Обмен нотами между Правительством СССРн Правительством Франции по вопросу о Декларации о невмешательстве в дела Испании

1. НОТА

ВРЕМЕННОГО ПОВЕРЕННОГО В ДЕЛАХ ФРАНЦИИ В СССР

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

М. М. ЛИТВИНОВУ

23 августа 1936 г.

Господни Народный Комиссар,

Имею честь подтвердить Вам текст Декларации, переданной 15 августа г. Министром Иностранных Дел Французской Республики г. Послу Великобритании в Париже, следующего содержания:

«Правительство Республики,

сожалея о трагических событиях, театром которых является Испания,

полное решимости строго воздерживаться от всякого прямого нли косвенного вмешательства во внутренние дела этой страны,

руководствуясь стремлением избежать всяких осложнений, вредных для сохранения добрых отношений между народами,

заявляет следующее:

1. Французское Правительство запрещает в том, что его касается, экспорт, прямой нли косвенный, реэкспорт и транзит в направлении Испании, испанских владений или испанской зоны Марокко всякого оружия, амуниции и военных материалов, а также всяких воздушных судов как в собранном, так н в разобранном виде и всяких военных кораблей.

2. Это запрещение применяется также к уже заключенным контрактам.

3. Французское Правительство будет информировать другие правительства, участвующие в этом соглашении, о всех мерах, принятых им для того, чтобы ввести в действие настоящую Декларацию.

Французское Правительство в том, что его касается, начнет применять эту Декларацию с того момента, как Правительство Его Британского Величества, германское правительство, итальянское правительство, Правительство СССР и португальское правительство присоединятся к Декларации».

По мере поступления сообщений о присоединении заинтересованных правительств Французское Правительство позаботится о доведении их до сведения Правительства СССР.

Примите, господин Народный Комиссар, уверения в моем высоком уважении.

Ж- Пайяр, Поверенный в Делах Франции


2. НОТА

НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР

ВРЕМЕННОМУ ПОВЕРЕННОМУ В ДЕЛАХ ФРАНЦИИ В СССР

ПАИЯРУ

23 августа Ï936 г. Господни Поверенный в Делах,

В связи с переговорами, имевшими место по вопросу о линии поведения по отношению к положению в Испании, я имею честь сделать Вам следующее сообщение:

Правительство Союза Советских Социалистических Республик,

сожалея о трагических событиях, театром которых является Испания,

полное решимости строго воздерживаться от всякого прямого или косвенного вмешательства во внутренние дела этой страны,

руководствуясь стремлением избежать всяких осложнений, вредных для сохранения добрых отношений между народами, заявляет следующее:

1. Правительство СССР запрещает в том, что его касается, экспорт, прямой нлн косвенный, реэкспорт н транзит в направлении Испании, испанских владений нлн испанской зоны Марокко всякого оружия, амуниции и военных материалов, а также всяких воздушных судов как в собранном, так и в разобранном виде и всяких военных кораблей.

2. Это запрещение применяется также к уже заключенным контрактам.

3. Правительство СССР будет информировать другие правительства, участвующие в этом соглашении, о всех мерах, принятых им для того, чтобы ввести в действие настоящую Декларацию.-

Правительство СССР в том, что его касается, начнет применять эту Декларацию с того момента, как сверх Французского и Британского Правительств, которые 15 августа с. г. уже обменялись соответственными нотами, к Декларации присоединятся также германское, итальянское и португальское правительства *.

Примите, господин Поверенный в Делах, уверения в моем высоком уважении.

Литвинов,

Народный Комиссар

по Иностранным Делам

Ноты печат. по арх.

* См. газ. «Известия», 26, 28 августа 1936 г.


250. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Японии К. К. Юреневу

23 августа 1936 г.

Заявите Арита, что правительство, приступив к изучению его контрпроекта о пограничных комиссиях по урегулированию конфликтов и их проекта о комиссии по редемаркации95, остановило свое внимание иа отсутствии ясного ответа японского правительства на ранее поставленные ему через Вас вопросы, неразрывно связанные с переговорами, н поэтому Вам поручено предварительно добиться внесения нужной ясности.

1. Вами официально заявлялось, что наше согласие на редемаркацию участка Ханка — Тумынь обусловлено созданием одновременно с комиссией по редемаркации комиссии по урегулированию пограиконфликтов на этом участке н продолжением переговоров о создании комиссий по урегулированию пограиконфликтов на всех остальных участках советско-маньчжурской границы. Это нужно понимать так, что после выработки в предстоящих переговорах положения о конфликтных комиссиях мы для начала создаем такую комиссию на участке Ханка — Тумынь и продолжаем переговоры с японским правительством о количестве и времени начала работы таких же комиссий по урегулированию пограиконфликтов на остальных участках границы *.

2. Мы не получили также ответа на наше предложение возложить на комиссию, которая будет создана на участке Ханка— Тумынь, расследование конфликта от 30 января н последующих конфликтов на этом участке **. Поскольку мы в свое время договорились о создании смешанной советско-японо-маньчжурской комиссии*** для расследования конфликта 30 января, наше предложение не должно встретить возражений, н мы ожидаем положительного ответа.

3. Нами неоднократно заявлялось, что, само собой разумеется, в смешанных советско-японо-маньчжурскнх пограничных комиссиях японцы н маньчжуры, как одна сторона, должны будут иметь вместе столько же представителей, как н советская сторона****. Это бесспорное предложение не встречало н, надеемся, не встретит возражений со стороны японского правительства.

4. Непременным условием нашего согласия на редемаркацию участка Ханка — Тумынь было н остается полное спокойствие на границе, возможное только прн тщательном соблюде-

* См. док. № 149. ** См. док. № 31. *** См. газ. «Известия», 15 февраля 1936 г. **** См. т. XVIII, док. № 306.


нни существующей границы (можете сослаться на Пекинское и Мукденское соглашения*). Заявление Арнта Вам мы понимаем таким образом, что японское правительство с этим согласно и что им приняты необходимые меры в этом смысле.

5. Подтвердите, что, если предстоящие переговоры между МНР и Маньчжоу-Го** о создании аналогичных пограничных комиссий не приведут к положительным результатам, мы в соответствии с теми заявлениями, которые Вами на этот счет делались, оставляем за собой право поставить этот вопрос перед японским правительством в связи с нашими переговорами.

Скажите, что по получении ответа на эти вопросы мы немедленно сообщим Арнта наши замечания по поводу его контрпроектов 148.

Литвинов

Печат. по арх.

251. Нота Полномочного Представителя СССР в Японии Министру Иностранных Дел Японнн Арнта

24 августа Ï936 г.

Господни Министр,

19 нюня 1936 г. я, по поручению моего Правительства, обратился к Правительству Японии с просьбой об оказании содействия тому, чтобы правительство Маньчжоу-Го возобновило незаконно прекращенную выплату бывшим рабочим н служащим КВЖД всех платежей ***, предусмотренных соглашением от 23 марта 1935 г.****

Хотя я и не получил от Вас ответа на мою ноту от 19 июня, однако то обстоятельство, что правительство Маньчжоу-Го возобновило упомянутые платежи *****, дает Правительству СССР основание полагать, что это возобновление платежей было результатом шагов, предпринятых Правительством Японии.

К сожалению, как Вы усмотрите нз прилагаемого для Вашего сведения меморандума ****** правительства Маньчжоу-Го, врученного Генеральному консулу СССР в Харбине 22 нюня 1936 г., правительство Маньчжоу-Го, решив возобновить незаконно прекращенные выплаты пенсий, пособий и пр. бывшим рабочим и служащим КВЖД, в то же время решилось пойтн на еще более грубое нарушение соглашения от 23 марта 1935 г. Это правительство заявило, что оно будет оплачивать за счет СССР неизвестные Советскому Правительству претензии тре-

* См. т. VII. док. № 156, 222. ** См. газ. «Известия», 2 сентября 1936 г. *** См газ. «Известия», 23 июня 1936 г. **** См. т. XVIII, док. № 134. ***** См. газ. «Известия», 29 июня 1936 г. ****** Не публикуется.


тьнх лиц и, в случае непокрытия Советским Правительством всей суммы произведенных таким образом платежей, оно уменьшит на соответствующую сумму причитающуюся СССР выкупную сумму за КВЖД.

В связи с изложенным НКИД поручил Генеральному консульству СССР в Харбине заявить категорический протест правительству МаньчжоуТо против предполагаемого им открытого нарушения основного условия соглашения от 23 марта 1935 г., которое совершенно точно определяет размеры выкупной суммы, причитающейся Правительству СССР за уступку

квжд.

Поскольку в данном случае намечаемые правительством Маньчжоу-Го мероприятия имеют в виду платежи, в отношении точного выполнения которых Японское Правительство приняло на себя гарантию, установленную обменом приложенных к соглашению пнсем от 23 марта 1935 г. и вновь подтвержденную Вашей нотой от 20 мая 1936 г., я имею честь, по поручению моего Правительства, препроводить для Вашего сведения текст протеста, заявленного правительству Маньчжоу-Го 22 августа 1936 г.149

Правительство СССР выражает уверенность, что н на этот раз, благодаря своевременному содействию Японского Правительства, противоречащие соглашению от 23 марта 1935 г. мероприятия правительства Маньчжоу-Го будут отменены н, таким образом, не будет допущено нарушение со стороны правительства Маньчжоу-Го одной из важнейших статей соглашения от 23 марта 1935 г. 15°

Примите, господин Министр, уверения в моем совершенном к Вам уважении н преданности.

Юренев

Печат. по арх.

252. Запись беседы советника Полномочного Представительства СССР в Иране с Послом Афганистана в Иране Ахмед-ханом

26 августа 1936 г.

Германская воздушная м'нссня. Посол, вернувшийся на германском аэроплане в Тегеран нз Кабула, куда он летал вместе с германской воздушной миссией, рассказал мне подробности своего путешествия и пребывания в Кабуле151.

Германская воздушная миссия по прибытии в Тегеран явилась вместе с германским посланником Смендом с визитом в афганское посольство. Капитан аэроплана и посланник сказали послу, что Германия предлагает организовать воздушную линию из Кабула через Тегеран — Стамбул в Германию н обратно с тем, чтобы путешествие по этой линии продолжалось


четыре дня. Посол с восхищением отнесся к этому предложению и дал сейчас же ответ, что Афганистан благодарит Германию за инициативу, которая, будучи осуществлена, явилась бы замечательным подарком афганцам.

Из Тегерана в Кабул миссия взяла только одного пассажира— посла н летела в составе 7 человек, из которых: капитан, 2 его помощника, 2 метеоролога, шестой — член экипажа н афганец. В Афганистане германские летчики пробыли почти три недели, совершив за это время полеты во все пограничные районы Афганистана.

Отвечая на мой вопрос, посол добавил, что германские летчики побывали н на советской границе, которая нх, должно быть, интересовала. Посол прибавил, что он лнчно выражал в Кабуле премьеру удивление по поводу странной любознательности германских летчиков и что онн злоупотребляли афганским гостеприимством.

Посол сказал, что представителей промышленности в составе германской воздушной мнсснн не было, но одновременно с пребыванием германского аэроплана в Кабуле туда же прибыла и германская промышленная делегация. По имеющимся у посда сведениям, афганское правительство не предполагает размещать крупных заказов в Германии на промышленное оборудование, так как до сих пор не освоены машины, прибывшие в Афганистан по заказу, сделанному в свое время Ама-нуллон *.

Обратный путь из Кабула в Тегеран германский аэроплан совершил, имея на борту 5 человек, включая посла, 2 человека экипажа остались в Кабуле. Расстояние от Кабула до Тегерана аэроплан покрыл в 5 часов.

Посол сказал, что покамест Германия ни в Кабуле, ни здесь в Тегеране не делала никаких предложений об устройстве воздушной линии. Посол понял, что в Берлине будут изучены результаты этого полета, который имел целью в предварительном порядке выяснить метеорологические и другие условия для такой линии; после же изучения итогов полета Германия сделает предложение заинтересованным правительствам.

Относительно Афганистана посол предполагает, что германская инициатива будет принята в Кабуле с благодарностью, но имеются сомнения, будет ли принято это предложение Турцией, особенно после неприятного инцидента, вызванного отказом турецкого правительства разрешить германскому аэроплану обратный полет через турецкую территорию.

Афгано-советскне отношения. Посол пространно рассказывал мне о советско-афганских недоразумениях, вызванных задержкой на советской территории нескольких де сятков тыс яч баранов, принадлежащих афганским скотово-* Король Афганистана в 1919—1929 гг.


дам 152. Посол присутствовал на совещании у афганского премьера, посвященном этому вопросу.

Посол полагает, что, несмотря на развитие торговли между обоими государствами, политические отношения между ними оставляют желать многого. Прежде всего, по мнению посла, обеим сторонам надо договориться о пользовании пастбищами *.

Ближневосточные отношения. Посол потерял надежду на возможность осуществления ближневосточного пакта четырех государств. Он убежден, что Англия будет и впредь срывать этот пакт и что Ирак не может быть рассматриваем как самостоятельный фактор во внешней политике. По мнению посла, всего правильнее было бы иметь реальный пакт Турция — Иран — Афганистан. Сам посол является сторонником настоящего союза между этими государствами, союза не декларативного, а реального, построенного на обязательстве взаимной помощи. Но перспективы такого союза в настоящее время довольно неопределенны.

Посол говорил с большим раздражением о позиции Англии в ближневосточных делах н об общем положении английской империи, подчеркивал, что престиж Англии после абиссинской войны пал повсюду, и в частности заметно упал также и в Афганистане.

Советник

Печат. по арх.

253. Письмо Полномочного Представителя СССР в Германии Заместителю Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Н. Н. Крестиискому

28 августа 1936 г.

Дорогой Николай Николаевич,

Двенадцать дней, истекшие после окончания Олимпиады, оправдали наихудшие предсказания тех, кто ожидал, что Гитлер после краткой «олимпийской передышки» вновь поставит весь мнр перед новыми сюрпризами. Германская агрессивность, проявившаяся с особой остротой в испанских событиях и в неслыханной по наглости антисоветской кампании, завершилась декретом об установлении двухлетнего срока военной службы. Этим актом Германия побила все свои прежние рекорды в области вооружений. Около миллиона солдат отныне будут стоять в рядах германской армии.

Проведение этого мероприятия в жизнь было формально мотивировано сокращением призывного возраста в нашей стране и было внешне обставлено как реакция иа советские

* См. док. № 431.


вооружения. Эта попытка перенести внну за усиление военной тревоги в Европе на наш Союз вряд ли, однако, увенчалась большим успехом. От внимательных наблюдателей прежде всего не укрылось, что еще задолго до опубликования нами декрета о сокращении призывного возраста здесь предпринимались шаги, предвещавшие уже предстоящее увеличение германской армии (постройка казарм и т. д.). Безмерное злоупотребление советской угрозой, принявшее особенно неслыханные размеры в связи с испанскими событиями, по моим наблюдениям, значительно притупляется от того бесспорного факта, что германская агрессия последнего времени в первую очередь задевает интересы западных стран.

Начиная с 7 марта все сюрпризы, которые преподносит Европе Гнтлер, имеют своим объектом Центральную н Западную Европу. Правда, все это может быть рассматриваемо как подготовительный и переходный этапы для осуществления его конечной цели —- развязывание войны против нас, но острота того факта, что на этих переходных этапах под непосредственные удары попадают западные-страны, н в первую очередь Франция с ее союзниками, от этого не умаляется. Это положение полностью применимо н в отношении последнего гитлеровского акта, больше всего задевающего, конечно, интересы Франции. Проводя свой закон, Гнтлер руководствовался не только соображениями, вытекающими из всей его политики разжигания войны, но и соображениями временного порядка, желанием укрепить свои позиции при предстоящих переговорах локарн-скнх стран. Заранее уверенный, что этот акт, как н предшествующие, пройдет для него безнаказанно, он решил еще раз пустить в ход излюбленный нм метод устрашения силой — метод, к сожалению, так часто оправдывающийся. Что Гнтлер, размахивая н бряцая оружием, все же не чувствует себя еще достаточно подготовленным к войне и что он хотел бы договориться (не связывая себе, конечно, рук) не только с Англией, но н с Францией, явствует из всех его внешнеднпломатнческнх мероприятий последнего времени. Германия всю свою дипломатическую активность последнего времени строит на сочетании антисоветской травлн со стремлением разрядить атмосферу в своих отношениях с остальными странами. Это особенно наглядно проявляется в отношении Гитлера к Англии. Уже назначение Риббентропа * было всеми воспринято как показатель того, что Берлин далеко еще не оставил расчетов на возможность сговора с Англией н, во всяком случае, не отказался от разыгрывания английской карты.

Тот факт, что германское правительство свой новый вызов Европе вынуждено было нейтрализовать присоединением к эм-

* В июле 1936 г. он был назначен послом Германии в Великобритании.


барго, к невмешательству в дела Испании (не дождавшись при этом даже возвращения своих аэропланов), свидетельствует уже о том, насколько Гитлер дорожит своими отношениями с Англией.

Надо предполагать, что между Берлином и Лондоном уже установлен в дипломатическом порядке контакт для подготовки локарнской конференции и что немцы пока не заинтересованы в том, чтобы этот контакт сорвать, если дело не дойдет, в силу непредвиденных обстоятельств, до серьезных событий.

Что касается отношений с Францией, то после введения двухлетнего срока службы Германия должна считаться с фактом нового углубления франко-германских противоречий и разногласий. Не приходится сомневаться, что новое усиление германской армии вызывает во Франции сильнейшую тревогу и побуждает даже сторонников соглашения с Германией более внимательно считаться со всеми источниками, укрепляющими безопасность Франции, в первую очередь с заключенными Францией союзами и пактами о взаимопомощи. Германскому правительству приходится поэтому прибегать к более сильным средствам воздействия на французское общественное мнение, чем Олимпиада и обработка комбатантов; к числу последних относится н состоявшаяся поездка Шахта в Париж. Утверждают, что Шахт повез с собой в Париж ряд существенных уступок в торгово-политнческой области, но совершенно ясно, что его миссия выходит за рамки узкоэкономнческие н имеет своей задачей растопить лед в отношениях.

В отношении Австрии Берлин добился некоторых новых частичных успехов, которые выразились в окончании несколько затянувшихся переговоров о снятии девизных ограничений, об урегулировании местного пограничного сообщения, о туризме н т. п. Одновременно Германия не отказалась от попыток укрепить свои позиции в Чехословакии, причем сравнительно холодный прием, оказанный по существу столь приятной для немцев речи Бенеша *, лишь свидетельствует о том, что немцы надеются получить от Чехословакии больше, нежели благожелательные заверения чехословацкого президента.

Конечно, не следует преувеличивать значения всех этих моментов, но о них следует помнить, особенно если учесть, что германские маневры в отношении Англии, Франции и Чехословакии зачастую остаются незаметными в связи с тем, что на первом плане происходит шумная демонстрация солидарности германского фашизма с испанскими милитаристами и с итальянским фашизмом, оказывающим испанской контрреволюции непосредственную помощь. Совершенно, конечно, бесспорно, что за последние дни особенно усилилась связь между отдель-

См. газ. «Известия», 22, 23 августа 1936 г.


иымн фашистскими странами и силами фашизма в различных государствах. Однако все же нельзя (на основании берлинских наблюдений) говорить о сформировании блока фашистских стран. Германо-итальянские отношения все еще не вышли из стадии общего флирта (в котором инициатива, по-видимому, принадлежит Риму) н совместных действий по отдельным вопросам, иногда, как, например, в Испании, правда, заходящих очень далеко. Пока Германия не отказалась от надежд на Англию и пока Италия не капитулировала окончательно перед Германией, в Юго-Восточной Европе, по-видимому, нельзя ждать создания итало-германского блока в подлинном смысле этого слова.

Неустойчивой является и база, на которой строятся отношения Германии с другим ее потенциальным союзником — Польшей. Несомненно, что Берлин чрезвычайно обеспокоен развитием польской внешней политики. Германия вынуждена считаться с некоторым укреплением франко-польских отношений и вместе с тем с наличием определенного предела, дальше которого Польша не намерена идти в своем сближении с Германией. Не лишено вероятия, что германское правительство ускорило введение двухлетнего срока военной службы именно в связи с визитом Гамелена* в Варшаву н предстоящей поездкой Рыдз-Смиглы в Париж.

Все эти соображения мною приводятся не для того, чтобы иарнсовать перспективу мирного развития германской внешней политики. Как я уже указал вначале, события последних дней свидетельствуют об обратном. Однако именно в силу того, что германская агрессивность принимает все более шумный н одиозный характер, необходимо трезво взвесить все те моменты, которые дают возможность получить объективную картину германской внешнеполитической тактики в данный момент.

Эта картина свидетельствует о том, что германская дипло-матня, расчищая пути своей агрессивности на Восток, вынуждена прибегать к сложнейшим и требующим много времени маневрам и на Западе. Эти маневры, преследующие своей основной задачей создание антисоветского фронта н нейтрализацию стран, в нем не участвующих, наталкиваются на ряд затруднений, среди которых не последнее место занимает неурегулированность отношений между самой Германией н большинством остальных стран. Для преодоления этих трудностей германская дипломатия и прибегает к тактике кнута н пряника. Никаких новых платформ и никаких новых лозунгов в германской внешней политике я не вижу. Единственная концепция, единственная программа, которой оперируют германские фа-

* Начальник французского генерального штаба.


шнсты, это — борьба против большевизма, борьба против СССР.

Как я уже ранее указывал, дикая антисоветская свистопляска, развернувшаяся на страницах германской печати, являлась косвенным ответом на московский процесс *, больно задевший фашистов. Несомненно также, что антисоветская травля была связана с подготовкой закона о дзухлетней службе. Но можно усомниться в том, чтобы с окончанием процесса и принятием закона антисоветская кампания была свернута. Именно отсутствие определенного нового лозунга зо внешней политике н большие внутриполитические трудности (которых я в данном письме не касаюсь) побуждают гитлеровцев вновь и вновь возвращаться к антисоветским лозунгам. Заявление, сделанное на днях Леем о нюрнбергском конгрессе, содержало прямое указание на то, что конгресс должен быть проведен под знаком борьбы против большевизма, против Советского Союза.

Сегодня не приходится говорить о завершении какого-либо этапа в развитии событий последних дней. Поэтому нет оснований для обобщающих выводов. Можно лишь констатировать, что фашистская Германия усиливает свою внешнеполитическую агрессию, и в первую очередь против СССР, в обстановке, когда ее международный и внутриполитический тыл далеко не обеспечен. С этой точки зрения характерным является двоякое значение закона о двухлетней службе: он свидетельствует об интенсификации германской подготовки воины и, следовательно, об ускорении ее сроков, но вместе с тем он требует ряда мероприятий, которые не могут быть быстро осуществлены. Иными словами, фашистская Германия по-прежнему еще не готова для большой войны на многих фронтах, но внутреннее и международное развитие усиливает опасность новых авантюр германского фашизма.

С товарищеским приветом п _

г Я- Суриц

Пачат. 10 арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: