Запись беседы Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Польши в СССР Лукасевнчем

29 апреля 1936 г.

Лукасевич сообщил, что он передал последний разговор со мною** Беку и имеет теперь поручение от него передать мне следующее. Бек имел в виду обмен мнениями со мною относительно Лиги наций. Это сейчас главный вопрос с точки зрения безопасности, и без выяснения этого вопроса трудно обсуждать какие-либо другие позиции. Бек не предвидит расхождений с нами в вопросе о Лиге наций и готов оставаться в дружественном контакте со мною и по мере надобности обмениваться мнениями.

Я сказал Лукасевичу, что принимаю к сведению его ответ и рассчитываю встретиться с Беком в Женеве***, где вопрос о Лиге наций уже, вероятно, будет стоять в порядке дня, если ие формального, то закулисного обсуждения. Я согласен, что вопрос о Лиге наций занимает сейчас центральное место среди международных проблем, но, по моему мнению, последний год доказал совершенную недостаточность Лиги без отдельных пактов. С другой стороны, если даже Лига наций исчезнет, то тем большее значение придется придавать пактам. Таким образом, тема о пактах является теперь уместной как в случае сохранения, так и исчезновения Лиги или ее реорганизации.

Литвинов

Печат. по арх.

* См. док. № 141, 142. ** См. док. № 134, а также сб. «Документы и материалы по истории советско-польских отношений», т. VI, M., I969 стр. 301—302. *** См. док. № 153.


147. Письмо Временного Поверенного в Делах СССР в Афганистане Народному Комиссару Иностранных Дел СССР M. М. Литвинову

29 апреля 1936 г.

На письмо Народного комиссара иностранных дел СССР от 19 февраля 1936 г.76 Согласно заключаемым на днях трехлетним договорам между нашей торговой организацией в Афганистане «Совафгаиторгом» и афганскими торговыми обществами77 мы освобождаемся здесь от уплаты каких бы то ни было налогов, связанных с торговлей. Эти договоры получают санкцию и самого афганского правительства. В порядке взаимности и «Совафгаиторг» взял на себя обязательство, что представители афганских обществ в СССР (в Кушке, Керках и Термезе) не будут подвергаться никаким налогам по купле и продаже товаров. Таким образом, предлагаемые Вами соглашения о взаимном освобождении торговых фирм и налогов здесь уже имеются. Надо только, чтобы наши финансовые органы учли это в отношении представителей афганских шерке-тов в означенных пунктах.

Что касается представителей купцов, находящихся в тех же пунктах, торгующих с иамн некоторыми товарами, помимо афганских торговых обществ, то обложение их не вызовет здесь обложения «Совафганторга» в силу вышеуказанного соглашения.

Поверенный в Делах СССР

в Афганистане

Сычев

Печат. по арх.

148. Письмо Генерального консула СССР в Харбине Особому агенту Министерства Иностранных Дел в Северной Маньчжурии Шн Люй-бэню

6 мая 1936 г.

Господин Особый агент,

Я уже имел честь неоднократно как устио, так и письменно обращать Ваше внимание иа то, что маньчжурские власти разрешают и поощряют подготовку и организацию белогвардейскими элементами регулярной вооруженной силы и различного рода баид для вооруженных и диверсионных выступлений против Советского Союза. Я позволю себе напомнить Вам, г. Особый агент, хотя бы мое письмо от 8 октября прошлого года78 по поводу деятельности белогвардейцев и, в частности, по поводу организации в Харбине «управлением союза дальневосточных военных в Маньчжоу-Го» военного училища для русской эмигрантской молодежи. К моему глубокому сожалению,


указанная деятельность белогвардейских организаций все расширяется. В качестве иллюстрации я приведу лишь пару примеров, отнюдь не являющихся единичными и случайными.

Так, по полученным мною сведениям, прн встрече прибывшего 22 апреля с. г. в Харбин командующего Квантунской армией генерала г. Уэда принимали участие два русских белогвардейских отряда, вооруженных даже винтовками.

Далее, в местной белогвардейской газете «Наш путь» от 29 апреля с. г. за № 106 (869) на страничке №4 «Голос военных—двухнедельный орган дальневосточного союза военных при бюро по делам российских эмигрантов» опубликован «приказ начальника дальневосточного союза военных в Маньчжурской империи» от 20 марта с. г., подписанный «числящимся по забайкальскому казачьему войску генералом от кавалерии Кислицыным» и «начальником штаба генерального штаба генерал-майором Сальниковым», о сформировании при «штабе дальневосточного союза военных» белогвардейской офицерской роты, включающей стрелковые, пулеметные взводы и взвод управления (копия приказа, опубликованного в указанной белогвардейской газете, при сем прилагается*), причем приказ этот не скрывает прямо направленной против СССР цели организации указанного белогвардейского отряда.

Эти факты являются новыми и неоспоримыми доказательствами организации на территории Маньчжурии, при непосредственном участии маньчжурских властей, вооруженных белогвардейских отрядов, что является прямым нарушением Пекинского и Мукденского соглашений 1924 г.**, обязательность которых для Маньчжоу-Го бесспорна, поскольку само маньчжурское правительство в свое время декларировало обязательность для него выполнения касающихся его международных обязательств Китая ***.

Протестуя против этого, я ожидаю Ваших сообщений о принятых Вами мерах к недопущению впредь существования на маньчжурской территории белогвардейских отрядов и банд и к прекращению указанной деятельности белогвардейцев, направленной во вред нашим отношениям и делу укрепления мира.

Примите уверения в моем глубоком к Вам, господин Особый агент, уважении.

Генеральный консул СССР

в Харбине

М. Славуцкий

Печат. по арх.

* Не публикуется. ** См. т. VII, док. № 156,222. *** См. т. XV, прим. 97.


149. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Японии с Министром Иностранных Дел Японии Арнта *

9 мая 1936 г.

Я (с т. Родовым) у г. Арита. Сделал ему от имени Советского правительства нижеследующее заявление:

«1. Советское правительство согласно на ведение в Токио переговоров о составе и статуте пограничных комиссий по разбору конфликтов на основе врученного мною г. Хирота 17 августа 1935 г. проекта**, а также о составе и статуте комиссии по редемаркации советско-маньчжурской границы между оз. Ханка и р. Тумынь.

2. В соответствии с этим Советское правительство согласно на учреждение специальной смешанной комиссии для рассмотрения конфликтов на участке границы между оз. Ханка и р. Тумынь и комиссии по редемаркации на этом же участке границы.

3. Так как японское правительство, несмотря на уже давно достигнутую принципиальную договоренность между сторонами и несмотря на неоднократные напоминания советской стороны, до сих пор еще не дало ответа на врученный г. Стомо-няковым г. Ота 9 марта с. г. проект*** положения о комиссии по расследованию инцидента 30 января ****, и вследствие этого комиссия до сих пор еще не создана, Советское правительство в соответствии с п. 1 моего заявления от 27 апреля***** предлагает, в изъятие ст. 1 нашего проекта от 17 августа

1935 г., установить специальную комиссию в соответствии с переданным г. Ота проектом, которая займется также рассмотрением такого важного конфликта, как вышеуказанный от 30 января, и коей должно быть поручено рассмотрение других конфликтов, имевших место на этом участке границы.

4. Советское правительство считает необходимым еще раз подчеркнуть, что, как это было мною уже заявлено раньше, оно согласно на редемаркацию границы от оз. Ханка до р. Тумынь лишь прн условии одновременного создания указанной в п. 2 комиссии по разбору пограничных конфликтов на этом участке границы и при условии продолжения переговоров об образовании пограничных комиссий по урегулированию конфликтов и на всех других участках советско-маньчжурской границы, на что г. министром было уже дано его согласие.

При этом, само собой разумеется н как об этом заявил ми-

1936 * И3 ДНевника К" К" юРенева за период с 16 апреля по И июня

** См. т. XVIII, прим. 187-*** См. док. № 75. **** См. док. № 31. ***** См. док. № 140.


нистр, японской стороной будет создана на границе обстановка мира и спокойствия. Далее, Советское правительство имеет в виду, что через некоторое время после того, как будет создана определенная практика работы и упомянутая мною смешанная комиссия закончит разбор наиболее важных конфликтов, имевших место до сего времени, эта комиссия будет, по договоренности с японским правительством, заменена нормального типа пограничными комиссиями, предусмотренными ст. 1 советского проекта от 17 августа 1935 г.».

Арнта попросил у меня разъяснения по поводу п. 3. Я ответил, что в нем лишь конкретно развивается п. 2 моего положения, что создаваемой комиссии по конфликтам будет поручено урегулирование пограничных инцидентов на восточной части границы, а также рассмотрение конфликта от 30 января и других имевших место на указанном участке границы конфликтов.

Арнта ответил, что он меня понял.

Я сказал, что если министр согласен с нами и приемлет п. 4 положения, то мы можем уже сейчас приступить к конкретным переговорам, в ускорении коих был так заинтересован министр. При этом я сказал, что с нашей стороны практические разговоры будет вести советник посольства т. Райвнд.

Арита ответил, что изучит наше предложение и даст ответ * (он весьма спешил).

Как будто дискуссии по поводу моего вышеизложенного заявления не было. Дело в том, что фактически наша беседа продолжалась не более 45 минут — Арита опоздал.

Выполняя указание НКИД, я сделал Арнта заявление о том, что в японской прессе систематически появляются извращенные сведения о дипломатических переговорах, и дал ему дополнительную справку к моим аргументам от 4 мая по вопросу о прекращении Маньчжоу-Го выплат бывшим служащим КВЖД79. Ни на одно из моих заявлений Арнта не реагировал.

Юренев

Печат. по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: