Хочу поехать к бабушке

Рассмотримкаждый паттерн в отдельности.

Послоговое произнесение слов (I) требует подчинения артикулируемых слогов простейшему ритмическому «ходу». На рисунке это изображено черточками одинаковой длины и стоящими на равном расстоянии друг от друга. На определенном этапе речевого онтогенеза дети обнаруживают склонность к такой элементарной (послоговой) ритмизации: в чтении стихов, считалок, потешек и пр.

Словесный ритм (II) предполагает умение уложить слоги в слова с учетом фонетической полноты ударного слога и законов редукции безударных.

Ритмико-смысловая структура фразы, состоящей из синтагм (III), как видно, характеризуется тем, что составляющие ее синтагмы разнодлинотны. Обозначение ее не только, как смысловой, а как ритмико-смысловой обусловлено тем, что оба обозначенных выше вида речевого ритма (слоговой и словесный) не манифестируются говорящим, но существуют как один из пластов многомерной матрицы высказывания.

В отличие от прозаического высказывания, эти ритмы достаточно явно выступают в стихотворном тексте, где строка подчинена размеру, в котором написано стихотворение, и приравнивается к слову.

Подчеркнем еще раз, что прозаическое высказывание в виде фразы не имеет ориентиров в виде заданного размера (как в музыкальном произведении при ключе), и, следовательно, понятие ритма прозаической речи весьма условно. В прозе доминирующей компонентой в паре «смысл-ритм» является смысл.

Таким образом, овладевающему устной речью ребенку необходимо преодолеть противоречия между:

Ø слоговым ритмом слова и его целостной ритмической картинкой (сказать мАлЪко не одно и то же, что сказать мо-ло-ко);

Ø пословным ритмом синтагмы и целостным ритмическим рисунком синтагмы.

Еще важнее, что ребенок должен суметь перейти от синтагмы с одной длиной и одним ритмическим рисунком к синтагме другой длины и с другим ритмическим рисунком. Понятно, что это требует постоянного подавления речедвигательной инерции и подчинения ее смыслу высказывания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: