Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Иране А. С. Черных

13 июня 1936 г-

На телеграмму от 11 июня***. Порекомендуйте дать указания иранской делегации связаться на самой сессии с Литвиновым. Мотивируйте это тем, что ввиду сложности и запутан-

* Заместитель мяннстэа иностранных дел Ирана, ** См. док. > 186. *** См. док. Хз IS5.


ноет и европейской ситуации ему даны широкие полномочия определить на месте наши позиции по некоторым вопросам*.

Стомоняков

Печаг. по арх.

187. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Японии К. К. Юреневу

Немедленно 15 июня 1936 г.

По сообщению из Петропавловска, японские миноносцы в районе о. Птичий, залив Ковран, поставили флаги на линии трехмильной полосы. Катер миноносца с двумя офицерами, одни из них в штатском, подошел к борту нашего краболова «Сибирцев» и вручил от имени командования письмо за подписью капитана Нагаки, в котором сказано, что миноносец установит 12 флагов на расстоянии одной мили один от другого, обозначающих линию, где кончается трехмильная зона. В письме говорится также, что в случае снятия флагов командование примет меры и могут быть плохие последствия. Кроме того, в письме предлагается созвать совместное совещание капитанов наших и японских краболозов. По сведениям японского консула в Петропавловске, флаги выставлены с целью обозначения границы трехмильной полосы, чтобы японские рыбаки не заходили за эту линию. Поручите Рай-внду заявить протест Того против самоуправства капитаноз японских миноносцев, нарушающих элементарные нормы международного права. Потребуйте от Того немедленно выяснить самовольные действия капитанов, дав им указание не повторять подобных действий и прекратить угрозы по адресу наших рыболовных судов **.

Стомоняков

Печаг. по арх.

188. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в США А. А. Трояновского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

15 июня 1936 г,

Вернулся нз Кливленда. В восторженных овациях Гуверу республиканский конгресс показал свое истинное реакционное лицо. Но вынужден будет выдвинуть кандидатом в прези-

* См. док. № 197. ** См. док. № 192.


денты Лэндона, губернатора из Канзаса, который уже показал csoe умение объединять консервативные и прогрессивные элементы. В Канзасе во время рузвельтовского бума он победил демократического губернатора Вудринга, теперешнего товарища военного министра. Он объединил вокруг себя и весьма либерального Уильяма Аллена Уайта, старого редактора либеральной газеты в Канзасе, и Гамильтона Фиша, консервативного руководителя избирательной кампании Лэндона, теперь для тон же цели выбранного председателем республиканского всеамериканского партийного комитета.

Те же надежды возлагаются на Лэндона в национальном масштабе. Кроме того, он считается представителем фермерского Запада н угоден руководителям Востока и Уолл-стриту. Его выдвинул Херст и будет его поддерживать. Кандидат в вице-президенты Нокс, редактор газеты «Чикаго дейли ньюс»,— очень консервативный человек, пользующийся в некоторых кругах репутацией прогрессиста, бывший управляющий делами Херста.

Платформа республиканцев — механическое соединение самых реакционных положений с прогрессивными тенденциями типа нью дил *. Метод механического соединения противоположных принципов имел успех в Канзасе и, судя по отзывам прессы, имеет некоторый успех у американской публики. Ои будет иметь известный успех и в ноябре.

Попытки поставить на конгрессе «советский вопрос» и включить в платформу разрыв отношений с СССР не удались. С таким предложением выступили от имени Американской федерации труда Грин и Мэтью Уолл **. Этого же добивались Американский легион и отдельные члены конгресса. Гамильтон Фиш сказал Ромму ***, что он не внес соответствующего предложения из-за сенатора Бора.

Разрыв не включен в платформу, во-первых, потому, что конгресс не хотел много заниматься вопросом внешней политики, во-вторых, сами инициаторы антисоветских предложении не проявляли большой энергии, в-третьих, этот вопрос вызывал бы возражения со стороны некоторых прогрессистов, а споров хотели избежать. В комиссии, вырабатывавшей платформу, мы имели упомянутых деятелей — Уильяма Аллена Уайта и бывшего сенатора Бингхэма. Возможно, что Бора стал бы возражать.

Это не значит, что республиканцы стали нашими друзьями. Реакция не сложила оружия. При перемене настроения в стране онн охотно выступят против нас.

" — «новый курс» (англ.). ** Соответственно председатель и вице-председатель Американской федерации труда.

*ч¥ Корреспондент газ. «Известия» в США,


В вопросах внешней политики преобладал изоляционизм и протекционизм. Сейчас изоляционизм, отчасти под давлением наших «друзей» пацифистов, все-таки здесь имеет успех. Но в случае серьезных мировых событий Америка легко станет очень активной. Я убежден, что мы должны сделать все возможное, чтобы эта активность пошла по линии наших интересов и во всяком случае не была бы направлена против нас. Позиция Америки будет иметь огромное значение, особенно для Англии.

Полпред

Печат. по арх.

189. Запись беседы Временного Поверенного в Делах СССР во Франции с Министром авиации Франции П. Котом *

15 июня 1936 г.

Кот, которого я посетил по его приглашению, интересовался состоянием нашего сотрудничества, вытекающего из пакта, в частности по линии авиации. Кот в самых дружественных выражениях высказывал свое мнение о необходимости всяческого расширения этого сотрудничества. В частности, он предусматривает обмен специалистами, указав, что они особенно заинтересованы в посылке к нам танкистов и парашютистов, и обещав всячески поддерживать наши пожелания по линии направления специалистов во Францию, в частности артиллеристов. Кот считает также необходимым организацию постоянного обмена техническим опытом. Так, например, по линии моторостроения он готов сейчас уже заключить с нами договор в смысле обмена опытом.

Кот считает, что из пакта о взаимопомощи должна вытекать необходимость не только чнсто военного взаимодействия, но и определенная согласованность действий в области промышленной подготовки. Он выдвигает поэтому проблему «индустриальной взаимопомощи» между Францией и странами, с которыми она связана пактами о взаимопомощи. Индустриальная взаимопомощь должна иметь место как в мирное время в порядке подготовки, так и непосредственно в военное время. Кот считает, что наиболее важным и эффективным явилось бы такое самое тесное сотрудничество в промышленной области между СССР и Францией. Советская промышленность по своему географическому положению находится в значительно более выгодных условиях, чем промышленность Франции, Чехословакии, Бельгии и Англии, которые находятся под непосредственной угрозой со стороны Германии. По-

* Из дневника Е. В. Гиршфельда за период с И по 25 кюня 1936 г.


этому единственно лишь советская промышленность будет работать нормально зо время войны, в то время как во Франции (в частности, в парижском районе, где сконцентрирована значительная промышленность), в Чехословакии военные действия сразу поставят под угрозу и, очевидно, сделают невозможной работу значительной части промышленности. Кроме того, у СССР имеются богатейшие сырьевые ресурсы. С другой стороны, Франция обладает большим техническим опытом и имеет высококвалифицированные кадры, которые могли бы эвентуально быть использованы советской промышленностью. Таким образом, налицо определенные элементы для тесного сотрудничества. По мнению Кота, такая координация действий, такое сотрудничество Франции с СССР может заставить призадуматься Германию, прежде чем она предпримет какие-либо агрессивные шаги. С другой стороны, факт такого сотрудничества может оказать решающее положительное влияние на те колеблющиеся группы Франции, которые до сих пор не отдают себе ясного отчета в мощи СССР.

Кот, по его словам, говорил по этому поводу с председателем финансовой комиссии сената Кайо, со стороны которого ои опасался встретить сопротивление, поскольку такого рода сотрудничество накладывает новые обязательства на Францию. Однако Кайо относится с сочувствием к этой идее индустриального сотрудничества и взаимопомощи со странами, связанными с Францией пактом о взаимопомощи. (Кот ставил вопрос в общей плоскости, не указывая, что речь идет по существу в первую очередь, с его точки зрения, о сотрудничестве с СССР).

Кот говорил о возможности своего полета в Москву, указав, что его предшественник* Денэн в свое время хотел реализовать этот проект. По мнению Кота, можно было эвентуально приурочить его полет к моменту поездки французской миссии на большие маневры в СССР. Присутствие его как министра авиации могло бы придать определенный политический вес пребыванию военной миссии в СССР, даже если бы он формально ие возглавлял или ие входил в состав ее**. Кот обещал всячески содействовать успеху миссии Нарком-тяжпрома во главе с т. Барковым, находящейся во Франции для реализации специальных заказов (я, между прочим, рассказал ему об этой миссии и о ее задачах). Кот обещал поставить перед Даладье вопрос о нашем сотрудничестве в области авиации***.

Гиршфельд

Пенал, по арх.

4 В тексте ошибочно — преемник.

** Упомянутый полет не состоялся. *** Су. док". № 230.


190. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Великобритании И. М. Майскому

16 июня 1936 г.

Одновременно с обращением к Вам верховного комиссара Канады* по тому же вопросу к Боеву** в Нью-Йорке обратился торговый представитель Канады, причем в разговоре с Боевым был сделан большой упор на вопрос о поездке в Москву***.

Инстанция решила через Вас и через Боева дать одинаковый следующий ответ: «Советское правительство не возражает против приезда в СССР кого-либо, в том числе и канадского министра торгозли- Но если канадское правительство хочет возобновления торговых отношении с СССР, оно должно знать, что предварительным условием этого является отмена канадским правительством эмбарго на ввоз советских товаров, введенного им в 1931 г»****

Крестинскаи

Печат. по арх.

191. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Монгольской Народной Республике В. X. Таирову

17 июня 1936 г.

Можете сообщить монгольскому правительству о разрешении правительства послать в МНР сроком на два года ветеринарную экспедицию для оказания содействия министерству скотоводства и земледелия МНР в организации ветеринарной помощи и постановке зоотехнического дела 1:5.

Стомоняков

Печат. по арх.

192. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Японии К* К- Юреиева Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Б. С. Стомонякову

Немедленно

17 июня 1936 г.

В соответствии с Вашей телеграммой от 15 июня***** сегодня Райвид заявил Того протест против действий японского

* См. док. к° 183. ** Председатель «Амторга». *** См. док..\ь 212.

**** Ответ был передан И. М. Майским верховному комиссару Канады 19 июня.

***** См. док. Л* 187.


миноносца. Того ответил, что ему известны обстоятельства этого дела и он не согласен с нашей оценкой действий миноносца как нарушение международного права и не находит в этих действиях оснований для протеста. Капитан миноносца действовал в интересах обеих сторон, руководствуясь чувством доброй воли, в целях избежания конфликтов с краболовами. Того просит передать Вам, что японское правительство считает действия капитана законными и просит оценнть в них чувство доброй волн. Угрозы нашим судам также не было, было лишь высказано естественное желание, чтобы флаги не были сняты. Райвид высказал сожаление, что он должен передать такой ответ. Он сказал, что ни при каких условиях командир военного судна не имеет права вмешиваться в такие международные правовые вопросы, как обозначение линии границы территориальных вод у чужих берегов. Капитаны торговых и рыболовных судов должны определять свое местонахождение по отношению к территориальным водам при помощи навигационных приборов, устанавливать же какие-либо знаки могут только власти той страны, которой принадлежат территориальные воды. Если японское правительство имеет какие-либо пожелания в этом вопросе, то оио должно действовать через нормальные дипломатические каналы, а не своевольными действиями командиров военных судов. Сожалея о позиции японского правительства, Райвид поддерживает протест. Что касается вопроса доброй воли, то это относится к спенке субъективных побуждений японского капитана, а не к правозому и политическому значению факта, поэтому он не может входить в эту оценку. Того, повторив вновь свои аргументы, сказал, что ему непонятно, почему советская сторона не хочет признать доброй вели в факте нахождения японских военных судов в районах рыболовства и в их действиях. На это Райвид указал, что еще Сокольников, а затем Стомоняков и Юренев достаточно разъяснили Ота и министру иностранных дел [Сб, почему мы не можем рассматривать посылку японских военных судов к нашим берегам как дружелюбный акт, поэтому он считает нецелесообразным дискутировать по этому вопросу, в котором наша позиция осталась неизменной.

Сообщите мне для моей информации, что наши органы сделали с флагами, установленными миноносцем.

Полпред

Пена7. по арх.


193. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в Италии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно 17 июня 1936 г.

Большинство итальянских газет возобновило в последние дни резкие выпады против СССР. Одновременно прессе, видимо, поручено начать кампанию за итало-германское сближение. Этой теме посвящены вчера три статьи: Гайда в «Джорнале д'Италия», Бержере в «Гадзетта дель пополо» и в «Аввенире д'Италия». Основная идея статей — восхваление Германии, доказательство необходимости сотрудничества с ней Италии, попытка убедить Лондон в выгодности ориентироваться не на Францию я СССР, а на Германию и Италию. Враждебный характер этих выступлении заостряется претив СССР. В этом контексте Бержере пытается представить, что СССР сейчас будто бы заискивает перед Италией, и позволяет себе оскорбительные выпады против т. Литвинова.

Временный Поверенный в Делах СССР в Италии

Печат. ne apx.

194. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Генеральному консулу СССР в Харбине М. М. Славуцкону *

19 июня 1936 г.

В беседе с Сако 17 июня я указал на то, что в последнее время японская жандармерия предприняла гонения и издевательства над нашими железнодорожными служащими на ст. Маньчжурия, что управление Забайкальской ж. д. рассматривает эти действия как попытки сорвать прямое международное сообщение и что оно просило разрешения у НКПС, в случае продолжения гонений на советских железнодорожников на ст. Маньчжурия, не посылать более туда наших поездов 107.

Ввиду того что японские местные власти явно не отдают себе отчета в серьезных последствиях прекращения международного сообщения между Маньчжурией и Европой, я просил Сако энергично вмешаться в дело через Токио и прекра-

* Телеграмма аналогичного содержания была одновременно на^раз-лена в консульство СССР з Маньчжурии. О содержание беседы в тот же день Б. С. Стомонякоб телеграфировал з полпредство СССР в Японии.


тить эти безобразия. Сако сказал, что on вполне согласен со мной относительно недопустимости прекращения движения, и обещал немедленно принять меры. Было видно, что он осуждает деиетзия японской жандармерии.

Стомоняков

Пенат, по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: