Том двадцать первый

Î января31 декабря Î938 г.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ТОМА

Г. К. ДЕЕВ, И. Н. ЖУКОВСКИЙ, М. С. КАПИЦА, П. П. СЕВОСТЬЯНОВ, А. А. СМИРНОВ, Е. П. ТУМАНЦЕВ



ПРЕД II СЛОВ IIЕ

Настоящий том содержит документы внешней политики СССР за 1938 г. В этом году был сделан крупный шаг вперед в деле развития экономики и дальнейшего укрепления международного авторитета Советского Союза. СССР вступил в полосу завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму.

Международная обстановка того времени характеризовалась дальнейшим усилением противоречий и борьбы между главными империалистическими державами в условиях нараставшего экономического кризиса. Возросла опасность новой мировой войны. Германия, Италия и Япония, подчинив свою экономику милитаристским целям, вступили на путь прямого захвата чужих территорий. Германия оккупировала Австрию, а затем Судетскую область Чехословакии. Расширилась германо-итальянская военная интервенция против республиканской Испании. На Дальнем Востоке Япония наращивала масштабы начатой в 1937 г. войны за захват всего Китая. Японская военщина предпринимала вооруженные провокации против СССР.

Внешняя политика Коммунистической партии и Советского правительства в этот сложный период была направлена на обеспечение мирных условий строительства социализма в СССР. Отстаивая дело сохранения мира, Советское государство последовательно выступало за организацию коллективной безопасности, против агрессии, оказывало поддержку народам, ставшим жертвами империалистического разбоя и боровшимся за свою независимость.

В заявлении от 17 марта 1938 г. Советское правительство решительно осудило захват Германией Австрии. Оно предупредило, что эта акция создает несомненную опасность для других государств и «грозит разрастись в новые международные конфликты», подчеркивало ответственность миролюбивых государств, и в особенности великих держав, за дальнейшие судьбы народов всего мира. Советское правительство выражало готовность принять участие в коллективных действиях, с тем чтобы


приостановить дальнейшее развитие фашистской агрессии, и с этой целью изложило конкретные предложения. Текст заявления был направлен правительствам Англии, Франции и США. Англия п Франция отклонили советские предложения, а Соединенные Штаты не ответили на них.

Публикуемые документы свидетельствуют, что еще задолго до кризиса в германо-чехословацких отношениях Советское правительство неоднократно подтверждало готовность оказать Чехословакии помощь в случае гитлеровской агрессии. Выступая 26 апреля 1938 г. с докладом о международном положении, Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинин подчеркнул, что советско-чехословацкий пакт «не запрещает каждой из сторон прийти на помощь, не дожидаясь Франции». В мае 1938 г. народный комиссар иностранных дел СССР в беседе с французским министром иностранных дел предлагал обсудить вопрос о созыве совещания представителей генеральных штабов СССР, Франции и Чехословакии. Однако французское правительство уклонилось от этого под тем предлогом, что Румыния и Польша не желали пропускать советские войска через свои территории. 2 сентября 1938 г. в ответ на запрос французского правительства относительно возможной помощи Советского Союза Чехословакии правительство СССР еще раз подтвердило намерение выполнить свои договорные обязательства. Для определения конкретных форм этой помощи вновь была подчеркнута настоятельная необходимость проведения совещания представителей советской, французской и чехословацкой армий. Одновременно предлагалось незамедлительно созвать совещание представителей государств, заинтересованных в сохранении мира.

Правительства Англии и Франции уклонились от предложенного сотрудничества с Советским Союзом. Более того, 19 сентября 1938 г. они предъявили правительству Чехословакии ультиматум, требуя срочной передачи Германии ряда чехословацких пограничных районов и аннулирования договора о взаимной помощи с СССР. В тот же день президент Чехословакии Бенеш обратился через полпреда СССР в Праге к Советскому правительству с запросом, окажет ли Советский Союз «немедленную действительную помощь» Чехословакии, если Франция останется верной договору и тоже окажет помощь. Советское правительство в своем ответе Бенешу 20 сентября вновь подтвердило верность советско-чехословацкому договору и выразило готовность выполнить свои обязательства. Советское правительство заблаговременно провело подготовительные военные мероприятия на случай необходимости оказания вооруженной помощи чехословацкому народу. Однако в критические для республики дии буржуазное правительство Чехословакии не пожелало воспользоваться помощью СССР и побоялось призвать народные массы к отпору гитлеровской Германии. Под нажимом западных держав


оно отказалось от сопротивления гитлеровцам, хотя имело крупные вооруженные силы для обороны страны.

Игнорируя предложения Советского Союза, направленные на обуздание агрессоров коллективными усилиями, правительства Англии и Франции пошли на сделку с Гитлером и Муссолини, заключив 29 сентября 1938 г. так называемое мюнхенское соглашение, приведшее вскоре к окончательной ликвидации Чехословакии как суверенного государства и открывшее фашизму путь к дальнейшей перекройке Европы. Были подписаны 30 сентября англо-германская, а 6 декабря — франко-германская декларации, которые, по существу, являлись пактами о ненападении и служили для Англии и Франции своего рода этапом в деле создания единого антисоветского фронта и направления экспансии фашистской Германии на Восток, против СССР.

Документы тома позволяют проследить подготовку мюнхенского предательства и реализацию гитлеровских планов в отношении Чехословакии. Они раскрывают подлинный смысл политики английского правительства, рассчитанной на «умиротворение» фашистских агрессоров и прямой сговор с ними за счет интересов других государств, и в первую очередь Советского Союза.

Советское правительство, рассматривая Францию в качестве возможного союзника в деле организации коллективного отпора агрессии в Европе, придавало важное значение развитию и укреплению советско-французских отношений. Усилия советской дипломатии были, в частности, направлены на то, чтобы превратить советско-французский пакт о взаимопомощи 1935 г. в эффективный инструмент мира. Однако правящие круги Франции, пренебрегая национальными интересами, не использовали имевшиеся возможности для делового сотрудничества с Советским Союзом. Они всталн на путь соглашательства и капитуляции перед агрессором, что проявилось в их тактике постоянных уступок гитлеровской Германии.

Советский Союз продолжал оказывать республиканской Испании -разностороннюю помошь. включая военную, в ее борьбе против фашистских мятежников и германо-нтальянских интервентов. По просьбе республиканского правительства в Испании находились советские добровольцы — военные специалисты и советники, СССР поставлял Испанской республике нефть и нефтепродукты, машины и другие товары. Осенью 1938 г. Советское правительство предоставило Испании кредит. В Лиге наций и в.Международном комитете по применению соглашения о невмешательстве в дела Испании СССР твердо и последовательно отстаивал права законного испанского правительства, оказывал ему постоянную поддержку на международной арене.

Как видно из публикуемых документов, советско-германские отношения в 1938 г. продолжали оставаться напряженными. Советское правительство решительно предупреждало Германию об


опасных последствиях ее экспансионистской политики. 22 августа народный комиссар иностранных дел заявил германскому послу в Москве, что СССР выполнит свои обязательства перед Чехословакией. Принципиальная позиция Советского Союза в связи с гитлеровской агрессией в Европе, в частности против Чехословакии, его помощь борющейся Испании вызывали озлобление правящих кругов Германии, что находило свое выражение в антисоветских кампаниях фашистской печати, в грубых провокациях германских властей против советских граждан, экипажей советских судов и т. д.

Осложнялись отношения СССР с Польшей, правящие круги которой продолжали вести открыто антисоветскую политику. В марте 1938 г. Советское правительство направило предупреждение польскому правительству в связи с его ультиматумом Литве, содержавшим угрозу применить силу для решения существовавших между двумя государствами спорных вопросов. В результате этого демарша Польша была вынуждена отказаться от своих намерений. Советско-польские отношения особенно обострились осенью 1938 г. в связи с участием Польши в разделе Чехословакии.

Правящие круги Финляндии нагнетали напряженность во взаимоотношениях с СССР, подготавливая почву для прямой конфронтации. Они отклонили советские инициативы по нормализации обстановки, вели усиленные военные приготовления на границе с СССР. Финляндия активизировала связи с западными державами, чтобы заручиться их поддержкой в осуществлении своего антисоветского внешнеполитического курса.

Как видно из документов тома. Советский Союз стремился к развитию отношений с Соединенными Штатами Америки. Однако влиятельные реакционные круги США препятствовали расширению сотрудничества между двумя странами. В дни Мюнхена Соединенные Штаты, по существу, солидаризировались с политикой поощрения Англией и Францией германской экспансии в центре Европы. 28 сентября правительство СССР обратилось к американскому правительству с предложением о немедленном созыве международной конференции с целью изыскания практических мер для спасения мира коллективными усилиями. Однако это предложение осталось без ответа- Не встретило поддержки с американской стороны и намерение СССР развивать экономические связи с США, вследствие чего продленное в августе 1938 г. торговое соглашение от 4 августа 1937 г. не привело к расширению взаимной торговли.

Активизация Японией агрессии вела к обострению советско-японских отношений. Правящие круги и военщина Японии, ободренные политикой поощрения фашистских агрессоров в Европе со стороны Англии и Франции, вели дело к развязыванию вооруженного конфликта с СССР, провоцируя с территории Маньчжурии многочисленные пограничные инциденты. Японские власти


задерживали советские суда, подвергали аресту их команды. Широкие размеры приняла s Японии антисоветская кампания и пропаганда воины против Советского Союза. Давая должный отпор этим провокациям. Советское правительство вместе с тем не прекращало усилий с целью нормализации отношений, урегулирования нерешенных вопросов и устранения тем самым поводов к осложнению обстановки. Несмотря на это, японская сторона провоцировала все новые и новые конфликты. В июле 1938 г. японская военщина предприняла военное нападение на СССР в районе озера Хасан. В ходе упорных боев агрессор был отброшен с советской территории, и японское правительство запросило перемирия. Военное поражение у озера Хасан осложнило реализацию антисоветского сговора Японии с фашистскими государствами Европы.

Документы тома, в том числе ранее не публиковавшиеся, отражают разностороннюю и эффективную помощь, которую Советский Союз продолжал оказывать Китаю. I марта 1938 г. правительство СССР предоставило Китаю кредит в сумме 50 млн. долл., а I июля того же года—второй кредит иа такую же сумму. В счет кредитов Советский Союз поставлял оружие и боеприпасы, разнообразную военную технику, включая боевые самолеты. В Китае сражались советские летчики-добровольцы. Советские представители в Лиге наций решительно поддерживали Китай, требуя осуждения Лигой наций японской агрессии на Дальнем Востоке и принятия против Японии коллективных акций- Однако конструктивные предложения СССР наталкивались на упорное сопротивление западных держав. В то же время Советский Союз принимал меры, чтобы не оказаться втянутым в войну с Японией, чего активно добивалось также и чанкайши-стское правительство Китая.

Дальнейшее развитие в 1938 г. получили всесторонние дружественные отношения между Советским Союзом и Монгольской Народной Республикой. В связи с возраставшей угрозой японской агрессии против МНР Советское правительство 30 июля 1938 г. предоставило ей долгосрочный кредит. Наряду с этим СССР продолжал оказывать Монголии разностороннюю экономическую и техническую помощь: командировал специалистов для работы в различных отраслях народного хозяйства, поставлял машины для механизированных сенокосных станцнй и т. д.

Ряд документов, и среди них ранее неизвестные, освещают отношения Советского Союза со своими южными соседями — Турцией, Ираном и Афганистаном. Советское правительство внимательно следило за развитием обстановки в этом районе, который гитлеровцы намеревались использовать как плацдарм для нападения на СССР. Все более заметно усиливалось политическое и экономическое проникновение в эти страны германского, итальянского, а также японского империализма.


Советский Союз стремился продолжать политику добрососедства и сотрудничества с Турцией. Однако пришедшее к власти в конце октября 1937 г. правительство Баяра пошло на усиление экономических и политических связей с Германией, которая под видом «специалистов» засылала в Турцию своих агентов. В турецкой печати все чаще появлялись антисоветские материалы. Крен турецкой политики в сторону Германии стал особенно заметен после смерти Кемаля Ататюрка. Все это не могло ие отразиться на советско-турецких отношениях.

Линию на осложнение отношений с Советским Союзом вели и правящие круги Ирана. Иранская сторона уклонялась от нормализации обстановки иа границе с СССР, которая неоднократно нарушалась как отдельными иранскими подданными, так и различными вооруженными группами. Германские самолеты, базировавшиеся в Иране с ведома иранских властей, совершали облеты советской границы. Все теснее становились политические и экономические связи Ирана с фашистской Германией. В нарушение советско-иранского договора от 1 октября 1927 г. иранское правительство привлекло германские фирмы к строительству верфи в порту Пехлеви иа Каспийском море.

Отношения СССР с Афганистаном в этот период развивались в целом благоприятно. Вместе с тем советская сторона высказывала афганскому правительству свою озабоченность в связи с происками Германии, навязывавшей ему различных «советников», которые проникали в северные районы страны, расположенные вблизи советско-афганской границы.

В документах тома нашли также освещение отношения Советского Союза с Бельгией, Болгарией, Венгрией, Румынией. Италией. Данией, Норвегией, Швецией и другими странами.

Преобладающая часть документов публикуется впервые.

* # *

Методы публикации и оформления документов указаны в предисловиях к I, II, V и VIII томам настоящего издания.

* # *

В подготовке настоящего тома к печати участвовали сотрудники Отдела публикации дипломатических документов МИД СССР: М. А. Бугреев, А. Я- Грушии, А. М. Зубов, Ю. С. Козлов, А. П. Л\ихайлов. В. С. Немчинов, канд. эконом, наук И. М. Па-хомов, П. И. Проничев, А. Н. Шанаинн, В. А. Шорин; научно-справочные работы по тому выполняли Н, В. Попова, Н. И. Жу-жунава, а также сотрудники Института славяноведения и балканистики и Института всеобщей истории АН СССР Л. В. Забо-ровскнй и Р. Е. Платова. Ряд примечаний к документам состав-леи сотрудником Института всеобщей истории АН СССР Ю, Р. Ульяновым.


1. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании И. М. Майского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Вне очереди 1 января 1938 г.

1. Идеи* неожиданно пригласил меня вчера вечером, перед новым годом, в фории офис, и мы имели большой разговор, продолжавшийся почти полтора часа. Начался разговор с сообщения Идеиа о том, что 3 января ои отправляется иа две недели в отпуск иа юг Франции, откуда прямо проедет в Женеву иа сессию Совета Лиги, и что перед отъездом он хотел повидаться со мною для того, чтобы информировать меня по двум вопросам — о Дальнем Востоке и о предстоящей сессии Совета, а также обменяться мнениями по некоторым интересующим его моментам.

2. Суть того, что в ходе разговора и в результате моих наводящих вопросов и услышал от Идеиа по дальневосточному вопросу, сводится к следующему. Еще никогда между Лондоном и Вашингтоном не было такого тесного взаимопонимания и такого совпадения политических настроений, как в последние недели и месяцы. Британское правительство в своих действиях иа Дальнем Востоке равняется по США. Идеи прямо заявил Хэл-лу**, что Англия готова самым энергичным образом поддержать Америку во всем, даже в самых решительных шагах, которые та сочла бы возможным предпринять, однако реакция США пока не вполне удовлетворительна. Правда. Рузвельт склонен идти довольно далеко, но его сильно сдерживает американское общественное мнение. США прежде всего тщательно избегают всего, что могло бы быть истолковано как совместные с Англией акции из опасения, как бы сторонники изоляции ие подняли шум о таскании каштанов из огня для Великобритании. Поэтому

* Министр иностранных дел Великобритании. ** Государственный секретарь США.


США все время соглашаются только на «параллельные акции», Далее, США до сих пор избегали особо энергичных действий в связи с дальневосточными событиями. Англичане, например, предлагали им «параллельную» морскую демонстрацию в восточ-ноазиатских водах, точно указывая, какие именно силы они готовы бросить туда, но Рузвельт на это пока не идет. Впрочем, добавил Идеи, США посылают ка торжество в Австралию целых четыре крейсера (хотя для чисто протокольных целей было бы достаточно одного судна), что может до известной степени рассматриваться как маленькая демонстрация, но этого, конечно, недостаточно. Без американской же кооперации британское правительство ввиду нынешнего состояния Европы считает рискованным отправлять на Дальний Восток крупные морские силы («посылать два-три судна не имело бы никакого смысла»,— вставил Идеи), если, конечно, британские владения в Восточной Азии, в частности Гонконг, не подвергались бы прямому нападению. В этом последнем случае Англии пришлось бы энергично действовать даже в одиночку. Идеи, однако, констатирует, что американские настроения довольно быстро меняются в сторону активизации дальневосточной политики, чему в немалой степени способствовали последние «инциденты», хотя он полагает, что волнение, вызванное потоплением «Пэнэй»*, видимо, уляжется и не приведет к каким-либо серьезным изменениям в курсе американской политики. Вот если бы произошли какие-либо новые «инциденты» того же рода, Америка могла бы загореться и стать действительно активной. Из тона последних слов мне стало совершенно ясно, что Идеи каждодневно молит небо и просит, чтобы японцы почаще дразнили американцев какими-либо наглыми провокациями. В конечном итоге Идеи еще и еще раз подчеркивал чрезвычайную важность англо-американского сотрудничества, как открывающего колоссальные перспективы не только в вопросах Дальнего Востока, но и во всех других проблемах международной политики.

3. Перейдя к Лиге нации. Идеи прежде всего поинтересовался, приедет ли т. Литвинов на январскую сессию Совета. Я отозвался незнанием. Тогда Идеи просил меня передать т. Литвинову, что он считал бы его приезд в Женеву крайне желательным. В нынешних трудных международных обстоятельствах было бы чрезвычайно полезным посовещаться и обменяться мнениями ему, Идену, Литвинову и ДельбоСу **. В этом духе он уже телеграфировал в Париж. Есть ряд вопросов, которые для всех трех держав представляют большой интерес. Конкретизируя далее это свое замечание. Идеи упомянул о трех вопросах: а) китайский делегат настаивает на созыве «комитета 23-х». Идеи считает, что на это можно было бы пойти только в том случае.

* См, газ, «Известня», 14 декабря 1937 г. ** Министр иностранных дел Франции.


если бы в результате созыва явилась какая-либо конкретная акция. Иначе лучше не собирать комитета. Иден полагал бы, что он, Дельбос и Литвинов могли бы обсудить данный вопрос в Женеве, может быть, посовещаться там же еще с китайскими делегатами н после того уже окончательно решить, как быть с «комитетом 23-х»; б) Иден считал бы очень полезным как раз сейчас, несмотря на все удары, нанесенные Лиге наций, громко, во всеуслышание заявить, что Лига существует и что есть государства, которые продолжают основывать свою политику на принципах Лиги. Оговорившись, что он как следует еще не продумал конкретные формы такого доказательства, Иден тем не менее в ответ на мой вопрос сказал, что пока ему рисуется что-то вроде декларации от имени Совета или, если бы в Совете ка этот счет не оказалось единогласия, по крайней мере от имени некоторых-держав— участников Лиги; в) Иден опасается, что на повестку Совета будет поставлен вопрос о франко-турецком споре из-за Санджака. Надо принять все меры к мирному урегулированию данного спора, н тут сотрудничество трех названных держав было бы чрезвычайно полезным.

4. В связи с поднятым Иденом вопросом о Лиге я поинтересовался его отношением к намерению Швейцарии объявить абсолютный нейтралитет *. Иден ответил, что ие имеет сведений о решении Швейцарии сделать такое заявление на предстоящей сессии Совета, но специально наведет справки по данному вопросу и, если сообщения, о которых я говорю, подтвердятся, он постарается отговорить швейцарцев от подобного шага.

5. Закончив свои сообщения. Иден спросил, что я думаю о дальневосточной политике британского правительства. Правильна ли она? Нет ли еще каких-либо методов и путей для облегчения положения в Китае? Нет ли каких-либо дополнительных факторов, которые полезно было бы ввести в игру? Из общего контекста было совершенно ясно, что Идену, подобно герцогине Аттольской и Макгауну, о чем я сообщал раньше, хочется прощупать, склонен ли СССР «активизировать» свою политику на Дальнем Востоке, и если склонен, то на каких условиях. Оговорившись, что я высказываю лишь свое личное мнение, я раскритиковал преувеличенные надежды Иден а на Америку, указав, что США можно рассматривать лишь как дополнительный резерв Лиги нации, и высказал опасение, что в кругах британского правительства имеется сильная тенденция под предлогом укрепления англо-американского сотрудничества уклониться от всяких шагов по возрождению Лиги. Далее я в осторожной форме развил ту мысль, которая в свое время была вами утверждена {см. мою телеграмму от 14 декабря 1937 г.. п. 3**). Я подчеркнул также, что сейчас первоочередной зада-

* См. док..Nt 181. ** См. т. XX, док. Nfe 440.


чей является снабжение Китая оружием и амуницией, высказав при этом мнение, что, если бы Китай смог провоевать хотя бы еще год, Япония оказалась бы в критическом положении.

6. Иден слушал меня с большим вниманием и во многом соглашался- Так, он полностью признавал важность снабжения Чан Кай-ши оружием и выразил уверенность, что Япония не выдержала бы годового сопротивления Китая. Он отрицал также переоценку им американского фактора и подчеркивал важность и своевременность оживления Лиги. В доказательство он сослался на свой проект декларации (о которой я уже говорил выше), а также на историю его отпускных планов: первоначально он собирался уехать в отпуск на более долгий срок и дальше, чем юг Франции, но потом передумал, чтобы своим отсутствием на январском заседании Совета не создавать впечатления, будто бы британское правительство махнуло на Лигу" рукой. Тут я прервал Иден а и спросил, таково ли же отношение к Лиге со стороны всех его коллег по кабинету. На это Иден откровенно ответил: «Нет, я в этом не уверен». Иден далее убеждал меня, что независимо от того, будет Лига возрождена илн нет, СССР не может относиться равнодушно к чрезвычайному усилению Японии на азиатском континенте. Возвращаясь к проблеме оживления Лиги, Иден склонялся к мысли, что Китай, пожалуй, является подходящим случаем для начала такой попытки, но задавал вопрос, как это сделать —применить санкции против Японии? Это сейчас едва ли возможно. Поставить на лигонаци-оннын базис снабжение Китая деньгами и оружием? Это может толкнуть Японию на блокаду Гонконга, а окажут ли в таком случае другие страны достаточную помощь Англии? Не лучше ли снабжать Китай всем необходимым «потихоньку», в порядке индивидуальных мероприятий отдельных держав? В данной связи Идеи сообщил мне, что США посылают через Гонконг довольно крупную партию оружия в Китай, что то же делают французы (в частности, отправляют аэропланы) и что Англия старается выкроить для Китая максимум возможного из своих военных ресурсов. В частности, она уже дала китайцам 50—60 аэропланов и собирается дать еще. Указывая на опасность концентрировать весь транзит оружия через Гонконг, что может вызвать какое-либо крутое действие со стороны Японии, Иден упомянул, между прочим, что англичане разрабатывают сейчас план транзита через Бирму. Здесь с английской стороны имеется неплохая дорога почти до китайской границы {не доходит всего лишь одну милю), а на китайской стороне тоже имеется дорога, не доходящая до бирманской границы на несколько десятков мнль. Британское правительство ведет сейчас переговоры с китайцами о срочном смыкании обеих дорог. Если это произойдет, вопрос о транзите оружия в Китай чрезвычайно облегчится. В заключение Иден заметил, что для него еще не вполне ясно, выгодно или невыгодно ставить вопрос о сиабже-


нии Китая оружием на лигонационном базисе, и что он продумает его лучше к началу сессии Совета.

7. Мое общее впечатление от данной, наиболее важной части моей вчерашней беседы с Иденом сводится к тому, что, несмотря иа все свои похвальбы, англичане начинают разочаровываться в своих надеждах на Америку и считают не очень вероятной энергичную акцию США против Японии (разве какой-либо счастливый «инцидент» свалится с неба). Отсюда все растущее в правительственных кругах горестное сознание, что надо искать каких-то дополнительных «факторов» для защиты езоих дальневосточных позиций. В этой связи, естественно, встает вопрос об СССР. Таково, мне кажется, происхождение вчерашнего демарша Идена, ибо я не допускаю мысли, чтобы он говорил со мной в указанном духе, если бы не был уверен, по крайней мере, в терпимом отношении Чемберлена* к подобному шагу. Кроме того, весьма вероятно, что, пытаясь нащупать почву для некоторого сотрудничества между Англией, Францией и СССР в рамках Лиги наций, Идеи стремился также укрепить свое собственное положение в борьбе с давлением германофильских элементов в кабинете и вне его. Во всяком случае, не подлежит сомнению, что дальневосточные события все больше загоняют британское правительство в тупик, из которого оно не знает, как выбраться.

8. Во вчерашнем разговоре с Иденом был момент, когда он почти задал мне вопрос, поставляем ли мы оружие Китаю. Я сманеврировал так, чтобы избежать этой темы. Укажите, как мне в дальнейшем держаться по данному вопросу: а) в разговорах с чинами форин офиса и б) в разговорах с представителями политического мира и прессы. К вашему сведению сообщаю, что в английской печати довольно часто публикуются сведения о наличии нашего оружия, аэропланов, летчиков и т. п. в Китае, и никто здесь не сомневается, что мы Китаю оружие и инструкторов даем. Прн отсутствии «невмешательства» в китайские дела имеет ли смысл замалчивать данные факты, не лучше ли просто заявить, что, поскольку никаких ограничений для продажи Китаю оружия нет, СССР наряду с другими державами осуществляет право свободной торговли оружием с законно признанным китайским правительством. Ввиду вероятности повторных разговоров с официальными лицами на тему, затронутую Идеком, мне важно' было бы знать нашу общую линию по данным вопросам. Срочно сообщите**.

Полпред

Лечат, по арх,

4 Премьер-министр Великобритании. ** См. док. Л^ 5.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: