| В книге «Наука, промышленность и искусство» (1851) Земпер развивал мысль, что нет принципиальных различий между архитектурой и прикладным искусством, так как обе области деятельности имеют в основе единые законы прекрасного, или стиля. Анализируя вопросы эстетического и художественного порядка в изделиях машинного производства с позиций теории стиля, он написал многотомный труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика», первый том в 1860, второй — 1863, третий том автор сжег. В противовес философскому идеализму своего времени Земпер подчеркивал стилеобразующее значение материалов и техники. Он рассматривал форму как производное от ряда объективных факторов: практическое содержание (назначение, функции), материал и способы его обработки, вкусы потребителей, традиции, религиозные и политические установления, личность художника-творца. Не был противником машинного производства, а искал новую «эстетику» в изделиях этого производства. Его учение во многом предопределило идеи теории функционализма. Также Земпер уделял большое внимание роли цвета в скульптуре и зодчестве, посвятив этой проблеме работы «Заметки о раскрашенной архитектуре и пластике древних» (1834) и «О полихромии» (1851). Основная идея работ Рёскина заключается в придании искусству большого значения как моральному фактору. Будучи современником небывало интенсивного развития техники, он сделал вывод, что победное шествие машин и растущая власть капитала превращает людей, незаметно для них самих, в рабов и уродует целые страны. Дым, копоть, разрушение человеком природного ландшафта, тусклые краски, неуклюжие и грубые формы лишают душу столь необходимой ей эмоциональной пищи. С машинами он связывал гибель искусства, а с гибелью искусства – неизбежный крах добра и красоты в человеке. Только ручной труд сможет вернуть человека к его истинной жизни и предназначению. Однако, несмотря на свою утопичность в эстетике Рёскина была и прогрессивная мысль, отличавшая ее от множества подобных идей того времени. Так, он определял красоту храма соответственно его пользе как убежища от непогоды, красоту кубка – пропорционально его полезности как сосуда для питья. Моррис утверждал, что подлинное искусство присутствует при написании картины, создании музыки, а так же выборе цвета и формы различных предметов домашнего обихода, разбивке поля под пашни и пастбища, поддержании порядка в городах и на проезжих дорогах, - оно проявляется во всех аспектах нашей жизни. Разделение искусства на чистое и прикладное он считал пагубным как для общества, так и для искусства, поскольку красота, отделенная от пользы, теряет свой изначальный смысл и становится атрибутом роскоши, или забавной игрушкой кучки богатых и праздных людей. Главный социальный порок машинного века Моррис видел не в развитии капиталистической собственности, а в гибели ручного труда, в отделении труда от радости творчества, искусства от ремесла, в лишении искусства его социальных и индивидуальных основ. Его, как и Рёскина, оскорбляли вульгарные в своей попытке выглядеть роскошно дешевые фабричные товары, лавиной затопившие рынок. Благодаря усилиям Джона Рескина и Уильяма Морриса возникло художественное течение под названием «Движение искусств и ремесел». Его участники пропагандировали возвращение к ремесленным народным истокам творчества, стремились создавать эстетически продуманную среду обитания для каждого человека. Их главным лозунгом стала фраза: «Просто делать что – либо руками уже должно быть удовольствием». А неисчерпаемым источником вдохновения для этих людей стало искусство средневековья, когда еще не было хитроумных станков и машин, штамповавших «произведения искусства». В 1861 г. В Англии была основана фирма «Моррис, Маршал, Фолкнер и К0 (Morris, Marshal, Faulkner & C0) программа этого объединения была сформулирована Моррисом: «Наша цель возвысить роль искусства, с помощью которого люди во все времена стремились украшать обычные предметы повседневной жизни». По его определению красота декора это «гармония с природой». Рука мастера должна действовать как сама природа, «пока ткань, чашка или нож не станут выглядеть столь же естественно и столь же привлекательно, как зеленое поле, берег реки или горный хрусталь». Рескин. Он отрицал, как совершенно надуманное, разделение искусства на так называемое чистое и декоративное, ссылаясь на то, что великое творение Микеланжело в Сикстинской капелле является по сути декоративной росписью. В возрождении ремесел Рёскин надеялся найти альтернативу ужасающему его фабричному производству, а также возможность повысить эстетическую ценность обычных предметов быта. Он призывал ремесленников и архитекторов вернуться к природным формам, отрицая ценности викторианской культуры и предвосхищая таким образом работы архитекторов "ар нуво" - Орта, Гимара и Гауди. Уильям Моррис и Движение "Искусства и ремесла". Уильям Моррис попытался восстановить те методы, какими работал ремесленник в средние века, когда не существовало механизированного производства, а потому не было ни стандартных изделий, ни античеловеческих темпов работы. Во многих работах Морриса и его последователей черты современности перекликались со средневековыми традициями, особенно это характерно для мебели. У. Моррис во многом выступил как последователь Рёскина, восприняв его идеи воспитания художественного вкуса народа, трактовку творческого труда как основу нравственности и разоблачения "соседства роскоши и нищеты". 4. Народные художественные промыслы, как форма художественного творчества. Производство фольклорных художественных изделий в России Народные художественные промыслы одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства. Многие Н. х. п. своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское ремесло. Изделия народных мастеров (керамика, ткани и ковры, изделия из дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.) призваны прежде всего внести красоту и радость в обыденную жизнь человека. В России наиболее популярны были гжельская керамика, расписанная синими красками по белому; дымковская глиняная игрушка; вологодские кружева, городецкие росписи по дереву, лаковые миниатюры Палеха, Холуя, Мстёры, Хохломы, великоустюжское чернение по серебру и др. Центры производства фольклорных художественных изделий: Гжельская роспись, хохломская роспись, палех, мстера, жостовская роспись, дымковская, богородская игрушка. Хохлома На реке Узоле, в древних заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни - Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведет свою историю известный во всем мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов. Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью и черной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве. Особенность хохломской росписи — в характерном золотистом цвете, который получают без применения золота в результате длительной и сложной предварительной обработки изделия. Точеная деревянная посуда грунтуется жидкой глиной, несколько раз пропитывается специальным жидким маслом — олифой, просушивается и протирается порошком алюминия (раньше для этого использовалось олово). По образовавшемуся серебристому фону изделие расписывают, затем покрывают лаком и вновь просушивают при высокой температуре. Пленка лака при этом темнеет и приобретает янтарный (см. янтарь) оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, покрытая алюминием, становится золотой. Красочная гамма Хохломы построена на сочетании золота с красным и черным, другие цвета (зеленый, коричневый) служат дополнением. Традиционный растительный узор из стилизованных «травок», «ягодок», «цветов», «листьев» почти сплошь покрывает изделие, иногда встречаются изображения птиц и рыб. Мастер никогда не повторяет узор, всякий раз располагает листья, цветы и плоды по-новому, что придает каждому изделию своеобразие и превращает его в произведение искусства. Гжель - название одного из сёл - бывшего волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства. Гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону. Изделия по-прежнему расписывают вручную. Для современного гжельского фарфора и фаянса характерна синяя роспись по белому фону, богатство оттенков синего цвета. В росписи преобладают растительные узоры, изображения цветов. Посуда нередко украшена скульптурными элементами. Декоративная скульптура чаще всего представляет собой изображения животных, сценки народного быта. Техника палехской росписи, как и любого древнего народного промысла, имеет сложившиеся особенности, которые позволяют отличить произведения палехской школы от изделий, изготовленных мастерами других школ. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствуются из повседневной жизни, классических, сказочных, былинных литературных произведений и песен. Изображения, как правило, выполняются на черном фоне и расписываются золотом. Можно выделить следующие отличительные черты палеха: миниатюрное многоклеймное письмо, общий тон – мягкий, разнообразие, живописность элементов композиции, узорчатый стиль письма, многообразие радужных сияний, деревья изображаются с натуральной листвой, фигуры удлиняются подобно строгановским, использование фонов различных тонов (вплоть до золотого). Это далеко не все особенности техники палехской росписи, однако перечисленные черты являются традиционными, характерными для палеха, и именно они помогут Вам определить, что перед Вами – образец палехской живописи. Все изделия, которые мы предлагаем нашим клиентам, сохраняют все черты истинного палеха. Жо́стовская ро́спись – народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. Дымковская глиняная игрушка –один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Наиболее традиционными считаются барыня, индюк, а также разные варианты барашков, козликов и лошадок. Коллекционерами и просто понимающими в художественных изделиях людьми очень ценятся также композиции, показывающие целые сюжеты из жизни, как реальной, так и сказочной. Веселый нрав дымковской игрушки проявляется в потешных нарядах ее персонажей: ярких платьях, широких цветных штанах. Нередко сами сюжеты вызывают улыбку. Богородские игрушки. Наиболее традиционными считаются барыня, индюк, а также разные варианты барашков, козликов и лошадок. Коллекционерами и просто понимающими в художественных изделиях людьми очень ценятся также композиции, показывающие целые сюжеты из жизни, как реальной, так и сказочной. Веселый нрав дымковской игрушки проявляется в потешных нарядах ее персонажей: ярких платьях, широких цветных штанах. Нередко сами сюжеты вызывают улыбку. |






