Тренировочные задания. Задача 14. Продолжите - по смыслу - фразу А. А

ЗАДАЧА 14. Продолжите - по смыслу - фразу А.А. Ухтомского: «Реплики ученых после доклада - не о выслушанном, а о...»

ЗАДАЧА 15. Как, с точки зрения учения о доминанте А.А. Ухтомского, можно объяснить отсутствие на железнодорожных и авиабилетах точного времени прибытия?

ЗАДАЧА 16. Какие доминанты могут быть у туристов, посещающих княжество Монако и почему в местных церквях не поют псалмов с номером ниже 36?

ЗАДАЧА 17. Как, с точки зрения учения о доминанте А.А. Ухтомского, объяснить известный эффект: когда спешишь в толпе, то буквально «все мешают»?

ЗАДАЧА 18. Почему в лондонском метро (а затем и в других городах и странах) таблички «НЕТ ВЫХОДА», заменили на «ВЫХОД РЯДОМ»?

ЗАДАЧА 19. В школе обворован кабинет с дорогой аппаратурой. Директор школы подозревал ученика, но улик не было. В кабинет директора было приглашено несколько ребят, в том числе и подозреваемый, а также милиционер с собакой... Что предпринял милиционер?

ЗАДАЧА 20. (Гин А.А., «ТРИЗ-ШАНС»). Статистика показывает, что наиболее неприятные реплики, вопросы, можно получить от лиц, сидящих по периметру (с краю, на последнем ряду) или на каких-то «особенных» местах - за отодвинутыми столами, на отдельно стоящих диванах. Обсудите: как можно объяснить такое поведение? Как можно использовать предварительно расставленную мебель во время проведения семинара, пресс-конференций?

Литература к главе:

1. Викентьев И.Л., Психофизиологические основы обучения ТРИЗ, «Журнал TPH3»1991г.,N4,c.l8-23.

2. Воронин Л.Г., Богданова И.И., Догадка и её физиологические механизмы / в Сб.: Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, М., «Педагогика»: 1970 г., N 2, с. 127- 131.

3. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и современная нейрофизиология / Сборник, Л..«Наука», 1990 г., 310 с.

4. Ухтомский А.А. Доминанта М.-Л., «Наука», 1966 г., 272 с.

Внимание /При первом прочтении эту главу можно пропустить.

Глава 4.

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДОМИНАНТ

Способы коррекции доминанты естественное разрешение; «торможение в лоб» (и часто - получение невроза); выработка полезных автоматизмов и торможение прежней доминанты новой.

Можно ли целенаправленно формировать новые доминанты? На этот вопрос современная психофизиология однозначного ответа не дает. Одно, несомненно: доминанта не фатальна и, прежде чем, например, проводить коммуникацию, разумно «расчистить место» - как минимум, попытаться скорректировать прежние доминанты.

Полностью их затормозить не удается - это хорошо видно из опытов по изучению сновидений и применению гипноза.

Известно 4 основных психофизиологических механизма коррекции нежелательных доминант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: