщаться всем участникам настоящей Конвенции.

39П


Статья V

Настоящая Конвенция была подписана в восьми экземплярах, из которых каждая из Высоких Договаривающихся Сторон получила один.

В удостоверение чего, перечисленные выше Уполномоченные подписали настоящую Конвенцию и приложили к ней свои печати.

Учинено в Лондоне, 3 июля 1933 года.

Максим Литвинов

О, Каллас

В. Салнайс

Эдуард Рачинский

И. Титулеску

Д-р Рюштю

Али Мохаммед

Ф. Иури Эсфандиари

Приложение к статье III Конвенции относительно определения агрессии

Высокие Договаривающиеся Стороны, подписавшие Конвенцию относительно определения агрессии,

желая дать некоторые указания, позволяющие определить нападающего, причем определенно оговорено, что безусловная сила правила, установленного в Статье III названной Конвенции, ни в чем не ограничивается,

констатируют, что никакой акт агрессии з смысле Статьи II названной Конвенции не может быть оправдан, между прочим. Одним из следующих обстоятельств: А. Внутреннее положение Государства,

например,

его политический, экономический пли социальный строй; недостатки, приписываемые его управлению; беспорядки, проистекающие из забастовок, революций, контррезолюций пли гражданской войны. Б. Международное поведение Государства,

например,

нарушение или опасность нарушения материальных или моральных прав или интересов иностранного Государства или его граждан; разрыв дипломатических или экономических отношений; меры экономического или финансового бойкота; споры, относящиеся к экономическим, финансовым или другим обязательствам перед иностранными Государствами; пограничные инциденты, не подходящие ни под один из случаев агрессии, указанных в Статье II.


Высокие Договаривающиеся Стороны, с другой стороны, соглашаются признать, что настоящая Конвенция ни в коем случае не должна будет служить оправданием нарушений международного праза, которые могли бы содержаться в обстоятельствах, указанных в приведенном выше перечислении.

Максим Литвинов

О. Каллас

В. Салнайс

Эдуард Рачинский

И. Титулеску

Д-р Рюштю

Л ли Мохаммед

Ф. Нури Эсфандиари

Протокол подписания

Между Высокими Договаривающимися Сторонами услов-лено, что если бы впоследствии одно или несколько других Государств, непосредственных соседей Союза Советских Социалистических Республик, присоединились к настоящей Конвенции, это присоединение даст ему, или им. те же права и заложит на них" те же обязательства, что и права и обязательства первоначальных участников,

Учинено в Лондоне, 3 июля 1933 года

Максим Литвинов

В. Салнайс

И. Титулеску

А.'Ш Мохаммед

Ф. Нури Эсфандиари

Э. Рачинский

О. Каллас

Д-р Рюштю

'нов..'.*, "•?*?'. iL 'i И 5.-ЮЯаи.Ч <Ш г.. стр.!.Ь—;й!.

Конвенция ратифицирована ЦИК СССР 17 августа 1933 г., президентом Полъит. и королем Румынии —17 августа 1933 г,, шахом. Персии21 сентября 1933 г,, королем Афганистана4 октяС-ря 1933 г., президентом Эстонии15 ноября 1933 г., президентом Латвии30 ноября 1933 г., президентом Турции— 11 февраля 1534 г.

Ратификационные грамоты Союза ССР, Польши, Румынии депонированы!б октября 19ЬЗ г., Афганистана20 октября 1933 г,, Персии15 ноября 1933 г., Эстонии и Латвии—4 декабря 1933 г„ Турции —23 марте-1934 г. *

* Фин-якдпя присоединилась к данной конвенции 22 ню^тя 1933:, ;• рптифишфонала cü ig гшвзр£ 1934 г. Ратификационные грамоты Ф:;альН-д::и депощ{р"'5ани 31 янвгрн 1913-4 г. {см, иск. Л* 253),


214. Заявление Народного Комиссара Иностранных Дел СССР M. M. Литвинова представителям печати в Лондоне

3 июля 1933 г.

Международная жизнь знает теперь множество актов, а еще больше резолюций, разных предложений и проектов относительно отказа от войны, непрнбегания к силе, ненападения и т. д. Смысл всех этих актов и предложений езодитея к принятым или имеющим быть принятыми обязательствам ненападения одних государств на другие. Хотя всякому простому смертному понятие агрессии кажется совершенно простым и ясным, тем не менее международные организации и институты в течение многих лет обсуждали точное определение агрессии и не пришли к окончательному заключению- Между тем без общепринятого, более или менее точного определения агрессии сами обязательства о ненападении в значительной мере обесценены, ибо в случае нарушения обязательства ненападения трудно будет установить, какая сторона является нарушающей свои обязательства. В настоящее время нет таких общепризнанных международных авторитетов, которые могли бы в соответственных случаях решать такие зопросы. Если бы такие организации и существовали или были созданы, то от них трудно было бы ожидать совершенно беспристрастных н объективных заключений, в особенности при отсутствии каких-либо критериев, которые они могли бы класть в основу своих суждений. Чтобы восполнить этот пробел, советская делегация на конференции по разоружению в связи с обсуждавшимися там разными схемами гарантии безопасности представила около пяти месяцев назад детально разработанное определение агрессии*. В этом определении были указаны не только те акты, которые должны считаться агрессией, но н перечислены известные в международной практике поводы для оправдания агрессии, с тем чтобы такие поводы были на будущее время заранее осуждены.

Это определение агрессии привлекло к себе значительное внимание в Женеве и было оценено во многих странах как одно из возможных серьезных средств увеличения безопасности народов. Следуя женевской процедуре, предложение стало проходить различные стадии обсуждения и притом в комплексе множества других сложных проблем по разоружению.

Комитет по безопасности рассмотрел наше предложение н в основном его принял **. Однако когда доклад комитета по

* См. док, Л1» -32, ** См. стр. 310,


безопасности был передан в Генеральную комиссию конференции, то стало очевидным, что предложение имеет весьма мало шансов на скорое принятие. Кроме того, выявилось, что некоторые государства находят для себя неудобным и стеснительным наше определение агрессии и что поэтому универсальное принятие его стало также весьма проблематичным. Эти обстоятельства навели нас на мысль о целесообразности проведения определения агрессии в конвенции сперва между ограниченным числом государств, с тем чтобы другие государства могли к ней присоединиться либо же последовать этому примеру-

Естественно, наша мысль раньше всего обратилась к нашим непосредственным соседям, которых мы и стали соответственно зондировать. Зондаж вскоре перешел в практические переговоры с некоторыми из наших соседей, из которых особенно горячо к нашему предложению отнеслась Турция. Министр иностранных дел Турции Тевфик Рюштю-бей оказывал нам свое активное содействие в осуществлении намеченной цели. Вследствие моего отъезда в Женеву, а затем в Лондон переговоры временно прекратились, но вскоре возобновились здесь, в Лондоне, где удалось использовать присутствие министров иностранных дел некоторых соседних с нами государств. В результате продолженных здесь переговоров удалось сегодня подписать конвенцию, под которой стоят подписи семи соседних с нами стран.

Подписанная конвенция является новым звеном в цепи мероприятий Советского правительства, систематически направленных к укреплению его мирных отношений с соседями. В то же время конвенция является примером и стимулом для других стран. Само собой разумеется, что Советский Союз готов подписать аналогичные конвенции с любыми государствами независимо от их географического положения и ныне существующих с ними отношений.

Подобные соглашения, однако, отнюдь не Снимают с очереди нашего предложения на конференции по разоружению, имеющего целью универсальное принятие определения агрессии. Мы были бы чрезвычайно рады, если бы удалось достигнуть соглашения в Женеве между всеми народами и подписать общую конвенцию, которая поглотила бы тогда частные. Мы в данном случае следовали тому же пути, по которому мы шли в деле пакта Бриана-Келлога *, который ввиду затруднительности и медлительности общего его прохождения был также введен досрочно в действие между нами и нашими соседями **.

* См. т. XI лок. Л? 29*. •** См. т. XII", док. Хэ38.


В своем выступлении на экономической конференции* я указывал на значение атмосферы спокойствия политической жизни народов для разрешения международных экономических проблем. С этой точки зрения мне кажется, что завершенная нами в Лондоне акция, укрепляющая мир между народами, представляющими свыше 265 миллионов человек, несомненно, должна содействовать успехам экономической конференции и поэтому приветствоваться ее инициаторами и участниками.

fle*ür. no l'iiî. •'И^аеаия <


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: