2 августа 1934 г.
Беседа состоялась в МИД. Предметом беседы явилось следующее: 1) Вопрос о вступлении СССР в Лигу наций. 2) Положение в Германии в связи со смертью Гинденбурга.
Вопрос о вступлении СССР в' Лигу наций. Согласно телеграфной директиве наркома *, полпред сообщил Сувичу, что из spyroB, непосредственно связанных с Лигой наций. Советское правительство получает настоятельные дружественные советы о вступлении СССР в Лигу, что может, между прочим, оказать значительное содействие заключению Восточного пакта. Учитывая эти советы, наряду с известными заявлениями Саймона в парламенте** и неизменно благожелательным отношением Италии*** к сотрудничеству СССР с европейскими державами и к вхождению Союза з Лигу наций. Советское правительство решило информировать глазу итальянского правительства, что при условии предоставления Союзу постоянного места в Совете Лиги оно готово ответить согласуем на приглашение в Лигу, которое может быть обращено к нему так же точно, как это было сделано в свое время в отношенин Мексики и Турции. По поручению наркома полпред делает это сообщение Сувичу с просьбой немедленно передать его главе правительства, находящемуся вне Рима, причем выражает уверенность, что в данном вопросе Советскому Союзу будет оказано со стороны итальянского правительства обычное дружественное содействие.
Сувич, с чрезвычайным вниманием выслушавший сообщение полпреда, заявил, что немедленно доведет его до сведения Муссолини, находящегося в данный момент в Риччоне. Он не сомневается, что глава итальянского правительства ответит положительным образом на выраженную полпредом надежду относительно сочувствия и поддержки Италией приглашения Союза в Лигу наций ****. До сих пор, как всем известно, Италия, в отличие от других государств Европы, всегда активно выступала в пользу организованного сотрудничества Страны Советов с державами Европы. Само собой разумеется, что Советскому Союзу должно быть обеспечено постоянное место в Совете. Заявление, делаемое правительством СССР Италии, Франции и Англии, представляет собою вполне достаточное
* См. док. МЬ 290.
** См. дек. К« 2*5.
•** См. док. № 248.
**** См. док. № 331.
формальное основание для постановки вопроса о приглашении СССР з Лигу на ближайшей же сессии последней.
Положение в Германии. В связи с вопросом о вступлении СССР в Лигу наций Сувич мимоходом упомянул, что этим вступлением создается деликатное положение дел для Германии, которая ныне совершенно изолирована в области международных отношений. Одновременно все более осложняется и ее внутреннее положение. Только что получено сообщение нз Берлина, что Гинденбург скончался сегодня утром в 9 часов*. По-видимому, преемником ему явится Гитлер. Вероятно, последний проведет это решение через рейхстаг; сомнительно, чтобы он прибег сейчас же к плебисциту. Такое сосредоточение власти в руках нынешнего рейхсканцлера создает для него величайшую ответственность и приводит национал-социалистский режизд к самому решительному испытанию. Каков будет результат такого испытания, предсказать трудно. Во всяком случае, внутреннее положение Германии представляется напряженным и критическим, как никогда.
Потемкин
Пенат. по арх.
293. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в США в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР
2 августа 1934 г.
На сегодняшнем свидании в 3 часа присутствовал кроме Хэлла и Мура также Келли.
На вопрос Хэлла, что я желал бы предложить, я сказал, что в меморандуме о позиции президента ** снова сказано, что дополнительным процентом облагаются все кредиты не только правительства, но и частных лиц. Это исключается. Хэлл гозо-рнл что-то невнятное. Мур добавил, что необходимо гарантировать от возможности нашего обращения к частным кредитам вместо правительственных в целях избежать оплаты дополнительных процентов, а значит, и долга. Я сказал, что если допустить такую возможность, то чадо допустить возможность того, что мы н к частным кредитам не будем обращаться, надо доверять нашему желанию урегулировать вопрос о долгах. Мур тогда сказал, что о частных кредитах можно не говорить, если мы обязуемся в случае недостаточности кредитов погасить нашу задолженность через известный срок, например 20—25 лет. Я сказал, что это можно обсудить.
* См. газ. «Известия», 3 августа 1934 г. '* См. стр. 500.
Дальше был разговор об участии частных фирм в кредитовании по этому соглашению. Я говорил, что даже если это участие будет происходить без нашего ведома, то оно выразился в повышении цен, особенно потому, что частный кредит будет дорог. Хэлл доказывал, что это обычная здоровая практика. Я доказывал, что сейчас мы говорили о случаях особого соглашения, а не об обычной практике. Тут Хэлл вручил мне меморандум банка. Я сказал, что его надо изучать, но сразу видно, что многое туманно и неприемлемо. Меморандум посылается по телеграфу.
Я указал на неясность, что значит обращение инициатора за кредитом, когда речь идет о простом учете тратты или акцептов «Амторга». Много резервирований- В каком отдельном случае банк будет отзергать учет? Мур пояснил, что в редких случаях, например, несолидность фирмы или покупка военных материалов тогда, когда это может привести к международным осложнениям. Я сказал, что это надо уточнить. Затем я указал на желание банка договариваться о распоряжении кредитами на агрокультурные и другие гшодукты. После некоторых споров Мур сказал, что это можно исключить.
Он говорил, что необходимо тесное сотрудничество между «Амторгом» и банком. Я сказал, что такое сотрудничество превратится в контроль.
Я указывал, что фактически это означает откладывание соглашения и создание в дальнейшем многих больших и малых трудностей. Мур ответил, что их желание — скорее начать торговлю.
После этого разговор перешел на сроки кредитов. Келли ссылался на наши соглашения с Италией, Германией и Англией *. Я указывал, что там нет соглашений о долгах, а кроме того, мы в дальнейшем такого соглашения, как с Англией, вероятно, не подпишем. Хэлл заметил, что долгие сроки кредита будут неприемлемы для конгресса.
Я доказывал, что Америка имеет соглашения на 60 лет, мы хотим ка 20—25 лет. Никто долгов не платит. Мы хотим пла* тить и вместе с тем торговать. Без соглашения о долгах мы получили бы те кредиты, что сейчас нам предлагаются. Я на* помнил замечание Мура, что это маленький вопрос. Ничего определенного в ответ сказано не было.
Мур попутно сказал, что он готов выслушать наше предложение о формулировках, чтобы не связывать нас в отношении других стран. В частности, он готов не говорить о добавочном проиенте, а о едином проценте, не указывая иа
* См соответственно т. XIV, дек. № 135; т. XVI, док. № 47; т. XV, док. Кя 262.
размер и даже на наличие добавочного процента. Он ждет наших предложений о формулировках. Кончили мы на том, что я получу меморандум, излагающий схему соглашения, как она представляется госдепартаменту в настоящий момент*. Я сказал, что сообщу меморандум в Москву.
В разговоре я указал, что считаю полемику относительно намерении президента бесцельной, ибо они нас не убедят, что заем — это простой товарный кредит.
Следующую встречу мы наметили на 8—9 августа **.
Сообщения прессы говорят, что мы рассматривали новые стороны вопроса.
Трояновский
[ПРИЛОЖЕНИЕ]
Меморандум Экспортно-импортного банка, врученный государственным секретарем США Хзллом полномочному представителю СССР в США А. А. Трояновскому 2 августа 1934 г.
«I. Принципы и методы
Банк думает придерживаться того основного принципа кредита, который гласит, что сделки в коммерческой области создают спрос на кредит вместо того, что наличие кредита якобы создает спрос на товары и их приобретение.
»Метод, посредством которого кредит, предоставленный в пользу торговли между США я СССР, может быть использован следующий:
«Аыторг» будет иметь дело непосредственно с экспортерами в США, а экспортеры будут ходатайствовать перед банком о получении нужных им кредитов. Банк резервирует за собой право отклонять ходатайства в определенных случаях.
2. «А м т о р г»
«Амтсрг» будет выступать в США в качестве представителя продающих и покупающих агентств в СССР. (В том смысле, в каком оно здесь употреблено, название «Амторг» означает существующую ныне корпорацию этого икени и любую организацию, которая в будущем заменит «Амторг» или будет назначена преемником «Амторга».)
Бумаги, предлагаемые «Амторгом» экспортерам, будут гарантированы СССР и Госбанком СССР.
3. Кредиты
Общая сумма кредитов, долженствующих быть предоставленными экспортерам в любое время, а также кредитов, предоставляемых импортерам, н вопрос о сроках и методах оплаты будут объектами договора между «Ам-торгом» н банком. Следует считать ясно установленным, что сроки для тяжелых мгш:ш и капитальных товаров несомненно должны быгь большими, чем на потребительские товары. Банк резервирует для дальнейших пере-
* См. док. № 296. ** См. док. M 302.
говоров вопрос об общем распределении кредитов, иными словами, о части, предназначенной для сельскохозяйственных продуктов, о части, предназначенной д^я фабричных товаров и т. д.
Предлагается как целесообразная процедура, чтобы «Амторг» обсуждал с банком потребности обеих стран. Потребности на ближайшие 4— 5 лет должны быть по возможности набросаны, и их приблизительная стоимость определена, а также имеющиеся источники для производства платежей должны быть указаны.
4. Закупки
«Амторг» может распределить свои заказы непосредственно сред» экспортеров в США по собственному усмотрению, однако только те нз них, которые выполняют требования (придерживаются правил) Закона о национальном восстановлении промышленности, могут претендовать на финансовую помошь со стороны ба»ка. «Амторг» договорится с банком о том, чтобы держать банк в курсе коммерческих сделок между обеими странами. Товары предназначены для потребления в покупающей стране, за исключением особо оговоренных случаев.
Август I, I934 г.»
Телеграмма и г.ри.южение печ&т, то арх.