Речь Председателя советской делегации M. M. Литвинова на конференции в Монтрё о режиме проливов

23 июня 1936 г.

Прежде всего я хочу поздравить турецкое правительство с этим замечательным документом — проектом конвенции, проникнутым духом беспристрастия и широкого понимания, побудившем авторов документа принять во внимание не только интересы безопасности Турецкой республики, но и интересы других стран, и в особенности стран, расположенных на берегах Черного моря.

Мы не должны забывать, что в этом проекте конвенции Турция отступила от очень старого принципа, которого долго придерживалась Оттоманская империя, принципа полного закрытия проливов для военных судов, это само по себе выявляет дух проекта, на который я только что указывал.

Мы все знаем, что данные проливы — Дарданеллы и Босфор— имеют особый характер и не могут быть сравниваемы с другими международными каналами и проливами, так как они ведут только в Черное море, являющееся закрытым морем, не могущим быть использованным для транзита в другие страны. Учитывая эти обстоятельства, многие европейские государственные деятели, в том числе, например, лорд

8 См. док. № 290, 353. 8* Посол Ирана в СССР. *8* См. док. № Ï85, 186.


Пальмерстон и Веллингтон, неоднократно в течение XIX столетия допускали закрытие проливов.

Закрытие проливов имеет чрезвычайное значение не только для безопасности Турции, но также и для всех черноморских государств. Конечно, эта безопасность была бы лучше всего гарантирована полным закрытием проливов для военных судов нечерноморских государств. Тем не менее мое правительство готово не настаивать на таком закрытии, а поддержать турецкое предложение об открытии проливов для судов всех стран для определенной цели и при известных ограничениях.

При полной свободе прохода через проливы коммерческих судов мне кажется, что ни одно государство не заинтересовано— с практической точки зрения — в посылке своих всенных судов в Черное море, откуда нет выхода и где оно не имеет морских баз. Однако в международной практике принято посылать военные суда с визитами вежливости, и турецкое правительство приняло это во внимание, предлагая разрешить пр.оход военных судов в Черное море для таких пелен. Мы, конечно, не желаем лишать государства этой привилегии. Однако известные границы должны быть установлены для того, чтобы для черноморских государств не возникли угрозы и опасности. Чем более мы ограничим тоннаж н количество судов, проходящих в Черное море, тем больше будет обеспечена безопасность в этой части Европы и Азии, а создавая безопасность в одной части света, мы уже много делаем для общей безопасности.

Однако нет никаких оснований для того, чтобы черноморские государства не имели полной свободы прохода для своих военных судов через проливы в направлении великих международных водных путей и океанов.

Советский Союз, имея на своих границах разобщенные моря, находится в особом положении. Естественно, представляется необходимым, чтобы паши морские силы могли свободно сообщаться с нашими различными морскими базами и портами, и я уверен, что в духе справедливости в этом праве нам не будет отказано. У нас имеются судостроительные верфи в Черном море, и нет никаких основании для того, чтобы нашим с#дам, построенным на этих верфях, не было разрешено следовать в другие морские базы, для которых они предназначены. С другой стороны, у нас имеются судостроительные верфи в других морях и портах, и нет никаких оснований для того, чтобы построенные там суда ие могли быть включены в наш морской флот иа Черном море. В свете этих соображений я изъявляю готовность принять турецкий проект конвенции за основу для дискуссии, хотя, возможно, мне придется внести некоторые небольшие поправки по ряду пунктов.


В отношении одного пункта — пункта, затрагивающего интересы черноморских государств,— я должен сделать особую оговорку.

Я не хочу обсуждать вопрос о ремилитаризации проливов; мне кажется, что по этому пункту не понадобится дискуссии, так как мы все признаем право Турции на полную свободу защиты ее собственных берегов и территорий ее республики. Участвуя в этой конференции по пересмотру Лозаннской конвенции на основе турецких предложений, мы все признаем своевременность аннулирования тех статей конвенции, которые касаются ремилитаризации проливов. В этом вопросе я не делаю никаких оговорок и принимаю соответствующие статьи проекта в том виде, как они предложены.

В заключение я хочу напомнить конференции, что мы не должны забывать про Лигу наций. Лига не умерла: она продолжает существовать и, я надеюсь, выйдет из своих затруднений оздоровленной и более сильной, чем прежде. Поэтому мы должны обеспечить ее интересы и предусмотреть возможность входа в Черное море и выхода из него военных судов во исполнение требований Лиги наций о предоставлении возможности жертвам агрессии пользоваться поддержкой и помощью. Авторы проекта конвенции имели в виду это обстоятельство, но я хотел бы видеть его выраженным в конвенции в более конкретной форме.

Печйг. ко газ, ^Известия» Ла !4е(Ж-3), 24 июня 1936 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: