Телеграмма Народного Комнссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Женевы

21 сентября 193S г.

Аалям до сих пор соглашался лишь на устное обещание касательно Пехлеви, данное в присутствии Араса в качестве свидетеля. Я высмеял и отклонил это предложение. Сегодня он снова был у меня и ознакомил с содержанием той ноты, которую он готов послать мне. Я предложил ему прислать проект ноты в письменном виде, когда и дам ему ответ ъ2_ Он убедительно просит выпустить рельсы без взимания сбора за хранение44. Если вы выпустите пока грузы, не предназначенные для Пехлеви, и сообщите мне об этом, то я смогу преподнести это Ааляму з ка-честзе доказательства нашей доброжелательной волн при обмене нотами. Я передам, что с пехлевийским вопросом надо покончить.

Литвинов

Печат. по арх.

359. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Чехословакии С. С. Александровскому

21 сентября 1933 2-

Иа Вашу телеграмму от 21 сентября 140. О действительной позиции СССР поручено заявить в Ассамблее Литвинову*. Используйте его выступление для разоблачения антисоветской клеветы.

Потемкин

Пгчат.,io арх.

360. Из беседы Полномочного Представителя СССР в Афганистане с Министром Иностранных Дел Афганистана Фанзом Мухаммед-ханом **

21 сентября 1938 г-

Беседа о положении вЕвропе. Министр принял меня совместно с начальником общеполитического отдела МИД Над-жибулла-ханом. Как обычно, разговор вначале шел о здоровье, погоде и международных вопросах. Файз Мухаммед-хан просил помочь ему разобраться в чехословацком вопросе. Я рассказал министру о последних событиях. О предательском решении английских и французских министров, о капитуляции правительства

* См. док. К? 357, а также предметно-тематический указатель; «Борьба СССР в защиту Чехословакия».

** Из дневника К. А. Михайлова за период с 10 по 21 сентября 1938 г.


Годжи, о том, что эти решения вызвали волну массового протеста в Чехословакии и Франции, н подчеркнул, что политика, которую ведет правительство Чемберлена, весьма на руку агрессорам. Немецкий фашизм стремится выйти в Средиземное море, его ближайший план — удар по слабым странам. Движение на восток находится в числе актуальных фашистских задач. Захват Австрии при помощи реакционных английских и французских кругов, выгодные для фашизма нынешние решения Чемберлена— Даладье весьма усиливают фашистскую опасность для ряда восточных стран, в том числе и для Афганистана. Министр согласился с тем, что решения Чемберлена — Даладье весьма странные и чехословацкая независимость находится иыне в исключительной опасности. Ему, однако, кажется, что чешскому правительству ничего иного, кроме капитуляции, делать нечего было, ибо сопротивляться немецкому наступлению, после того как от Франции и Англии получено заявление, что ждать от них помощи нельзя, было бы совершенно невозможно. Вопрос о возрастании фашистской опасности Файз Мухаммед-хан обошел молчанием.

О полете немецких аэропланов близ наших границ. Желая приблизить министра к актуальным афганским вопросам, я указал ему на то, что было бы огромной государственной ошибкой преуменьшать фашистскую опасность для Афганистана и его независимости. Я заявил, что мне известно о полетах немецких аэропланов, курсирующих между Мешхедом и Кабулом, 20 августа текущего года в Баламургаб, Меймене и Андхой — близ наших советских границ*. По этому поводу я заявил о необходимости привлечения немцев к ответственности, напомнив министру о том. что в одной из недавних бесед со мною он заявлял мне: «Если Вы найдете в полетах немцев над Афганистаном, в их работе по исследованию афганских ископаемых что-либо антисоветское, заявляйте нам, и мы выбросим с нашей территории немцев, закроем авиалинию, ликвидируем договор о добыче ископаемых». Я заметил, что сейчас мы как раз нмее%1 конкретный факт нарушения немцами своих прямых обязанностей перед независимым и дружественным СССР Афганистаном. Сможет ли правительство суверенного Афганистана молча отнестись к такого рода поступкам немцев, поступкам, унижающим авторитет и достоинство афганского правительства. Немцы пытаются, наверное, объяснить свой злонамеренный полет на север Афганистана тем, что они сбились якобы с пути, но этот аргумент явно лживый, ибо нельзя сбиться с пути, летя из Герата в Кабул, поскольку по левую руку у вас всегда будет такой прекрасный ориентир, каким язляются горы Гиндукуша. Нельзя «по ошибке» залететь вместо Кабула в Андхой.

* См. дох. Х= 340.


Министр переглянулся с Наджибулла-ханом. Он был несколько смущен тем, что нам стало известно о полетах немцев на север. Он поблагодарил меня за сообщение и заявил, что расследует этот вопрос. [...] *

Полпред

Печат. по врх. % Михайлов

361. Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Посланником Чехословакии в СССР Фирлннгером

22 сентября 1938 г.

Фирлннгер зашел ко мне, чтобы передать текст ответа чехословацкого правительства ** на англо-французские предложения ***. Фирлингер пояснил, что ответ этот был вручен в Праге посланникам Франции и Англии 21 сентября, в 17 часов.

Со своей стороны я сообщил Фирлиигеру. что т. Александровский передал нам по телеграфу новые вопросы, которые Бе-неш ставит перед правительством СССР ***. По этому поводу я заметил, что для иас представляется непонятным умолчание Беиеша о том, в какой степени считает он Чехословакию обеспеченной помощью со стороны Франции против германской агрессии, в частности в том случае, если бы, не удовлетворившись согласием Чехословакии на последние англо-французские предложения, Гитлер предъявил новые, неприемлемые для Чехословакии требования и после отклонения их Чехословакией начал бы против нее военные действия. Я напомнил Фирлиигеру, что данный вопрос имеет для СССР капитальную важность. В него, по моему мнению, необходимо немедленно внести совершенную ясность.

Фирлингер поспешил заявить, что он вполне понимает существенное значение моего указания относительно необходимости окончательно выяснить позицию французского правительства в вопросе о помощи Чехословакии. Посланник выразил готовность запросить по этому поводу Прагу. Я сказал, что не возражал бы против такого запроса.

Фирлингер осведомился далее, могло ли бы правительство СССР в случае нападения Германии на Чехословакию оказать помощь последней, не дожидаясь решения Совета Лиги наций. На этот вопрос я ответил ссылкой иа ст. I Протокола подписания советско-чешского договора о взаимной помогли, предусматривающую оказание сторонами этой помощи в тех случаях, если по тем или иным причинам Совет Лиги не вынесет требуемой ими рекомендации или не придет к единогласному решению ****.

* Остальная часть беседы касалась частных вопросов. ** См. со, «Новые документы из история Мюнхена». M., I958, стр. 106—110.

*** См. док. № 354. **8* См. т. XVIII, док. X? 223.


В дальнейшей беседе Фирлингер развил ту мысль, что «происходящие переговоры» Чехословакии по поводу англо-фраицуз-ских предложений еще ие предрешают судьбы чешско-советского пакта. Во всяком случае, правительство Чехословакии продолжает считать его сохраняющим силу. Фнрлиигер осведомился, как мы смотрим иа этот вопрос. Я ответил, что пока советско-чешский пакт еще не аниулироваи, мы, естественно, признаем его обязательства сохраняющими силу.

В заключение беседы, вернувшись к вопросам Бенеша, я отметил, что его мысль о новом договоре между Чехословакией н СССР недостаточно ясна и конкретна. Во всяком случае, она требует серьезного предварительного изучения. Фирлиигер ответил, что для него самого идея Бенеша представляется совершенной новостью. Со своей стороны ои считает, что в данный момент необходимо во что бы то ни стало в наших ответах Чехословакии дать то, что может ее ободрить и поднять ее дух. Это положение Фирлиигер развивал с большой настойчивостью. На этом и закончилась наша с ним беседа.

В. Потемкин

Печат. по арх.

362. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР*

Вне очереди 22 сентября 1933 г.

Передаю вкратце версию Бойне об истории с капитуляцией;

1. В Берхтесгадеие Гитлер потребовал плебисцита.

2. В разговоре с французским посланником Бенеш, накануне поездки французов в Лондон, категорически отверг плебисцит и заявил, что ои уже предпочел бы уступить Германии часть Судетской области с густым немецким населением (три провинции с населением примерно около миллиона).

3. В Лондоне французы" ознакомились с докладом Реиснме-иа, отвергшим возможность соглашения и предлагавшим отделение Судетской области. В результате решено было предло-

I жить Праге два варианта: плебисцит или отделение (правда,

более широкое, чем намечал сам Бенеш**).

4. После отсылки своего первого ответа (с предложением об арбитраже) *** и после реакции иа него Лондона и Парижа **** Годжа вызвал к себе де Лакруа и от своего и имени Беиеша

* Копия телеграммы направлена наркому иностранных дел СССР в Женеву.

** См. сб. «Новые документы из истории Мюнхена». M., I958, стр. 94— 97, П5.

*** Там же, стр. 106—110, 116.

**** См. сб. «Документы и материалы кануна второй мировой зойны» т. I. M., 1948, стр. 224—225.

33 Докуй, вк. полит,, т. XXI 513


дал понять, что чехословацкое правительство готово принять лондонское предложение, ио будет сброшено, если примет его «добровольно», и сам якобы подсказал известное, врученное ночью представление посланников *. Словом, если верить Бонне, то французское правительство взяло на себя одиум ультиматума. чтобы покрыть и спасти Бенеша. Все это Бонне просил держать в секрете.

Суриц

Печат, по арх.

363. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Вне очереди

22 сентября 193S г,

1. На мой запрос, какую позицию займет французское правительство к польским и венгерским притязаниям **, Бонне дал уклончивый ответ. Так как он сам, однако, высказал уверенность, что со стороны англичан не приходится ожидать противодействия, то и позиция Франции этим предопределена и ясна.

2. На мой вопрос, считает ли он совместимым позицию, занятую Польшей, с франко-польским договором***, Бонне ответил, что «несовместимость» наступает тогда, когда поляки прибегнут к силе.

3. На мой вопрос, какая тема обсуждалась или намечена к обсуждению между Гитлером и Чеиберленом, Бонне сказал, что в Берхтесгадене речь шла исключительно о Чехословакии. Будут ли сегодня затронуты и другие вопросы, он не зиает (с французами, по крайней мере, об этом не договаривались), и он об этом мне сможет сказать лишь завтра-послезавтра.

4. В оправдание своей позиции Бонне рассказал, что англичане могут выставить сейчас не более семи дивизий, блокада Германии наталкивается иа «технические» трудности. Что же касается Америки, то Рузвельт отказался даже от простого представления в Берлине.

В городе циркулируют слухи о нашем намерении аннулировать франко-советский пакт. Об этом сегодня меня уже запрашивали некоторые левые.

Суриц

Печат, по арх.

* См. сб «Новые документы из истории Мюнхена», М„ 1958, стр- 113—117.

** См. док. J& 229, 353. *** См. т. XV, пркм. 150.


364. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Чехословакии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР*

22 сентября 1938 г.

В Праге происходят потрясающие сцены. Полпредство окружено полицейским кордоном. Несмотря на это, толпы демонстрантов прн явном сочувствии полиции проходят к полпредству, высылают делегации, требующие разговора с полпредом. Толпы поют национальный гимн н буквально плачут. Поют «Интернационал». В речах первая надежда на помошь СССР, призывы защищаться, созвать парламент, сбросить правительство. Имена не только Годжи, но и Бенеша встречаются свистом и криком. Офицеров качают, заставляют произносить патриотические речи. Гитлер н Чемберлеи одинаково возбуждают ненависть. Часты лозунги: «Даладье н Бойне — не французский народ, который не предаст». Этн демонстрации явно не имеют руководства. Делегации принимаю. Сегодня в четвертом часу ночи только что была делегация рабочих н служащих, выделенная митингом, состоявшимся перед полпредством. Делегатам заявляю, что СССР дорожит Чехословацкой республикой н интересами ее трудящихся, а потому готов помочь защитой от нападения. Путь к оказанию помощи усложнен отказом Франции, но СССР ищет путей и найдет нх, если Чехословакия подвергнется нападению н будет вынуждена защищаться. Большую часть это удовлетворяет. Приезжают делегации из провинции. Там еще резче стоит вопрос о войне. Главный лозунг — не отзывать армию с границ, объявить всеобщую мобилизацию, не допускать германские войска в Судеты.

С. Александровский

Печат. по арх. Опубл. a сб.

к Новые документы из истории Мюнхена».

Af„ 1958, стр. 129—130.

365. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Чехословакии в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Вне очереди Передано по телефону 22 сентября 1938 г.

Крофта просит передать дословно следующее: «Польша сосредоточивает иа всем протяжении границы с Чехословакией войска в походном состоянии. Поэтому было бы хорошо, если бы Москва обратила внимание Варшавы** иа то, что советско-

* Копия телеграммы направлена наркому иностранных дел СССР а Же-нев-,'.

'** См. док. M 366, 367.


Польский пакт о ненападении * перестанет действовать в тот момент, когда Польша нападет на Чехословакию».

С. Александровский

Печхт, по арх. Опубл. в сб.

'.Новые документы из истории Мнзь.ханя>.

M., Î95S. стр. 131.

366. Заявление Правительства СССР Правительству Польши**

23 сентября 193S г.

Правительство СССР получило сообщения нз различных источников, что войска Польского Правительства сосредоточиваются на гранние Польши н Чехословакии, готовясь перейти означенную границу и силою занять часть территории Чехословацкой республики. Несмотря на широкое распространение и тревожный характер этих сообщений, Польское Правительство до сих пор нх не опровергло. Правительство СССР ожидает, что такое опровержение последует немедленно. Тем не менее на случай, если бы такое опровержение не последовало и если бы в подтверждение этих сообщений войска Польши действительно перешли границу Чехословацкой республики и заняли ее территорию, Правительство СССР считает своевременным и необходимым предупредить Правительство Польской республики, что на основании ст. 2 пакта о ненападении, заключенного между СССР и Польшей 25 июля 1932 г.*. Правительство СССР ввиду совершенного Польшей акта агрессии против Чехословакии вынуждено было бы без предупреждения денонсировать означенный договор.

Яечдг. ''.о газ, illseetiii?.»

Лг 225 (*692>. Z-6 сентября 1938 г.

367. Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Временным Поверенным в Делах Польши в СССР Янковским

23 сентября 193s г.

Поверенный в делах Польши Янковский, вызванный мной около 4 часов утра 23-го, явился ко мне с крайне встревоженным видом. Когда я прочел Янковскому по заготовленному тексту наше заявление***, он несколько минут хранил молчание. Затем он нерешительно попросил меня показать ему подлинный

* См. т. XV, док. Ns 300.

** Передано заместителем наркома иностранных дел СССР В. П. Потемкиным временному поверенному в делах Польши в СССР Янковскому 23 сентября 1938 т.; см. док. X? 367. *SB См. док. Лз 366.


Текст ст. U советско-польского договора О ненападении *, на которую ссылается наше заявление. Прочитав текст упомянутой статьи, Янковскии опять замолчал. Затем он стал уверять меня, что нет никакого скопления польских войск на гранние Польши с Чехословакией; там только принимаются некоторые меры «полицейской охраны» ввиду довольно значительного количества беженцев — поляков, венгров и даже немцев, будто бы переходящих в Польшу из Чехословакии.

В заключение, приняв торжественно-печальный тон, Янковский заявил мне, что ие замедлит довести до сведения своего правительства переданное ему заявление правительства СССР.

В. Потемкин

Печат. по арх. Опубл. в со. «Документы и материалы f-o истории советско-польских сгнснагьий» t г, V/.

Л1. Ш5. стр. 363—364,

368. Речь Председателя советской делегации M. M. Литвинова иа заседании 6-й политической комиссии Лиги наций

23 сентября 1938 г.

Я имею очень мало прибавить к тому, что я сказал на пленуме о политическом и практическом значении ограничения действия ст. 16**. Сделанные здесь декларации вызывают у меня лишь следующие замечания.

В одной из этих деклараций говорится, что «текст, структура и юридический эффект Устава должны оставаться без изменении».

До сих пор считалось, что в случае агрессин санкции, предусмотренные в ст. 16, за исключением военных, обязательны для всех членов Лиги. Если бы было иначе, т. е. если бы общей обязательности ие было и каждому члену предоставлялось бы право произвольно определять размеры своего участия в санкциях, то беспредметными были бы известное движение за изменение данного положения и сделанные здесь декларации. Подтверждая, что юридическое значение Устава остается неизменным, авторы декларации, очевидно, хотят заявить, что онн впредь оставляют за собой право в известных случаях нарушать юридические обязательства, вытекающие для них из Устава. Мы, конечно, не можем препятствовать представителям государств — членов Лиги делать здесь любые заявления об их политике, об их отношении к своим обязательствам и воспроизведению этих заявлений в протоколах Лиги наций, но такие односторонние заявления лишены всякого юридического значения н упираются скорее в область международной морали, верности принятым на себя обязательствам. Я полагаю, что предварительное оповеще-

* См. т. XV, док. ль зоо. ** См. док. J* 357.


ние о возможности несоблюдения обязательств ни в коей мере не смягчает политического и морального значения такого несоблюдения обязательств.

Я считаю своим долгом лишь обратить внимание на те выводы, которые напрашиваются из подобных заявлений:

1. Нарушение международных обязательств, считавшееся до сих пор привилегией агрессивных стран, исповедующих лишь веру в право силы, издевающихся над всеми принятыми международными принципами права и морали и одалживающих эти принципы, когда они даже носят ненавистный им штамп демократических, лишь в тех случаях, когда это им выгодно, отныне присваивается и другими государствами, продолжающими провозглашать свою верность идеалам Лиги наций. Это положение получило на днях блестящее подтверждение со стороны этих государств и вне Лиги наций. Таким образом, принцип святости н нерушимости международных обязательств должен как будто отойти в область прошлого.

2. Поскольку некоторые государства оставляют за собой право самим определять свое отношение к санкциям, открывается широкое поле для всякого рода сделок и торга между агрессором н членом Лиги н сами санкции могут стать предметом такой сделки и торга.

3. Некоторые малые страны и раньше испытывали некоторый страх перед гневом международных хищников, к которым должны были применяться санкции. Эти страны имели хотя некоторое прикрытие в обязательности для ни s санкций, которое позволяло им ссылаться на необходимость выполнения ими своего долга перед Лигой. Этого прикрытия они теперь лишаются, ибо участвовать в санкциях они могут лишь в силу добровольного решения, вследствие чего они могут подвергаться еще большему давлению и терроризированию со стороны агрессоров.

4. Ст. 16 перестает быть фактором, удерживающим агрессора или заставляющим его колебаться. Получая возможность сговориться с одним из членов Лиги, запугать других и таким образом влиять на определение ими своего отношения к санкциям, он может заранее предотвратить какое-либо применение к нему санкций.

5. Провозглашение принципа, что каждый член Лиги может дать произвольное толкование ст. 16. противоречащее ее смыслу н признаваемому формальному ее значению, открывает возможность таким же образом обращаться и с другими статьями Устава Лиги. Спрашивается, какая же польза тогда от предлагаемого укрепления этих статей? Спрашивается, какая польза от постановления, что ст. 11 требует единогласия, если любой член Лиги может по-своему толковать эту статью?

Я предлагаю на ваше усмотрение эти выводы, дабы каждый из вас отдавал себе отчет в смысле и значении дискуссии, которая здесь происходит.


В связи с первым из перечисленных мною вызодов я позволю себе сделать маленькое отступление. После заявления, сделанного мной в Ассамблее об отношении Советского правительства к чехословацкой проблеме, мне приходилось слышать замечания, что, поскольку Советское правительство ставит условием своей помощи Чехословакии такую же помощь со стороны Франции, оно как будто также нарушает советско-чехословацкий пакт о взаимной помощи. Люди, которые делают такие замечания, очевидно, не знают или делают вид, что не знают, что советско-французский и советско-чехословацкий пакты о взаимной помощи явились результатом акции в пользу создания регионального пакта о взаимной помощи с участием Германии и Польши, основанного на коллективной помощи. Вследствие отказа этих двух стран Франция и Чехословакия предпочли вместо одного советско-франко-чехословацкого пакта заключить два двусторонних пакта. Как раз чехословацкое правительство при этом настаивало на том, чтобы советско-чехословацкая взаимная помощь была обусловлена помощью Франции, что нашло себе выражение в соответственном договоре. Таким образом Советское правительство свободно от всяких обязательств перед Чехословакией в случае безучастного отношения Франции к нападению на нее. В этом смысле Советское правительство может прийти на помощь Чехословакии лишь в порядке добровольного решения либо в силу постановления Лиги наций, но никто не вправе этой помоши требовать по праву; и действительно, чехословацкое правительство не ставило вопроса о нашей помощи независимо от французской и не только по формальным, но и по практическим соображениям. Уже после принятия им германо-англо-французского ультиматума * оно запросило Советское правительство, какова будет позиция последнего, иначе говоря, будет ли оно еще считать себя связанным чехословаико-советскнм пактом в случае предъявления Германией новых требований и неудачи аигло-германских переговоров и решения Чехословакии защищать свои границы с оружием в руках**. Этот вторичный запрос вполне понятен, ибо после принятия Чехословакией ультиматума, включающего эвентуально денонсирование советско-чехословацкого пакта, Советское правительство, несомненно, имело моральное право также немедленно отказаться от этого пакта. Тем не менее Советское правительство, не ищущее предлогов, чтобы уклониться от выполнения своих обязательств, ответило Праге***, что в случае помощи Франции в указанных чехословацким правительством условиях вступит в силу советско-чехословацкий пакт. Я позволил себе это отступление по тем соображениям, что выступать

* См. док. №361.

** См. док. X» 354. «8* См. док. X«356.


здесь, как я это делаю, может лишь представитель правительства, имеющего чистую совесть и чистые руки в области выполнения международных обязательств. Я должен прежде всего отвести от Советского правительства всякие несправедливые, основанные на незнании или злостные упреки, а потом уже заявить, что советская делегация не сможет принять доклад комиссии, предлагающий пленуму «принять к сведению ситуацию, созданную сделанными здесь односторонними декларациями», и в данном случае, я уверен, советская делегация действует в интересах Лиги и в интересах всех народов, в интересах мира.

Печат, по газ. *• Известии»

M 224 (6€91), 24 сентября 1938 е.

369. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в НКИД СССР, из Женевы

Вне очеоед:; 23 сентября 1938 г.

Хотя Гитлер так заангажировался, что ему трудно отступить, я все же думаю, что он отступил бы, если бы заранее был уверен в возможностн совместного советско-франко-английского выступления против него. Теперь никакие декларации, даже совместные, или совещания не произведут на него впечатления. Нужны более убедительные доказательства. Считая, что европейская война, в которую мы будем вовлечены, не в наших интересах и что необходимо все сделать для ее предотвращения, я ставлю вопрос, не следует ли нам объявпть хотя бы частичную мобилизацию и в прессе провести такую кампанию, что заставило бы Гитлера и Бека поверить в возможность большой войны с нашим участием. Де ла Варр говорил мне, что настроение в Париже крепнет. Возможно, что и Франция согласилась бы теперь одновременно с нами объявить частичную мобилизацию. Необходимо действовать быстро.

Литвинов

Печат. по арх.

370. Телеграмма Народного Комиссара Иностранных Дел СССР

в НКИД СССР, из Женевы

Вне очереди 23 сентября 193% г.

Немедленно вручить и послать в Кремль.

По поручению своего правительства английские делегаты — хранитель "печати лорд де ла Варр и товарищ министра иностранных дел Батдер — только что имели со мной в присутствии Майского беседу на следующую тему.

Переговоры Чемберлена с Гитлером превратились в переписку, что принимает такой оборот, что можно ожидать срыва пе-


реговоров, вследствие чего Англия и Франция могут быть поставлены перед необходимостью принять солидные меры. Английское правительство хотело бы знать нашу позицию. Я ответил, что наша позиция изложена в заявлении, сделанном мною в Женеве 21-го и сегодня*, когда огласил официальные ответы, данные нами на соответственные запросы французского и чешского правительств. Я в свою очередь просил сообщить мне подробности чемберленовских переговоров, но мои собеседники отвечали, что им ничего пока неизвестно- Я им указал, что до сих пор, несмотря на то что на карту поставлена судьба Европы, а может быть, н больше, нас игнорировали, а теперь хотят от нас получить ответ, не давая нам никакой информации. Мы также хотели бы знать, что Англия и Франция намерены делать. Я напомнил о нашем предложении касательно конференции великих держав**. На вопрос де ла Варра о месте конференции я сказал, что это нам безразлично —пусть будет в Лондоне или Париже, но не в Женеве, ибо разговоры здесь будут рассматриваться как обычный лигоиащюнный обмен мнениями и никакого впечатления на Германию не произведут. Независимо от конференции в другом месте должен быть поставлен вопрос н в Лиге наций, Де ла Варр спрашивал, при каких условиях двинем мы свои войска, будем ли мы ожидать предварительного движения со стороны Франции и решения Лиги, на что потребуется значительное время, причем Гнтлер ждать не будет. Я ответил, что войска отнюдь не двигаются и не мобилизуются быстрее, чем можно принять решение в Женеве, но что мы, во всяком случае, раньше Франции выступать не будем, в особенности после того, что произошло за последние дни. Де ла Варр дальше допытывался, есть ли у нас войска наготове, представляются ли удобными железнодорожные пути через Румынию, имеются ли у нас уже аэропланы в Чехословакии, призваны ли запасные. На это я ответил, что этн вопросы относятся к компетенции военного ведомства и я ничего сказать ие могу, тем более что я уехал из Москвы больше двух недель тому назад.

До этой беседы Батлер рассказывал, что по частным сведениям ему известно, будто Гитлер потребовал от Чемберлена передачи ему контроля над внешней политикой и промышленностью Чехословакии. Для вашего сведения сообщаю, что де ла Варр относится к тон группе молодых членов кабинета, которые до сих пор возражали против политики Чемберлена. Он вчера еще подтверждал несогласие в кабинете и подтвердил то, что говорил мне вчера член английского парламента '50, что оппозиция в кабинете возлагала некоторые надежды на Даладье и Бонне, ио последние, в особенности Бонне, заняли в Лондоне более капитулянтскую позицию, чем Чемберлен. Он просил нас

* См. соответственно док..\е 357 и 368. ** См. док. № 324, 357.


воздействовать на Чехию и Францию, чтобы они заняли более непримиримую позицию.

Ввиду возможности дальнейшего развития событий и приглашения меня на совещание в Париж или в Лондон прошу указаний.

Литвинов

Пвчат. no at>x.

371. Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Послом Франции в СССР Кулондром

23 сентября 193S г.

Я пригласил Кулондра, чтобы сообщить ему о заявлении, сделанном нами вчера польскому правительству*. Кулондр осведомился, что по существу означает наша акция. Я объяснил, что она является пока лишь предупреждением. Что касается эвентуального денонсирования пакта 23 декабря 1932 г.**, то оно освободило бы нас от известных обязательств перед Польшей и вернуло бы нам в отношении ее свободу действии.

Кулондр заявил, что придает нашей акции крупнейшее международное значение. Положительный ее эффект должен коснуться не только Чехословакии, но н Франции.

В дальнейшей беседе Кулондр сказал мне, что глубоко удручен позицией, занятой правительствами Франции и Англии в чехословацком вопросе. Тем не менее он ие теряет надежды на пересмотр этой позиции. На это кроме давления обществениого мнения может толкнуть Францию и Англию сам Гитлер, который, по-видимому, намерен отвергнуть англо-французские предложения*** и предъявить Чехословакии новые требования. Кулондр хочет надеяться, что Франция и Англия не пойдут дальше по пути уступок Гитлеру. Во всяком случае, он считает, что пакты Франции и Советского Союза с Чехословакией сохраняют еще свою полную силу. Не может Франция и отказаться от обязательств помощи Чехословакии. Если Гитлер перейдет за поставленный ему предел, Франция должна будет выступить на защиту Чехословакии. Кулондр думает, что необходимо рассеять атмосферу обоюдного недоверия, возникшую в последнее время между СССР и Францией. Он просит в случае, если наметится ожидаемый им поворот в позиции Франции в отношении Гитлера и Чехословакии, дать ему возможность со всей откровенностью и ясностью поставить перед нами те вопросы, обсуждение которых должно привести СССР и Францию к теснейшему сотрудничеству.

* См, док. К° 366. ** Дата обмена ратификационными грамотами советско-польского договора о ненападении, подписанного 25 июля 1932 г,; см. т. XV, док. Лэ 300. *** См. сб. «Новые документы из история Мюнхена», М., 1953. стр. 94—97,


В любопытной декларации Кулоидра я усматриваю ие столько протест против изменнической политики французского правительства, сколько опасения этого представителя буржуазной Франции, как бы такая политика не привела ее к потере такого союзника, каким мог бы быть для нее СССР.

В, Потемкин

Печат. по арх.

372. Запись беседы Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР с Временным Поверенным в Делах Польши в СССР Янковским

23 сентября 1938 г.

Польский поверенный в делах, просивший у меня приема сегодня на 7 часов, явился ко мне с нижеследующим сообщением от своего правительства:

«1. Меры, принимаемые в связи с обороной польского государства, зависят исключительно от правительства Польской республики, которое ни перед кем ие обязано давать объяснения.

2. Правительство Польской республики точио зиает тексты договоров, которые оно заключило».

Отает правительства Польши был составлен на польском языке и вручен мне за подписью поверенного в делах. Точный русский перевод этого текста согласован мною с Янковским. После письменного сообщения поверенный в делах сделал мне следующее устное заявление: «Польское правительство удивлено сегодняшним * демаршем правительства СССР, ибо на польско-советской границе никакие меры польским правительством ие принимаются».

На это я ответил, что демарш Советского правительства был вызван меооприятиями, проводимыми иа польско-чехословацкой границе. Если бы такие же мероприятия проводились польским правительством на границе Польши и СССР, вероятным последствием нх были бы не дипломатические демарши, а соответствующие контрмероприятия со стороны правительства СССР.

Ответ мой Янковским был записан.

В. Потемкин

Печет, по арх. Опубл. в сб. «Документы и материалы по истории советско-псльских отношений', т. VI, AI., I969, стр. 364.

* В документе — вчерашня?,г, см. док..\9 366, 367.


373. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР*

Немедленно 23 сентября 1938 г.

Передаю сегодняшнюю беседу с Блюмом: сильное влияние на Даладье и на занятую им позицию в Лондоне оказало давление со стороны Кайо** и Фландена. Они протестовали против мобилизации, угрожали отказом в кредитах и интерпретировали обязательство по франко-чехословацкому пакту в духе статьи Бар-телеми i51.

Гамелен возмущен приписываемыми ему заявлениями, что французская армия не подготовлена. Он, наоборот, все время говорил Даладье, что, несмотря иа превосходство германской авиации, он уверен в победном исходе войны. Он, в частности, очень низко расценивает германскую «линию Мажиио». Его неудовольствие лондонским решением*** разделяется и большинством видных военных.

Блюм подтверждает, что Бенеш действительно как-то высказался, что, поставленный перед выбором между плебисцитом и территориальной уступкой, он предпочел бы последнее, ио точно оговорил, что речь может идти лишь о части Судетской области, находящейся за линией укреплений. Нужно при этом еще иметь в виду, что Гитлер свое требование плебисцита обусловил предварительным вводом германских войск. Лейборист Дальтон рассказал Блюму, что Галифакс не скрывает своего «недоумения» позицией, занятой в Лондоне французами. Ванситтарт прямо жаловался, что французы своим поведением обезоружили английских друзей Франции и сторонников решительных действий. По словам того же Дальтона, Чемберлен перед своим отъездом в Бад-Годесберг принял Эттли и на вопрос последнего, о чем он намерен разговаривать с Гитлером, ответил, что сам он хотел бы ограничиться лишь судетской проблемой. На последовавший затем вопрос, какую позицию ои займет к польско-венгерским домогательствам ****, Чемберлен сказал, что этот вопрос «еще не изучил». Сам Дальтон уверен, что английская общественность не потерпит дальнейших уступок. На парижском совещании социалистов с лейбористами 152 решено согласованно в этом духе нажимать на правительства. Посетившей его левой делегации Даладье дал вчера заверение, что больше «не уступит ни пяди», что лондонское решение — это «предел уступок». Он умолял эту делегацию ие настаивать сейчас на созыве парламента. Радикалы с ним в этом вопросе солидаризировались. Блюм намерен по-

* Копия телеграммы направлена варкому иностранных дел СССР в Женеву.

** Председатель финансовой комиссия сената Франции. *** См. сб. «Новые документы из история.Мюнхена». М., 1958, стр. 94—97. *,8в См. док. №363.


вести атаку в печати против Польши, в частности он поставит вопрос о несовместимости франко-польского пакта с позицией Польши. Ои мне говорил это еще до того, как я получил московскую телеграмму с нашим заявлением Польше *.

Суриц

Лечат, по арх.

374. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР**

Немедленно 24 сентября 1938 г.

Масарик был сегодня у Галифакса, который ему передал копию врученного Гитлером Чемберлену «меморандума» ***, который фактически является вторым ультиматумом. Оказывается, что «меморандум» был отправлен из [Бад-] Годесберга в Прагу самолетом, ио самолет где-то сел, поэтому он следует на машине, но в Прагу вечером еще не был доставлен. Требования этого «меморандума» сводятся к следующему (опускаю риторику):

1. К 1 октября должны быть эвакуированы все войска, полиция, пограничная охрана и таможенные чиновники из всех районов, нанесенных на приложенной к «меморандуму» карте красной краской (по заявлению Масарика, вся территория, предусмотренная в англо-фраицузском плане).

2. Во всех других районах, отмеченных на карте зеленой краской (т. е. всюду, где имеется судетское меньшинство), должен быть организован плебисцит.

3. Эвакуированная территория должна быть передана в ее настоящем состоянии (в приложении указано, что территория должна быть сдана без уничтожения или порчи всех военных, хозяйственных и транспортных сооружений, включая надземное хозяйство, воздушный транспорт и все радиостанции. Все хозяйственные и транспортные материалы, в особениостн подвижной состав железных дорог, газовые заводы, силовые станции и т. п., должны быть переданы в исправном виде. Продукты, товары со всем сырьем и т. п. не должны быть вывезены). Германское правительство согласно на прикомандирование к главной квартире немецких войск представителей (по одному) чехословацкого правительства и чехословацкой армии для урегулирования деталей эвакуации.

4. Чехословацкое правительство должно немедленно освободить из армии и полиции (в какой бы части Чехословакии они ни служили) всех немцев и разрешить им выезд домой.

* См. док. Х° 366. ** Копия телеграммы направлена наркому иностранных дел СССР в Женеву.

*** См. газ. «Известия», 27 сентября 1938 г.


5. Чехословацкое правительство должно освободить всех по-литарестованных немецкой национальности.

6. Германское правительство «соглашается разрешить плебисцит в районах, которые будут более точно определены, не позднее 25 ноября» (речь, очевидно, идет о районах, указанных в п. 2). Изменение новых границ, вытекающих из плебисцита, будет урегулировано германо-чешской или интернациональной комиссией. Плебисцит будет проведен под контролем интернациональной комиссии. Все лица, жившие в районах плебисцита до 28 октября 1918 г. илн родившиеся там до этой даты, имеют право голосовать. Простое большинство всех имеющих право голосовать мужчин и женщин определит желание населения принадлежать к Чехословакии или к Германии, Во время плебисцита обе стороны выводят свои войска из районов, которые будут установлены более точно. Дата и длительность плебисцита будет установлена германским правительством и чехословацким правительством.

7. Германское правительство предлагает выделить авторитетную германо-чешскую комиссию для урегулирования дальнейших деталей *,

Передавая Масарику «меморандум», Галифакс заявил, что нн Чемберлен, нн он как министр иностранных дел ие дают им советов принять или отклонить предложения Гитлера, но, говоря как человек человеку, он советует подумать раньше, чем отклонить. При этом Галифакс сказал, что Чемберлен «твердо убежден, что Гитлер хочет только Судеты и после этого не будет предъявлять никаких требований». На вопрос Масарика: «Неужели Вы верите в это?» — Галифакс подчеркнуто Ответил: «Я сказал, что премьер убежден». Масарик спросил Галифакса, какова же роль вашего премьера в отношении этого «меморандума», на что Галифакс ответил: «Только почтальона», «Должен ли я это понимать в том смысле, что британский премьер-министр сделался посыльным для убнйцы и разбойника Гитлера?» — спросил Масарик. Смутившись, Галифакс пробормотал: «Если угодно, да». На этом разговор закончился,

Масарик мне сообщил, что вчера Ванситтарт ему сказал, что, поскольку шли переговоры, английское правительство было против мобилизации чехословацкой армии, но сейчас оно не возражает, и от себя (частным образом) добавил: «Сделайте это скорее и как можно лучше».

Каган

8 См. также газ. «Известия», 27 сентября 1938 г.


375. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР*

Немедленно 24 сентября 1933 г.

По собственной инициативе Мандель мне сегодня рассказал, что Даладье и ему вчера говорил, что ультиматум ** был подсказан Бенешем и что все это проделано ради спасения Бенеша. На это Мандель возразил, что, по его мнению, Бенеш не имел права ради спасения Бенеша (Даладье говорил, что разглашение грозит убийством Бенеша) покрывать себя позором. Мандель подтвердил, что он вместе с Рейно вчера подал в отставку, но согласился, чтобы отставка была несколько позднее оглашена. Мандель не исключает возможности, что в Бад-Годесберге обсуждаются вопросы и более общего порядка, в частности о воздушном пакте, плане Ваи-Зееланда *** и т. д. Всю вину за капитуляцию Мандель возлагает на французов («англичане менее виноваты»), и особенно на Бонне. Последний намеренно искажал позицию СССР, и в частности скрыл предложение созвать совещание генеральных штабов****. Даладье слаб и нерешителен. Полностью с Бонне солидаризируются Шотаи и Маршандо *****.

Я повидал также Эррио. Он считает, что лондонское решение не допускает дальнейших территориальных уступок ни полякам, ни венграм. В Лондоне чехам далн торжественное заверение, что, кроме Судетской области, вся остальная часть Чехословакии остается неприкосновенной и под гарантией (предусматривается якобы и гарантия СССР). В этом духе Эррио сегодня говорил с Дельбосом, и тот с ним согласился. Эррио считает, далее, что французское правительство должно положить конец игре с Польшей и приложить все усилия, чтобы добиться установления тесного контакта между Англией и СССР, В этом направлении он сейчас повел большую работу. Он имел уже ряд свиданий с видными англичанами (консерваторами) и привел им доводы, отчасти почерпнутые из беседы с Литвиновым ******, У него сложилось впечатление, что эти доводы воздействовали. Не исключено, что он в ближайшие дни поедет в Лондон, чтобы иа эту тему лично переговорить с Чемберлеиом. В таком сотрудничестве он видит единственное спасение от Гитлера. Эррио заметно воздерживался от критики кабинета, преимущественно говорил о трудностях и решающую роль в капитуляции отводил по-

* Копая телеграммы направлена наркому иностранных дел СССР в Женеву.

** См. док. Хэ 374. 402. *** <~м' сб- 'Documents on International Affairs. 1938», vol. I. London, 1942, pp. 478—503. а также газ. «Известия» 8, 13, 29 января 1938 г. *П** См. док. № 324. 356. 357. л„** Министр финансов Франции, ****** См. док. № 348.


зицни Лондона, в частности выводам, к которым пришел Ренси-мен. Как Мандель, так и Эррио очень одобрили речь Литвинова и наше заявление полякам *.

Суриц

Печат. по срх.

376. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

24 сентября 1938 г.

Последние два дня здесь наблюдается резкое нарастание неудовольствия против капитулянтской политики правительства. В значительной мере этому содействует, конечно, и наглость Гитлера, пробудившая остатки национальной гордости, В политических кругах идут оживленные поиски виновников «Седана», и почти все сходятся на имени Бонне, которому приписывают ряд граничащих с изменой поступков. Группа Л\анделя — Рейно собрала против него целое досье; устанавливается, что Бонне инспирировал все пораженческие статьи, в том числе и знаменитую статью «Тайме», что он содействовал распространению в Англии ложных сведений о неподготовленности французской армии, неверно излагал беседы с иностранными послами, намеренно искажал позицию третьих стран, в особенности СССР, комплоти-ровал с германофилами н фашистами типа Бринона, Фландена.

В кулуарах палаты Кернллис ** повел дикую атаку против Бонне и против политики капитуляции. На членов парламента очень сильно действует один из приводимых аргументов, что компартия является сейчас в глазах населения наиболее последовательной патриотической партией и завоевывает массы. И действительно, авторитет компартии необычайно возрос. Ряд подписчиков на «Эвр» прислали, например, письма, что они отныне решили подписаться на «Юманите». В том же направлении действует и наша твердая политика. Наша нота полякам, выступление Литвинова *** неимоверно усилили наш престиж.

Суриц

Печат. по арх.

377. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Китае И. Т. Лугаица-Орельского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

24 сентября 1938 г.

22 сентября имел беседу с Чаи Кай-ши, в которой последний снова поставил вопрос о том, что в связи с европейской ситуа-

* См. соответственно док. № 357 и 367. ** Французский буржуазный журналист, депутат парламента. *** См, соответственно док. № 366 и 357,


цией и ясным отношением к ней Японии «не считает ли Советское правительство своевременным приступить к переговорам по разработке плана совместных действий против Японии», Я ответил, что последние наши переговоры * достаточно ясно выявили позицию СССР и положение Китая н что в данный момент кет пока что необходимости возвращаться к ним, так как нет новых моментов, требующих обсуждения, Прн этом я спросил Чан Кай-ши, есть ли у него какие-либо новые конкретные моменты, которые он хотел бы поставить на обсуждение. Чан Кай-ши ответил, что он «просил бы полпреда сначала поставить этот вопрос (о начале переговоров) перед Советским правительством в общей форме и Советскому Союзу самому выдвинуть вопросы для обсуждения», Я обещал передать просьбу Чан Кай-шн. Далее Чан Кай-шн интересовался позицией Советского Союза в чешском вопросе, в частности будет ли Советский Союз выполнять свои обязательства по пакту, Я ответил, что Советский Союз всегда готов и выполняет взятые на себя обязательства, что будет иметь место и в чешском вопросе, если это потребуется, Прн обсуждении вопроса о постановлении Лиги наций о применении ст. 17** Чан Кай-ши заявил, что Япония уже готовит отказ подчиниться этим решениям, и спросил, каково мое мнение, будет ли применена ст. 16 о санкциях. Я ответил, что это будет зависеть от позиции в основном Англии и Франции, а также Америки, поэтому Китаю необходимо добиться во что бы то ни стало сдвига в сторону более активного участия Англии, Америки в решении дальневосточного вопроса. Чан Кай-ши иа это заявил, что как раз сегодняшнюю беседу он и намечал для обсуждения этого вопроса, поэтому он хотел бы узнать, нет ли у меня каких-либо предложений по этому вопросу. Я ответил, что мне неизвестно, какие меры принимало китайское правительство, но что, по моему мнению, возможно что-либо сделать, использовав экономическую заинтересованность Англии, Америки н Фраицнн в Китае. Чан Кай-ши ответил, что китайское правительство пробовало это средство, но, к сожалению, пока что положительных результатов не добилось, так как эти государства в данный момент не только не склонны расширять свои экономические отношения с Китаем, но даже готовы терпеть убытки; дело дошло до того, что такие государства, как Англия и Франция, подготавливают сейчас передачу своих концессий в Тяньцзине н Шанхае в руки Америки на случай европейской войны. В заключение Чаи Кай-ши сообщил, что он уезжает на фронт и после возвращения с фронта снова встретится со мной для продолжения беседы 153, Кроме того, в его отсутствие просил по этому вопросу переговорить с Чжан Чуном. В конце беседы был затронут вопрос о положении в Японии, при этом Чан Кай-ши отметил, что тяжелое финансовое положение Японии

* См. док. № 336. ** См. также газ. «Известия», 2 октября 1938 г.

34 Докум. вк. полнт., т. XXI 529


видно из того факта, что смета, которая должна быть принята в июле, до сих пор не утверждена и что, очевидно, между финансистами и военными идет столкновение.

Полпред

Печат. по арх.

378. Телеграмма Народного комиссариата обороны СССР военно-воздушному атташе СССР во Франции Н. Н. Василь-ченко

25 сентября 1933 г.

Вам надлежит, встретившись с Гамеленом лично, поблагодарить его за информацию о мероприятиях французского командования 154 н передать следующее:

«Наше командование приняло пока следующие предупредительные меры;

1. 30 стрелковых дивизий придвинуты в районы, прилегающие непосредственно к западной границе. То же самое сделано в отношении кавалерийских дивизий.

2. Части соответственно пополнены резервистами.

3. Что касается наших технических войск — авиации и танковых частей, то они у нас в полной готовности» *.

Результаты срочно сообщите**.

Печс?. по арх. Опу5л, в сб.

хНозые документы из истории Мюнхена». М,. 1958, стр. 139—140.

379. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в США К. А. Уманского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

26 сентября 1933 г.

На вопросы журналистов, послано ли обращение Рузвельта *** также в Москву, в госдепартаменте отвечали отрицательно, разъясняя не для печати, что помимо Германии и Чехословакии обращение адресовано тем двум западным державам, которые в процессе переговоров оказывали воздействие на обе стороны, и что позже решено было послать обращение также Польше и Венгрии ввиду возможности конфликта между ними и Чехословакией. Если американское посольство все же передало вам текст послания Рузвельта для сведения, сообщите нам об этом.

Как передают близкие к Рузвельту люди, он принял решение о послании после долгих колебаний и только после того, как по-

* Эта информация наркомата обороны СССР 28 сентября 1938 г. была повторена французскому военному атташе в СССР Паласу. ** См. aok.Ns 380.

*** См. «Foreign Relations of the United States, 1938», vol. 1. Washington, 1955, pp. 657—658, а также док. J\s 382 настоящего тома.


лучил 25-го ночью сведения, что Гитлер, чувствуя, что время работает против него, решил сделать свою речь 26-го сигналом к военному вторжению. Рузвельт якобы имел также сведения, что на вчерашнем свидании англо-французы заняли более твердую позицию и что его обращение укрепит противников капитуляции в Англии и Франции. Наконец, падение ценностей на нью-йоркской бирже начинает уже чувствоваться на всей экономической конъюнктуре, а в случае войны в Европе, на первых порах, падение стало бы еще более крутым. Колебания Рузвельта объясняются прежде всего неблестящей предвыборной обстановкой, в которой он опасается использования против него республиканцами и реакционными демократами усилившихся после предательства англо-французов изоляционистских настроений в стране, с обвинением его в вовлечении США в европейские дела. Отсюда такие архиосторожные формулировки послания, против которых могут возражать только самые крайние изоляционисты. Судя по первым откликам, так и произошло, и послание внесло раскол в лагере изоляционистов. Поддержка его половинчатой акции подавляющим большинством общественного мнения без различия партий устраивает Рузвельта внутриполитически и создает для него отправной пункт для возможных выступлений против агрессоров в будущем. Быстрый положительный ответ на его послание Бенеша, Чемберлена и Даладье при нападках националистической прессы, неупоминание послания в речи Гитлера и отсутствие официального ответа от него произвело здесь нужный Рузвельту эффект.

Имевшиеся недавно в отдельных газетах, в частности в скрнп-псговардозских, выпады против нас, о которых вы знаете из сообщений ТАСС, сейчас прекратились после соответствующего нажима на журналистов, но главным образом под впечатлением выступления Литвинова в политической комиссии и нашей ноты Польше *.

Последнюю получил от ТАСС 25 сентября, между тем она была уже целиком опубликована в американских газетах 23 сентября на основании телеграммы Гаваса нз Москвы.

Жаль, что мы не воспользовались предложением о радиотрансляции для США обзоров нашей печати (о чем телеграфировал 19 сентября) 1Ь3.

Поступил ряд аналогичных предложений от других компаний. Это эффективный и бесплатный способ информации для десятков миллионов американцев (которые слушали, например, организованную нами трансляцию речи Литвинова на Ассамблее), которым пользуются все страны, кроме нас.

Поверенный в Делах

Печаг. по арх.

* См. соэтаетственно док. № 357 н 366.


380. Телеграмма военно-воздушного атташе СССР во Франции

в Народный комиссариат обороны СССР

26 сентября 193S г.

26 сентября в II часов утра я посетил военное министерство Франции. Гамелен сегодня рано утром вылетел в Лондон.

Учитывая важность Вашего сообщения *, я немедленно передал его начальнику кабинета Гамелена геи. Жанелю н просил передать эти сведения в Лондон Гамелену.

Васильчвнко

Печат. no aux. Опубл. в сб.

*Нсеыг докцмечгы из истории Мюнхена».

M, 1558, Стр. 14!.

381. Телеграмма Полномочного Представителя СССР но Франции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР**

Немедленно 27 сентября 1938 г.

Повидал Бонне. Не скупясь на детали, он рассказывал о всех, и без того известных, фазах лондонских переговоров, но обошел молчанием главное содержание письма Чемберлена ***. Он знает якобы лишь, что «это письмо не содержит новых предложений». Не знает он ответа Гитлера, но Корбен ему лишь сообщил, что Гитлер при вручении ему письма проявил исключительное раздражение н неуступчивость. Бонне склонен думать, что ответ немногим отличается от речи ****.

Бонне далеко не отказался от намерения нащупать новый компромисс. Он мне рассказывал, что сегодня состоится новое совещание у Чемберлена, посвященное изучению гитлеровского ответа, и не исключает, что сегодня же поступит и новейшее английское «пожелание». Сам он (если судить по отдельным оброненным фразам) готов, по-видимому, отдать сейчас же немцам районы, нанесенные на карте красной краской.

Он рассказывал, что в Лондоне решено сделать совместное представление и Варшаве.

Из кругов близких к Манделю передают, что Бонне на сегодняшнем заседании совета министров вновь заговорил о том, что Франция не подготовлена, что ей придется принять на себя удар на трех фронтах н т. д.; это взорвало даже Даладье, а с Манделем дошли до открытой перебранки.

Суриц

Печат. no apt.

* См. док..Vs 378. *в Копия телеграммы направлена наркому иностранных дел СССР в Женеву.

*** См. газ. «Известия», 15 сентября 1938 г. ***•* См. док. № 345, а также газ. «Известия», 14, 15 сентября 1938 г.


382. Заявление Правительства СССР Правительству США

28 сентября 1938 г.

Правительство СССР неуклонно руководится в своей внешней политике стремлением к общему мнру. Отвергая применение силы для разрешения международных конфликтов, СССР поддержал в свое время инициативу Правительства Соединенных Штатон Америки, предложившего в пакте Келлога отказ от войны как орудия национальной политики. Более того, по предложению Правительства СССР в Москве 9 февраля 1929 г. был заключен договор СССР с рядом стран о досрочном введении в действие этого пакта *.

В настоящее время н Центральной Европе развертываются события, грозящие перерасти в новую мировую войну. В этот ответственный момент Правительство СССР не может не оценить выступления Президента Соединенных Штатов Америки с призывом к мирному разрешению возникшего конфликта. Правительство СССР сочувственно принимает обращенное к нему предложение Правительства США — оказать содействие предупреждению войны и мирному разрешению нынешнего между* народного кризиса.

Констатируя наличие препятствий для англо-французского посредничества между Чехословацкой республикой и Германией, несмотря на проявленную Чехословакией готовность принести в жертву свои жизненные интересы но нмя общего мира, Правительство СССР наиболее эффективное средство для предупреждения дальнейшей агрессии и для предотвращения новой мировой войны видит в немедленном созыве международной конференции. Еще в марте месяце с. г., после насильственного захвата Австрии, создавшего угрозу для мира в Европе, Правительство СССР предложило в предупреждение дальнейших и опаснейших международных осложнений безотлагательный созыв такой конференции**, которая могла бы изыскать практические меры для противодействия агрессии и спасения мира коллективными усилиями. Верное своему стремлению к миру, Правительство СССР готоно и в настоящий момент поддержать выдвигаемое Правительством США предложение о созыве международной конференции и принять в последней активное участие.

Печат. по арх. Опубл.

в газ. «Известия»

» 228 (6S9S), 29 сентября 1538 г.

Это заявление, сделанное заместителем народного комиссара иностранных дел СССР В. П. Потемкиным временному поверенному в делах США в СССР Керку, явилось ответом на след\гюшее обращение правительства США к пра- внтельству С ССР, переданное Керком Потем^ну 28 сентября 1938 г.:

* См. т. XII, док. № 37, 38. ** См. док. № 82.


«По мнению Правительства Соединенных Штатов, положение в Европе является ныне столь критическим и последствия воины были бы столь гибельны, что нельзя пренебречь никаким демаршем, могущим содействовать сохранению мира. Президент Соединенных Штатов уже обратился в срочном порядке с пркзызом к рейхсканцлеру Германии, президенту Чехословацкой республики и премьер-министрам Великобритании и Франции*, подчеркивая зсю важность тога, чтобы начатые переговоры продолжались я чтобы найдено было справедливое разрешение возникшего спора мирными средствами.

Правительство Соединенных Штатов полагает, что, если бы Глава СССР или Советского Правительства счел необходимым немедленно обратиться с подобным же призывом к Германии и Чехословакии от собственного липа. обращая их внимание на чрезвычайную важность отказа от применения сялы при урегулировании возникшего между ними конфликта, собирательный эффект такого выражения общего мнения, даже в последнюю мянуту. мог бы повлиять на дальнейшее развитие событий и содействовать сохранению мира в Европе.

Высказывая вышеизложенную мысль. Правительство Соединенных Штатов отнюдь не формулирует тем самым своего мнения по существу возникшего спора».

383, Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР в Полномочное Представительство СССР в Монгольской Народной Республике

28 сентября I93S г,

25 сентября состоялось решение ЭКОСО о постройке в 1939 г. железной дороги от Наушки до Сухэ-Батора с прямым выходом на автогужевой тракт. Необходимо: 1) получить предварительное согласие правительства МНР на постройку той части дороги, которая проходит по территории МНР; 2) получить согласие на пропуск изыскательской партии, производство ею изысканий на территории МНР и пропуск через границу потребных ей механизмов и материалов; 3) в случае надобности оказать содействие в использовании местных стройматериалов, гужа и временных помещений; 4) условия расчета за строительство, условия эксплуатации по окончании строительства в другие вопросы будут сообщены дополнительно по окончании изысканий, проектов и смет,

Телеграфьте ответ !56.

Потемкин

Печат. по арх.

384. Телеграмма Полномочного Представителя СССР во Франции в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Вне очереди 28 сентября 1938 t.

Бонне только что «офипнально» сообщил, что Даладье принял приглашение в Мюнхен, куда завтра выезжает. Просит от имени Даладье заверить вас, что франпузское правительство «само было застигнуто врасплох» и что инициатива исходила от

* См. док. Ni 379.


англичан. Такова официальная версия. По имеющимся же у меня сведениям, все это еще до рузвельтовского обращения* придумано и инспирировано Бонне совместно с Фиппсом.

Осускнй мне только что подтвердил, что вчера в виде «сюг-жестьона» поступило от англичан предложение предоставить немцам в ближайший срок «символически» занять («небольшими силами и лишь в некоторых пунктах») районы, уступаемые им по лондонскому плану**.

Суриц

Печат. по арх.

385. Телеграмма Полномочного Представителя СССР в Великобритании в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР***

Вп-é очереди 28 сентября 193S г.

1. Сегодня Масарик отправил Чемберлену и Галифаксу письмо, в котором указывает, что предстоящая 29 сентября в Мюнхене встреча «четырех» (Гитлер, Муссолини, Чемберлен, Даладье) является, по существу, интернациональной конференцией для решения чехословацкого вопроса и поэтому Чехословакия требует присутствия также и своего представителя на этой конференции. Масарик мотивирует свое требование тем, что сами англичане на днях запрашивали Чехословакию, готова ли она участвовать в интернациональной конференции по данному вопросу, на что Чехословакия ответила положительно,

2. В воздухе чувствуется, что Чемберлен готовится к новой капитуляции по чехословацкому вопросу на мюнхенском совещании.

Майский

Печат. по арх.

386. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в США К- А. Уманского в Народный Комиссариат Иностранных Дел СССР

Немедленно 28 сентября 1938 г.

Созыв конференции четырех по всем признакам был сюрпризом для Рузвельта, которого ни одни из участников, не исключая и англичан, по этому вопросу не консультировал. Через три часа после получения здесь сообщения о созыве мюнхенской конференции Эрли, секретарь Рузвельта, по поручению Рузвель-

* См. док. № 379. ** См. сб. «Новые документы аз истории.Мюнхена». М.г 1958, стр, 94—97. *** Копия телеграммы направлена наркому иностранных дел СССР в Женеву.


та, заявил прессе, дав ей право сослаться на него, что, упоминая во втором послании* Гитлеру о конференции «наиболее непосредственно затронутых» стран, Рузвельт имел в виду Чехословакию, Германию, Польшу, Венгрию, Англию, Францию, СССР и Италию. Несмотря на это, англофильская клнка в государственном департаменте и английские пропагандисты в Вашингтоне пустили в ход свое влияние, чтобы изобразить Мюнхен как достижение и результат акции Рузвельта и прикрыть его авторитетом перед американской общественностью продажу Чехословакии. В этом же направлении действует крупная печать, отражающая настроение биржи, сразу пошедшей на повышение после созыва [конференции] в Мюнхене. Передают, что Рузвельт был раздражен заявлением германского посла Дик-гофа прессе о том, что мюнхенская конференция является мирным достижением Рузвельта. Сомнительно, чтобы Рузвельт устоял против этого хора лести, исходящей даже от его внутриполитических врагов, и чтобы он стал сильнее отмежевываться от комбинации «четырех» или настаивать на более широком составе какой-либо будущей конференции, на участии в которой американского правительства, по крайней мере до ноябрьских выборов, все равно сам не согласится. По-видимому, Рузвельт считает свою акцию пока законченной а оставляет судьбу идеи конференции на усмотрение европейских стран. Мне передают, на основании информации, якобы исходящей от одного из заместителей Хэл л а, будто в ноте, переданной сегодня японцам **, имеется фраза о том, что европейская война имела бы неизбежные последствия и для отдаленных стран, что поэтому президент рассчитывает на участие японского правительства в воздействии на спорящие стороны и что якобы это мыслилось Рузвельтом как скрытая угроза по адресу Японии. У меня, однако, пока еще уверенность в том, что японцам не была послана нота, идентичная подученной нами. По проверке сообщу ***.

Поверенный в Делах

Печат. по арх.

387. Телеграмма Временного Поверенного в Делах СССР в США К. А. Уманского в Народный Комиссариат Иностранных

Дел СССР

28 сентября 1938 г.

Чехословацкий посланник Урбан, вернувшийся вчера из Праги, передал мне содержание своего разговора 27 сентября

* См. «Foreign Relations of the United States. 1938», vol. I. Washington, 1955, pp. 684—685, а также газ. «Известия», 29 сентября 1938 г.

** См сб. «Documents on American Foreign Relations. January 1938 — June 1939». Boston. 1939, pp. 295—296. *** См. док. Ja 397.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow