Меморандум делегации СССР на конференции в Токио об основных принципах выкупа КВЖД

3 июля 1933 г.

I. Объект продажи, роль и значение КВЖД

1. В соответствии с Пекинским и Мукденским соглашениями ** Советское Правительство соглашается на выкуп Мань-чжоу-Го Китайско-Восточной железной дороги со всеми принадлежащими ей нмуществами. включая и то имущество дороги, которое было в разное время незаконно и насильственно захвачено мукденскими властями.

Однако объектом продажи, естественно, не являются разного рода имущества Советского Союза, не принадлежащие КВЖД и задержанные на дороге в годы интервенции или оставшиеся на дороге в порядке незаконченного конвенционного обмена вагонов. Эти имущества, инвентарное уточнение которых должно быть произведено специальной комиссией, подлежат возврату Правительству СССР.

Выкупу, таким образом, подлежат:

а) Железная дорога, имеющая главный путь в 1726 км с общим протяжением пути, включая служебные, балластные и дровяные пути,—2544,9 км, с телеграфной линией протяжением в 2567 км, телефоном и водоснабжением.

б) Принадлежащий дороге собственный паровозный и вагонный парк.

* См. док. № 178, ** См. т. VII, док..Ve 156,:?22.


в» Гражданские сооружения, состоящие из путевых и пассажирских зданий, складочных помещении, жилых домов, контор, военных казарм и пр., с общей площадью в 1 199V62k<?./.ï.

г) Мастерские н депо, в том числе Харбинские главные мастерские, мастерские службы пути, мастерские службы телеграфа и другие.

д) Электростанция.

е» Телефонная станция з Харбине.

ж) Речной флот, состоящий из паровых и непаровых судов, с оборудованной з Харбине перевалочной пристанью.

з} Земли, ггоипадлежащие дороге.

и) Лесные концессии (<-:4oy»f «Цайлннхэ» и Восточная концессия).

к) Медицинские и ветеринарно-сакитаркые учреждения.

л) Дачи и климатические станции.

м) Агрономические предприятия, древесные питомники и оранжереи.

п) Лесопильный, олифоваренный и хонцеочистительный заводы.

о) Завод искусственных вод.

п) Шерстомойка,

р) Типография.

с) Водопровод в г. Харбине.

т) Автомобильное хозяйство.

у) Школьные и клубные помещения.

ф) Всякие другие постройки, сооружения и инвентарь дороги.

2. Таким образом, КВ/КД со всеми принадлежащими ей имуществами представляет собой мощный хозяйственный комбинат, играющий и в настоящее время громадную роль в хозяйственной жизни и экономическом развитии Сезерной Маньчжурии и представляющий большую ценность с точки зрения имущественных и экономических интересов СССР. Нельзя не отметить, что с продажей КВ/КД отчасти ликвидируется, отчасти значительно обесценивается ряд обусловленных договорами экономических прав и преимуществ для СССР, которые представляют для последнего немалый интерес. Сюда, например, относятся обязательное использование на дороге многих тысяч советских рабочих и служащих, известные тарифные преимущества и т, д.

3. Говоря о значении КВЖД. нельзя не подчеркнуть громадного международного значения дороги, являющейся весьма важным звеном в международном сообщении между Европой и Азией. Совершенно очезидно. что это свое значение КВ.ЖД отнюдь не утратит с переходом ее в руки Маньчжоу-


Го и с устраненном тех препятствий, которые в последнее время мешали нормальной деятельности дороги.

Весьма важно также значение КВ/КД как главной магистрали Северной Маньчжурии, связывающей этот богатый и имеющий перспективы дальнейшего развития край с южной частью Маньчжурии и океаном. Не приходится доказывать. что и это свое значение дорога отнюдь не потеряет после ее перехода к Маньчжоу-Го.

Наоборот, поставленная в условия нормальной и беспрепятственной деятельности, эта дорога приобретет еще большее значение для жизни края, и ее роль и ценность, несомненно, возрастут с экономическим подъемом Маньчжурии.

4. Нет никаких оснований смешивать зременное конъюнктурное ухудшение финансового положения дороги, вызванное созданными за последнее время специфическими условиями, подрывающими нормальную ее деятельность, с ее действительным экономическим состоянием, значением и возможностями развития. Достаточно отметить тот факт, что с начала совместного советско-китайского управления на КВЖД по 1930 г. включительно превышение эксплуатационного дохода дороги над расходами составило свыше 140 млн. зол. руб., г. е. в среднем более 20 млн. зол. руб. в год.

Особенно следует отметить тог факт, что даже в 1932 г., в обстановке мирового экономического кризиса, тяжело отразившегося на всей хозяйственной жизни Маньчжурии, и в особо тяжелых для дороги условиях, вызванных вышеуказанными специфическими причинами, дорога все же имела превышение доходов над эксплуатационными расходами в размере 11 млн. зол. руб.

Эти данные в достаточной мере свидетельствуют о большой экономической мощи и устойчивости дороги. Тот же факт, что рентабельность ее для Советского Правительства была недостаточно высокой по сравнению с ее эксплуатационными доходами, объясняется исключительно тем, что дорога вынуждена до настоящего времени нести огромные непроизводительные расходы по содержанию и кредитованию полиции, охранных войск, правительственных учреждений, по совершению бесплатных грузовых и пассажирских перевозок и г. д. Советская часть Правления неизменно встречала сильнейшее противодействие со стороны китайской, а ныне маньчжурской стороны в своих попытках устранить или, по крайней мере, значительно сократить эти совершенно чуждые дороге как коммерческому предприятию расходы, Маньчжоу-Го по вступлении во владение КВЖД, несомненно, освободит дорогу от навязанных ей непроизводительных расходов, чем сильно повысит ее действительную доходность.


11, В ы к у п н а я сумма и методы уплаты

1. При определении выкупной суммы КВЖД и принадлежащих ей лмуществ следует руководствоваться п. 2 ст. I Мук-денского соглашения, устанавливающим, что при выкупе договаривающиеся стороны определят, сколько КВЖД действительно стоила, и что дорога должна быть выкуплена по справедливой цене,

В соответствии с этим и исходя из основных статей баланса, точно устанавливающих действительные затраты, произведенные на сооружение и развитие КВЖД, Советское Правительство в то же время руководствовалось принципом справедливости и тщательно учло все обстоятельства, позволяющие ему пойти на значительное снижение выкупной суммы.

2. Совокупность расходов по сооружению дороги, по исполнению работ-недоделок, приобретению подвижного состава, потерям по реализации строительного капитала и по уплате процентов и погашений за время постройки, а также по работам, произведенным до 1932 г. включительно для усиления и улучшения дороги, составляет 411 691 976 зол. руб. Эта сумма не включает в себя 178 579 618 зол. руб., одолженных бывшим царским правительством КВЖД на покрытие дефицитов и поддержание ее деятельности в первые годы существования дороги. Не учитывается также фигурирующая в балансе огромнап задолженность дороги Правительству СССР по процентам, наросшим на вложенные в КВЖД капиталы.

Более того, учитывая некоторую изношенность технического оборудования и некоторое изменение экономического значения КВЖД в связи с постройкой новых железных дорог и стремясь максимально снизить выкупную сумму. Советское Правительство согласно снизить стоимость КВЖД по указанным выше статьям баланса до 210 млн. зол. руб. вместо фактически произведенных затрат в размере 411 691 976 зол. руб.

3. В эту сумму (210 млн. зол. руб.) не входит, однако, стоимость различных имуществ КВЖД, имеющих сами по себе большое хозяйственное значение и с развитием КВЖД в значительной степени повысивших свою первоначальную стоимость.

Дорога, как известно, является собственником громадного земельного фонда.

Советское Правительство согласилось по Пекинскому и Мукденскому соглашениям передать в ведение китайских властей земли, не нужные дороге. Была даже создана в 1925 г. по предложению Советского Правительства смешанная советско-китайская комиссия по размежеванию земель. Однако мукденские власти уклонились от созыва этой комиссии, предпочитая по частям незаконно захватывать земли дороги.


Не входя в подробные исчисления стоимости тех земель, которые подлежат безусловному оставлению за дорогой, равно как и стоимости богатых лесных концессии КВЖД, также имеющих значительную ценность. Советское Правительство соглашается оценить все эти имущества дороги всего лишь в 40 млн. зол. руб., что значительно ниже их действительной стоимости.

На основании всего вышеизложенного общая выкупная сумма КВЖ.Д и всех ее нмуществ устанавливается в 2i(j млн, зол. руб. + 40 млн, зол. руб. = 250 млн. зол. руб. (1 зол. руб. = 1,04 зол, иены}.

4. Сопоставление названной нами цифры в 250 млн. зол. руб. с суммой в 23 млн. зол. иен, которую японское правительство само готово было в 1917 г. заплатить бывшему Российскому правительству за небольшой участок южной линии КВЖД Куаньчэнцзы-Лаошаогоу протяжением всего в 103 км, приводит к выводу, что при применении этой оценки ко всей выкупаемой линии КВЖД мы получили бы сумму около 380 млн. зол. иен. или около 370 млн. зол. руб. Между тем участок КВЖД- о котором велись переговоры, не имеет ни сколько-нибудь значительных искусственных сооружений, ни сколько-нибудь ценных предприятий, ни тем более того международного и экономического значения, которое имеет КВЖД в целом.

Таким образом, со всех точек зрения выкупная сумма в 250 млн,, зол. руб. должна быть признана весьма умеренной и справедливой.

5. КВЖД переходит к Маньчжоу-Го со всем активом к пассивом,-т. е, к Советскому Правительству не могут быть обращены в дальнейшем никакие претензии, направленные к

квжд.

6. В целях облегчения выплат этой выкупной суммы и стимулирования развития экономических связей с Японией и Маньчжурией Советское Правительство соглашается получить половину указанной выкупной суммы, т. е. 125 млн, зол. руб.. товарами. Товарная часть выплаты предоставляется СССР в форме поставки товаров в 4 срока в течение двух лет, Для оплаты этих товарных поставок Маньчжоу-Го выдает обязательства, гарантированные японским государственным банком или акцептированные консорциумом японских банков.

7. Что касается денежной части выкупа в размере 125 млн. зол. руб., то одна четвертая часть этой суммы подлежит немедленной уплате наличными. Остальная часть может быть уплачена облигациями Маньчжоу-Го, гарантированными японским правительством. Облигации эти подлежат погашению в трехлетний срок с начислением 4% годовых.


II î. Обеспечение экономических интересов

СССР

Для сохранения экономических связей, существующих между СССР и Маньчжоу-Го, а также в целях сохранения за КВЖД ее важной роли в международном сообщении между Европой и Азией, одновременно с общим соглашением о продаже К.ВЖД должно быть подписано специальное соглашение, предусматривающее:

1- Сохранение для СССР свободного транзита по КВЖД грузов и пассажиров между советскими дорогами на льготных условиях и с освобождением транзитных грузов и багажа от таможенных пошлин и всяких сборов и налогов,

2. Прямое сообщение между советскими дорогами и КВЖД и участие КВЖД в прямом европейско-азиатском сообщении на Владивосток.

3. Сохранение за Уссурийской [железной] дорогой определенного количества грузов, поступающих на КВЖД.

4. Обязательство маньчжурской стороны применять к советским товарам, импортируемым на КВЖД, наибольшее благоприятствование в отношении тарифов и пошлин.

IV. Обеспечение интересов советских рабочих и служащих КВЖД

Одновременно с общим соглашением о продаже КВЖД должно быть также подписано специальное соглашение, обеспечивающее права и интересы советских граждан на КВЖД. В этом соглашении должно быть предусмотрено следующее:

1. В случае намерения маньчжурской стороны по вступлении во владение дорогой заменить своими гражданами советских рабочих и служащих, проводить эту замену постепенно, небольшими партиями и в сроки, дающие последним возможность приискания работы на месте либо выезда в СССР,

Замена советских рабочих и служащих может быть проведена в течение не менее двух лет после вступления маньчжурской стороны зо владение дорогой.

2. Сохранение в полном объеме всех прав советских граждан на движимое и недвижимое имущество, расположенное в районе КВЖД.

3. Право ликвидации этого имущества и вывоза его как в натуре, так и в денежном эквиваленте.

4. Предоставление за счет дороги транспортных услуг для перевозки семей и имущества рабочих и служащих, выезжающих в СССР, до избранного ими пункта выезда.


5. При уходе или увольнении с работы советских граждан с ними должен быть произведен полный и немедленный расчет в соответствии с существующими на КВЖД правилами.

Печат. по ар\~. ОпуСл, s газ. -тИзвестия' Да iii \ïï\№). ï üf-'Xa ÜiZ г.

Делегация Маньчжоу-Го предложила 3 июля [933 г. следующее «Основные уел се:: я договора \fe:*iAy Манъчжоу-Го и СССР об уступке прав последнего;-а Северо-Ма:-:ьчЖупской железно": дороге (бывш. КВЖД);*:

«I. СССР соглашается уступать Маньчжоу-Го все права, которые первый имеет на СМЖД и на ее побочные предприятия, а Мдньчж.оу-Го обязуется уптатнть вознаграждение за это в сум^е 50 млн. Иен.

Подробнее; постановление о сроках и способам уплаты этого вознаграждения устанавливается отдельно.

2. В течение однего месяца со дня подписания договора Правительств вами Маяьчжоу-Го ъ СССР назначаются соответствующие представители для приема*передачя СМЖД, а в течение трех месяцев со дня подписания договора зз-ежка быть закончена передача СМЖД я ее побочных предприятии, а также всех принадлежащих к ним ^муществ.

3. Праз::тель;тв:.т СССР соглашается Сыть ответственны•-: за все претензии д^рж^тслей ак-дий R облигаций, а также и других кредиторов СМЖД. возникшие до 9 маета 1917 г.

Правительство СССР обязуется отвечать за все долговые обязательства СМЖД по отношению к любой третьей стране, возникшие посте 9 маота 1917 г. по день вступления в силу договора, а равно за все претензии любой третьей стороны, связанные с вышеупомянутой уступкой.

4. Правительство СССР одновременно с передачей СМЖД v. ее побочных предприятий обязуется пеоедать Правительству Маньчжо\'-Гс акцитт, обл:тац:зи и другие документы о заемных обязательствах СМЖД. а равно вс-g документы, относящиеся к этой дс-роге н ее предприятиям,

5. Другие подробности относительна переуступка СМЖД будут дополнительна предложены по мере надобности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: