Печат. по арх. 191. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Финляндии с Министром Иностранных Дел Финляндии Холсти

191. Запись беседы Полномочного Представителя СССР в Финляндии с Министром Иностранных Дел Финляндии Холсти

7 июня 1937 г.

Посетил Холсти *. Он с большим упоением вторично рассказал мне о своей поездке в Лондон и Париж, беседах с т. Литвиновым, Иденом и Дельбосом. Холсти уверяет, что все его со беседники выразили свое удовлетворение внешней См. док. 1^? 183.

297-


политикой Финляндии, одобрили его поездку в СССР*. Он специально добивался свидания с т. Литвиновым для того, чтобы сообщить ему. что выражавшееся в.Москве т. Литвиновым пожелание в отношении Финляндии выполняется. Он полагает, что т. Литвинов остался доволен его разъяснениями.

Поездку Плимута он считает серьезным и приятным для Финляндии актом вежливости со стороны Англии. Эту поездку можно также считать изучением положения на Балтике. Никаких других целей у Плимута не было.

Холсти полагал, что и я должен быть доволен создавшимся теперь положением. На это я отвечал, что, конечно, его деятельность увенчалась успехом и ему удалось изменить отношение многих европейских стран к политике Финляндии. Заметна некоторая умеренность в поведении финляндской прессы. Однако в последние дни коалиционная пресса позволила себе сноза грубейшие выпады против СССР, з частности по ингерманландскому вопросу, по-прежнему стараясь вмешиваться во внутренние дела СССР. Холсти сказал, что он этого не заметил, так как отсутствовал. Далее я указал, что германскому нацистскому агитатору было разрешено читать в Финляндии антисоветские лекшш, что производит весьма неприятное впечатление и было использовано коалиционной и фашистской прессой.

Далее я указал на непрекращающиеся пограничные инциденты, которые заставляют думать, что безнаказанность за прежние провокационные действия на границе, видимо.» поощряет безответственные элементы. Когда Холсти просил указать, о каких инцидентах идет речь, я перечислил истории с рыбаками в Финском заливе, многочисленные инциденты на сухопутной границе, действия Внлла.чои\ повторные перелеты финскими самолетами советской границы и т. д. Я указал, что все это должно заставить финляндское правительство еще раз серьезно заняться положением на границе и предотвратить самую возможность дальнейших инцидентов. В этой связи я вернулся к делу Спирина. Холсти, так же как и 2 недели тому назад Войонмаа, сказал, что он был уверен, что вопрос о компенсации давно урегулирован Ирье-Коскиненом в Москве. Я просил урегулировать это дело в ближайшие же дни. Далее указал на то, что, по полученным нами от начальника политической полиции Риекки сведениям, суд в Выборге освободил от наказания фашистскую молодежь, вызвавшую инцидент с консульским щитом. Просил меня информировать о ходе судебного преследования этих лиц. Указал на необходимость широко информировать о судебном решении финляндскую общественность.

В связи с обсуждением поведения прессы я снова напомнил о безобразной телеграмме Берга об информации с Север-

* См. док..V«40.


иого полюса. Холсти заверял, что у него предстоит серьезный разгозор с Бергом в течение этого же дня.

Мною был поднят вопрос о недопустимой практике, министерства внутренних дел Финляндии, выдающего для поездки в СССР специальные паспорта. Холсти был склонен считать, что эта практика должна быть изменена 11&.

По ходу разговора о поведении прессы и настроениях в Финляндии я рассказал Холсти одно из своих наблюдении. В день обстрела германским флотом Альмерии * коалиционная газета «Уусн Суоми» издала два экстренных зыпуска. На центральных улицах Гельсингфорса студенчество, праздновавшее в этот день выпуск, встречало чтение телеграмм о действиях Германии криками «ура», Холсти заявил, что об этом приходится только сожалеть.

Полпред СССР в Финляндии

Печат, по арх. АсМЦС

192. Письмо Представителя СССР в Комитете по невмешательству в дела Испании и, о. Председателя Комитета Уоллесу

8 июня 1937 г.

Сэр,

В соответствии с инструкциями моего Правительства, ознакомившегося с протоколами последнего заседания подкомитета при Председателе, имевшего место 31 мая, имею честь обратиться к Вам со следующим запросом.

Доводило ли германское правительство когда-либо со времени введения в действие схемы морского контроля до сведения Комитета по невмешательству о том, что на военный корабль «Дейчланд» возложены обязанности по осуществлению контрольных функций в испанских водах? Если германское правительство до сих пор не сделало подобного сообщения.— а есть все основания полагать, что оно его не сделало,— тогда чем может быть доказано, что «Дейчланд» действительно принимает участие в осуществлении морского контроля, а не находится в испанских водах созеем для иных целей?

Это последнее предположение находит свое законное оправдание в том факте, что как «Дейчланд», так и большое количество других кораблей германского военного флота находились в испанских водах задолго до введения схемы морского контроля. В свете только что указанного, уход Германии и Италии из Комитета по невмешательству под предлогом беззащитности кораблей, принимающих участие в морском контроле, является совершенно необоснованным.

* См. газ. «Известия», 1, 2, б нюня 1937 г.


Но если бы даже корабль «Дейчланд» в течение какого бы то ни было периода времени участвовал в выполнении контрольных функций, то, во всяком случае, не может подлежать ни малейшему сомнению, что этот корабль таких функций не выполнял в момент, когда он находился поблизости от Бале-арских островов, морской контроль в районе которых не был поручен германскому флоту. Больше того, в соответствии со схемой морского контроля, утвержденной пленумом Комитета по невмешательству 8 марта текущего года, морской контроль ни в коем случае не должен осуществляться з самих испанских портах или в непосредственной близости к испанскому берегу.

Ввиду всего вышеизложенного можно считать совершенно точно установленным, что бомбардировка корабля «Дейч-ланд» имела место в то время, когда этот корабль не осуществлял функций морского контроля, если даже он вообще когда-либо был предназначен для указанных целей Лб.

Что касается вопросов более общего характера, возникающих в связи с бомбардировкой корабля «Дейчланд», то я вынужден обратить Ваше внимание на тот факт, что агрессивные действия мятежников, направленные против британских судов, французских самолетов и французской территории, до сих пор ни разу не служили предметом обсуждения в Комитете по невмешательству. Я считаю необходимым также особо подчеркнуть, что незаконный захват многочисленных коммерческих судов, принадлежащих СССР, Скандинавским странам и ряду других государств, систематически осуществлявшийся мятежниками в течение последних шести-сем и месяцев, был поставлен на повестку дня Комитета только в результате настоятельного требования ряда заинтересованных стран, обсуждался с большим опозданием только совсем недавно, да и то в самой общей и малоудовлетворительной форме3.

Не возражая в принципе против принятия Комитетом по невмешательству мер, гарантирующих корабли, принимающие участие в морском контроле, от различных инцидентов, могущих возникнуть в связи с военными операциями, я должен, однако, заявить, что, по моему мнению, всякие переговоры о такого рода делах должны иметь место лишь после обсуждения всего вопроса в Комитете по невмешательству и, во всяком случае, при условии полного осведомления о них всех стран, представленных в Комитете.

Я буду Вам очень признателен, если Вы разошлете копии моего сегодняшнего письма всем членам пленарного Комитета.

Примите, сэр, уверения в моем высоком уважении.

И. Майский

[Jita-. по aas. Опубл. в газ. * Известив* Л* S3-Z {62Я), <9 июкл j'fJ/ г.


193. Письмо Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Китае Д. В. Богомолову

8 июня 1937 г.

1. Для всего положения на Дальнем Востоке огромное значение имеют англо-японские переговоры, которые ведутся в настоящее время в Лондоне*. Эти переговоры были начаты по инициативе Японии, влиятельные круги которой, в том числе и военщины, по-видимому, все более и более приходят к сознанию о невозможности для Японии на данном этапе продолжать политику противопоставления себя всем другим державам на Дальнем Востоке. Неудачи политики японской военщины в Китае,— политики, которая потерпела фиаско, и растущая международная изоляция Японии привели японское правительство к необходимости сделать Англии предложения о фактическом разделе сфер влияния в Китае, По имеющимся у нас совершенно достоверным сведениям, японские предложения, сделанные Англии, сводятся в основном к признанию особых прав Японии в Северном Китае взамен за сотрудничество Японии с Англией в Северном1** и Южном Китае. При этом Япония обещает не чинить никаких преград английским интересам. Для облегчения соглашения Япония успокаивает Англию, что она не стремится к территориальным захватам даже к в Севеоном Китае, но это делается в таких туманных формах, которые Японию абсолютно ни к чему не обязывают и явно предназначены для облегчения английскому правительству «грехопадения» перед своей общественностью.

Переговоры охватывают три вопроса: китайский, торговый и финансовый. Характерно, что и переговоры по торговому вопросу, которые прежде играли такую огромную роль в отношениях между Японией и Англией, ведутся в аспекте китайской проблемы. Японцы прямо обещают англичанам ослабить свою конкуренцию английским товарам на других рынках (имеется в виду прежде всего, конечно, Индия), если только Англия поможет Японии устранить препятствия к ее экономической экспансии в Китае.

Англия, несомненно, проявляет очень большую заинтересованность в достижении соглашения с Японией об установлении модус вивенди в Китае. Это видно, в частности, из того, что^ в переговорах, которые вел с японским послом Иосидой Лейт-Росс, последний обещал Иоспде большие долголетние кредиты сроком не менее 7 лет, и притом на выгодных условиях.

* См. док. N° 176.

•* очевидно,—Центральном.


2. Умеренный курс, который взял в своей политике в отношении Китая кабинет Хаяск — Сато*, объясняется не только упомянутым фиаско политики японской военщины в Китае, но также и необходимостью для Японии договориться с Англией. Согласно совершенно достоверным сведениям, которые мы имеем, программа кабинета Хаяси — Сато з отношении Китая сводилась к следующим положениям:

а) воздержание от каких-либо шагов, которые могли бы быть восприняты Китаем в качестве угрозы для его территориальной целостности (вопрос о 5 северных провинциях);

б) всемерное развитие экономического и культурного сотрудничества как базы для дальнейшего постепенного урегулирования японо-китайских отношений;

в) отказ от действий, которые могли бы толкнуть китайское правительство на поддержку народного антияпонского движения в Китае и

г) сосредоточение в ближайшем будущем внимания японских властен в Северном Китае на некоторых экономических объектах.

3. Мы еще не знаем, какова будет политика кабинета Коноэ — Хирота **. Вряд ли, однако, можно сомневаться, что новый кабинет будет со всей энергией продолжать лондонские переговоры с Англией и сделает все возможное, чтобы договориться с нею. Отсюда вытекает, конечно, что Хирота не будет проводить в отношении Китая свою политику" во всех ее прежних формах. Вряд ли. однако, можно сомневаться, что по существу политика Хирота будет сильно отличаться от политики Сато. Несмотря на всю свою беспринципность, Хирота, конечно, в большей степени будет считаться с требованиями крайних элементов военно-фашистского лагеря. Маневры квантунского штаба в Чахаре являются уже зловещим предзнаменованием новых осложнений в Северном Китае. Японская военщина будет, вероятно, продолжать свое дело в Северном Китае, но пока что в менее откровенных формах, с оглядкой на Лондон.

4. Вы правы, указывая в своем письме от 5 мая на то, что именно японская тактика в отношении Китая оказывает влияние на отношение китайского правительства к переговорам с нами93. Несомненно, китайское правительство хотело бы использовать момент для заключения какого-нибудь соглашения с Японией, которое дало бы ему передышку в отношении японской агрессии. Надо, однако, полагать, что то движение недовольства англо-японскими переговорами, которое началось в Китае, будет еще углублено ухудшением японской ло-

* Соответственна премьер-киниетз со 2 фезра/.я по 31 мая 1937 г. н министр иностранных дел Японии.

** Соответственно премьер-министр с 4;:юня 1937 г. и министр иностранных дел Японии.


литики в отношении Китая при новом японском кабинете. В результате мы окажемся, по всей вероятности, перед ростом китайского интереса к переговорам с нами. Что касается Ваших переговоров с Чан Кай-щи и Ван Чун-хоем *, то я вполне согласен с Вами в том, что нам не следует проявлять к ним интереса и надо занять выжидательную позицию.

5. Чрезвычайный интерес представляет развитие внутреннего положения в Китае. Все больше и больше получается впечатление, что Чан Кай-ши под влиянием сианьских событий** все же взял более левый курс. Он, по-зидимому, в несравненно большей степени, чем раньше, считается со стремлением китайской общественности к демократизации государственного строя, национальному объединению и консолидации всех сил для отражения японской агрессии. К большому сожалению, мы получаем недостаточно материалов о тех исторических процессах, которые происходят в настоящее время в Китае. Я прошу Вас присылать нам с каждой почтой материалы, хотя бы и в самом сыром виде, а также от поры до времени — сводные аналитические доклады с Вашими выводами. Прошу Вас также следить в этом отношении за работой корреспондентов ТАСС в Китае.

Зам. Наркома Б. Стомоняков

Печат. по срх.

194. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Великобритании И. М. Майскому

10 июня 1937 г.

Было бы хорошо, если бы Вам представился случай непосредственно поговорить с Ланонсом о его предложении ***. Не знаю, удобно ли Вам пригласить его иа завтрак. Не следует придавать встрече официального характера. Срочно сообщите Ваши соображения. Конечно, при встрече можете сказать, что мы относимся положительно к его предложению, и высказать некоторые соображения в пользу пакта о взаимной помощи. Он должен понять, что если речь идет даже только о ненападении, то стоит подымать дело в том лишь случае, если заранее будет решено заключить пакт даже без Японии. Если она будет узерена, что ее несогласием пакт может быть сорван, то она никогда па пакт не пойдет. Если же, наоборот, ей будет внушено с самого начала, что пакт состоится

* См. док. \г 93. 101. *s См. газ. «Известия:*, 14 декабря 1936 г., а также т. XIX. док. 413, 415, 422. *** См. газ. «Известия», 21 мая. 4. 10 нюня 1937 г.


и без нее, она, может быть, предпочтет участвовать в пакте, чем оставаться вне его *,

Нам из Валенсии сообщен текст телеграмм, посланных испанским послам в Лондоне и Париже в связи с англотермано-итальянскимн переговорами :2°. Поинтересуйтесь у Аскарате.

Литвинов

Печат, по арх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: