Сущность и содержание менеджмента как системы и вида деятельности. Содержание понятий «менеджмент» и «управление»

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Лекция 1 - Введение в менеджмент. Менеджмент как вид деятельности и система управления.

Сущность и содержание менеджмента как системы и вида деятельности. Содержание понятий «менеджмент» и «управление».

Современный менеджмент – есть классическая теория управления (сравн. классическое – неклассическое – постнеклассическое; объективное – субъективное – интерсубъективное; логика – хаос – синергия).

Менеджмент (от «манус» — рука, управление, заведывание, организация) – теория и практика преследующая цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли.

Это комплексный процесс обеспечения целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования факторов производства (труда, капитала, земли) и финансов, который основывается на системе функций, принципов, форм, методов и организационной структуре. Это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Это же и совокупность принципов, методов, средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличения прибыли. Оскфордский словарь дает понимание менеджмента как способа, манеры обращения с людьми, власти и искусства управления, административные навыки, орган управления, административную единицу.

Впервые упоминание термина «менеджмент» произошло в докладе Г.Тауна (1844-1924 гг.) на ежегодном собрании инженеров-механиков в США. Разделение на понятия «управляемая» и «управляющая» системы, а также понятия «живой и мертвой природы организационных систем» принадлежит А.А.Богданову.
Значимость менеджмента была особенно сознана в 30-е годы 20 века (деятельность превратилась в профессию, область знания – в самостоятельную дисциплину, социальный слой – в силу).

Менеджер (наемный работник) – это управляющий, прошедший специальную подготовку и получивший профессию управленца, основными функциями которого являются: анализ, планирование, организация, мотивация, контроль.

Термин «управление» является более широким в сравнении с термином «менеджмент», так как применяется к различным видам человеческой деятельности. Менеджмент (англ.) же функционирует исключительно в условиях рынка. Управление (рус.) – это процесс целенаправленного воздействия органа управления на объект управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.

Менеджмент:
а) система и процесс (координации людских и иных ресурсов с целью поставленных организационных задач, повышения эффективности производства и его прибыльности);
б) группа специалистов (административно-управленческий персонал — АУП);
в) управленческий орган (подразделение, структура);
г) способ, манера обращения с людьми, власть, наука и искусство управления, особого рода умения.

Менеджер и руководитель одно и тоже, одновременно и нет. Американцы, используя понятие менеджер, почти всегда подразумевают человека, группу людей, организующих работу предприятия. Чаще синонимизируют с термином «администрирование» (обезличенное). И всегда имеют ввиду профессионального управляющего. У русских же функции управляющего может выполнять экономист, инженер, т.п. Полноценному менеджеру необходимо знать английский язык, так как первоисточники можно прочитать на нем, на нем изъясняются менеджеры всего мира при встрече. Менеджер всегда анализирует взаимосвязи между частями организации, отношения организации с внешней средой.

Виды менеджмента:

- организационный (создание организаций);

- перспективный (разработка долгосрочных целей);

- текущий (постановка конкретных задач);

- производственный (выбор основных параметров технологического процесса);

- инновационный (процесс научных исследований, прикладных разработок);

- кадровый (решает задачи подбора и расстановки кадров, обучения и повышения квалификации, создания благоприятного психологического климата);

- финансовый (составление бюджета и финансового плана организации);

- эккаунтинговый (сбор и обработка данных, вскрытие резервов для обеспечения более полного использования имеющегося потенциала);

- маркетинговый (изучение рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой политики, рекламы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: