(закон РФ от 9 октября 1992 г.)
Культурная политика –
это совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам в системе культуропроизводящих институтов (А.Я. Флиер).
Содержание культурной политики предполагает:
• выявление ведущих направлений развития культуры, исходя из сущего и должного состояния культурной жизни и реальных проблем;
• - разработку или инициирование в соответствии с приоритетами различных социокультурных программ;
• - поддержку и реализацию программ путем распределения различного вида ресурсов: материальных, финансовых, кадровых и информационных.
Культурная политика как результат междисциплинарных исследований, включает в себя данные следующих наук:
• общей теории культуры;
• политологии;
• религиоведения;
• прикладной лингвистики;
• теории гражданского общества;
• этнографии;
• социологии и др.
Стратегия социокультурного управления: разделение властных полномочий в области культуры на федеральном и региональном уровнях, позволяющее объективно учитывать разнообразие культурных традиций и экономических возможностей регионов России.
|
|
Региональная стратегия социокультурного управления: регионы пользуются правом свободы при программировании, планировании культурных процессов, но при этом разделяют с федеральным центром ответственность за построение будущего
Объекты оперативного управления культурой: культуро-производящие и культуро-сохраняющие институты;
Функции региональных органов власти по разработке программ развития культуры:
· организация социально-творческого заказа;
· заключение договоров с конкретными учреждениями на разработку и выполнение культурно-досуговых программ;
· обеспечение этих программ в правовом, финансовом, организационном аспектах.
Стратегия социокультурного развития включает в себя:
· охрану культурного наследия;
· создание и распространение культурной продукции; совершенствование подготовки кадров для сферы культуры;
· развитие научного знания о культуре;
· стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности.
Организация и управление культурой и искусством на уровне Федеральной государственной власти осуществляется:
- Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации;
- подведомственными ему Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия;
- Федеральным агентством по культуре и кинематографии.
|
|
В субъектах РФ государственное управление культурой и искусством осуществляют министерства (департаменты) культуры правительств (администраций) регионов.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела и по вопросам межнациональных отношений.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет:
- правовое регулирование;
- разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации последующим вопросам:
• культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования в сфере электронных средств массовой информации, печати, издательской, полиграфической деятельности, архивного дела;
• международного культурного и информационного сотрудничества, а также межнациональных отношений.
Определение приоритетов культурной политики предполагает конкретную мировоззренческую позицию ее субъекта. Его самоопределение по отношению к объекту регулирования может осуществляться в пространстве двух альтернатив: ориентация на изменение (развитие) или на сохранение. Постановка и характер проектных целей, зависящих от ценностной позиции проектировщика, имеет важные последствия – как с точки зрения успешности реализации проекта, так и с точки зрения оптимальности, органичности, полезности осуществленных преобразований.
В зависимости от позиции субъекта управления выделяются два типа управленческих стратегий:
Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом регулирования и проектной деятельности. В этом случае цель состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона – объекта внедрения проекта, а уже потом – саморазвитие субъекта культуры. Процессы развития сами запускаются как бы “поверх” целей на сохранение и стабилизацию ситуации.
Во втором типе доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в “чужой” культурный контекст, который благодаря этому модифицируется, “искусственно” преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах. Они протекают при наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в иных регионах и социокультурных контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния “чужой” культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.
Вся совокупность отношений государства и культуры, а именно цели государства в области культуры, механизм воздействия государства на культурные процессы, с одной стороны, и его реагирования на культурные потребности общества и имманентные проявления культуры – с другой, составляют суть культурной политики государства. Культурная политика государства всегда имела и имеет конкретно-исторический характер, она обусловлена национально-историческим типом культуры, историческим типом и политическим характером государства, уровнем развития общества, его геополитическими ориентациями и другими факторами.
|
|
Культурная политика государства имеет правовой, социально-экономический, идеологический, этнический, демографический, пространственный (географический) и другие аспекты. Научный анализ культурной политики государства предполагает исследование как каждого из этих аспектов, так и их взаимосвязь.
В другом “срезе” культурная политика государства может рассматриваться как система взаимодействия таких подсистем, как организация и управление (менеджмент), материальные ресурсы, кадровый потенциал, нормативно-правовая база.
Продуктивно изучение культурной политики государства и в таком “срезе”, как сложная система субъектно-объектно-субъектных отношений и системы производства-распространения и потребления (освоения) культурных ценностей и услуг.
ЮНЕСКО сыграла и играет заметную роль в активизации усилий мирового сообщества в проведении согласованной культурной политики и в повышении ее эффективности. Этой международной организации принадлежит приоритет в определении самого понятия “культурная политика”. В ходе дискуссии, проведенной под эгидой ЮНЕСКО в Монако в декабре 1967г., было достигнуто решение понимать под “культурной политикой” “комплекс операционных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры... всю сумму сознательных и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение определенных культурных целей посредством оптимального использования всех физических и духовных ресурсов, которыми располагает общество в данное время”.
|
|