В том случае, если базисные (подкорковые) ритмы оказываются сформироваными, то у ребенка диагностируется состояние корковых (правополушарных) ритмов. Ребенка просят:
1. «Протанцевать» под музыку. Обращается внимание на то, чувствует
ли ребенок музыкальный такт и какие движения он выполняет.
Рекомендуемые музыкальные отрывки:
2. Отхлопать ритмы по образцу:
Инструкция: «Я буду хлопать, ты внимательно слушай, а потом сделай так, как я».
Образцы предъявляемых ритмов для детей 3-4 лет
1) // // 2) / // 3) // / 4) /// ///
Образцы предъявляемых ритмов для детей свыше 4-х, 5-и и 6-и лет:
5) / /// 6) /// / 7) / //// 8) //// //
Причиной несформированности музыкального ритма может
быть:
1. Недос 1. Недостаточность владения итеративным (подкорковым) ритмом, препятствующая усвоению римических групп, относящихся к более сложному периодическому ритму.
2. Недостаточная функциональная активность правого полушария мозга.
Если правополушарный, периодический (музыкальный) ритм у ребенка сформирован соответственно возрасту, т.е. то делается вывод о том, что правое полушарие функционально активно и, следовательно, возможен его контакт с левым (речевым) полушарием. Возможен, однако, и такой вариант, что правое полушарие у ребенка функционально гиперактивно и противостоит левому, находится в определенной конфронтации. Такая ситуация характерна в первую очередь для детей с явным или потенциальным левшеством, но не обязательно. Правое полушарие может быть не гиперактивно, а нормативно активным в функциональным отношении, а левое иметь недостаточную степень активности.
|
|
В том случае, когда периодический правополушарный ритм не сформирован делается вывод о наличии у ребенка периодической амузической дизритмии.
Ниже дан образец диагностической карты (№2) по обследованию данного вида ритма.
Диагностическая карта №2
№ п/п | Тест | Процедура проведения теста | Возможные результаты выполнения теста ребенком | Возможные диагнозы |
1. | Отхлопывания симметрич-ных ритмов по образцу: // // // // /// /// /// | Ребенок должен повторить по показу обследующего заданные ритмы | · Правильное выполнение задания · Отказ от выполнения задания. · Беспорядочное отхлопывание · Лишние хлопки | 1. Сохранность правополушарного периодического ртма. 2.Нарушение правополушарного периодического ритма – амузическая дизритмия. |
2. | Отхлопы- вание асиммет- ричных ритмов по образцу: / // / // // /// // /// | Ребенок должен отхлопать (отстучать) по показу обследующего заданные ритмы | · Правильное выполнение задания · Отказ от выполнения задания. · Беспорядочное отхлопывание · Лишние хлопки | |
3. | Движение под музыку с простым ритмом (танец) | Ребенок должен по показу воспроизвести фрагмент танца в двудольном размере | · Правильное выполнение задания · Отказ от выполнения задания. · Неспособность услышать сильную долю · Неспособность совместить движение с исльной долей | |
4. | Движение под музыку с более сложным ритмом (танец) | Ребенок должен по показу воспроизвести фрагмент танца в заданном размере | · Правильное выполнение задания · Отказ от выполнения задания. · Неспособность услышать ритмический рисунок музыкального сопровождения · Неспособность совместить движение с ритмом | |
5. | Чтение стихотворений | Ребенку предлагается прочитать хорошо заученное стихотворение | · Правильное выполнение задания · Отказ от выполнения задания. · Неспособность прочитать стихотворение · Чтение стихотворения с запинками | |
6. | Рифмование | Ребенку предлагается подобрать рифму к неоконченной строке двустишия | · Правильное выполнение задания. · Неспособность к рифмованию · Неполное рифмование или подбор нерефмованных слов по смыслу. |
|
|