; июля 1936 г.
На днях у меня был шведский посланник Юлленшерна. Он вручил мне меморандум |25, который Вам пересылает I Западный отдел, и просил информировать его о нашем отношении к заключению морского соглашения с Англией и о ходе наших переговоров с Англией*. Я информировал Юлленшерна о нашем отношении к заключению с англичанами морского соглашения в духе той статьи, которая была напечатана в свое время в «Известиях»**. Я сказал ему, что англичане предложили нам заключение двустороннего соглашения о качественном ограничении военно-морского строительства, совпадающего по своему тексту с тем трнпартитным соглашением, которое заключили Англия, Франция и США. Я спросил его, знаком ли он с содержанием этого соглашения. Юлленшерна ответил, что знаком. Я тогда остановился на тех двух предварительных условиях, которые мы поставили англичанам. Первое условие — это то, что наше соглашение не вступит в силу до тех пор, пока англичане не заключат аналогичного соглашения с немцами. Это условие англичанами принято. Второе предварительное условие касается Дальнего Востока. Мы заявили, что обязательства, которые мы примем на себя по соглашению с Англией, не будут распространяться на наш дальневосточный флот. Другими словами, мы оставляем за собой право до тех пор, пока у нас не будет специального соглашения с Японией, на Дальнем Востоке строить линкоры тоннажем свыше 35 тыс. т с артиллерией, превышающей 14 дюймов, и крейсера свыше 8 тыс. т с артиллерией, превышающей б дюймоз. Кроме того, мы не будем информировать англичан о тех судах, которые мы должны закладывать для Дальнего Востока. Эта вторая наша оговорка вызвала некоторые возражения с английской стороны, и сейчас сторонами обсуждаются вносимые английской стороной компромиссные предложения.
|
|
Что касается самого текста соглашения, то и тут мы вносим некоторые изменения. Трипартитное англо-франко-американское соглашение предусматривает полное запрещение постройки сверхлимитных линкоров и крейсеров, но оставляет в неприкосновенности все те превышающие новые лимиты линкоры и крейсера, которые уже построены.
Между тем у нас, благодаря тому, что флот царской России во время гражданской войны, блокады и интервенции был частично уведен белогвардейскими адмиралами, частично
* См. прим, 88. ** См газ. «Известия», 24 ыая 1936 г.
уничтожен, почти нет военных кораблей сверхлимитного типа. Для равенства же нашего флота с флотами других морских держав нам нужно иметь некоторое количество таких крупных линкоров и больших крейсеров. Поэтому мы настаиваем на предоставлении нам права постройки некоторого числа сверхлимитных кораблей. Этот вопрос з настоящее время подвергается обсуждению между нашими и английскими переговорщиками.
|
|
В общем переговоры развиваются нормально, Юлленшерна со своей стороны сказал, что его правительство относится положительно к заключению англо-шведского морского соглашения, но обусловливает его тем, чтобы у англичан были аналогичные соглашения с СССР, Польшей и Германией, т. е. чтобы не только Швеция, но и другие крупные государства, примыкающие к Балтийскому морю, были связаны тем же соглашением.
Кроме того, шведское правительство должно будет внести ряд технических изменений в соглашение. Дело в том, что в Швеции военные суда строятся так, что при сравнительно небольшом товнаже могут быть снабжены крупнокалиберной артиллерией. Поэтому единица шведского флота не укладывается в рамки тех категорий, которые приведены в тексте врученного шведами проекта соглашения.
Юлленшерна благодарил меня за полученную информацию н обещал держать меня в дальнейшем в курсе шведско-английских переговоров, когда они начнутся.
Только для Вашего личного сведения сообщаю, что по вопросу о Дальнем Востоке мы с англичанами уже договорились. Они принимают нашу оговорку, а мы — одностороннее заявление, что не возьмем на себя инициативы сверхлимитного строительства и на Дальнем Востоке. Это обозначает, что пока нам не станет известно, что японцы строят сверхлимитные суда, мы сами к такому строительству не приступим. Но если мы узнаем, что у японцев заложены сверхлимитные корабли, мы заявляем англичанам, что, согласно нашей оговорке, мы считаем себя свободными начать сверхлимитное строительство на Дальнем Востоке. При этом мы ие будем обязаны информировать англичан о том, какие именно суда мы будем строить. В настоящее время лондонские переговоры сосредоточились на количестве сверхлимитных судов, которое мы будем строить. Переговоры сейчас временно приостановлены, так как один нз наших переговорщиков — лондонский морской атташе т. Чикунскнй выехал в Монтрё для участия в качестве эксперта на тамошних переговорах. С товарищеским приветом
Н. Крестинский
Печат- по арх.