Институты и их роль в функционировании экономики

Понятие института вляется многогранным по своей сути. В частности оно означает:

- Это определенные праввила игра, которые определяют поведение организации и индивида в экономике.

- Под инстиутом понимают культурные нормы, веру или менталитет.

- Под институтом могут пониматься различные организационные структуры.

- Институт может использоваться применительно к определенной должности или посту.

- Под институтом понимается определенное равновесие в игре, если рассматривается теоретико-игровой подход.

Теории игр. Основные понятия.

Она сформировалась в середине XX-го века. Основателями теории игр считаются Моргенштерн и Нейман.

Игра - это ситуация которая характеризуется наличием множества игроков, у каждого из которых имеется множество альтернативных линий поведения.

Наличие исхода, который зависит от комбинации действий игроков и определяющих предпочтения игроков на множестве этих комбинаций.

Каждый игрок знает каковы эти предпочтения у других игроков и знает, что они известны всем остальным.

Как правило рассматриваются действия двух игроков в распоряжении имеется когечное множество стратегий. Общий вид игры можно представить как матрицу, в которой элемент стоящий на пересечении i-той строки и j-того столбца обозначает ожидаемые полезности (или платежи) соответсвенно игроков А и В, если первый игрок выбирает стратегию "i", а второй выбирает стратегию "j".

Институт - это правила, механизмы обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структуируют повторяющиеся взаимодействия между людьми.

Институты включают в себя:

а) неформальные ограничения (традиции, запреты, обычаи)

б) формальные правила (законы и т.д.)

Институты создаются людьми, чтобы поддержать порядок и сократить неопределенность.

Институты должны не сколько решать проблему, сколько минимизировать ресурсы необходимые для ее решения.

Основные типы ситуаций, приводящих к возникновению институтов.

1) Дилемма заключенных.

Суть: имеется два преступника, которые задержаны по подозрению в ограблении банка. Оба этих преступника могут получить небольшой срок за более мелкое преступление (Ношение оружия). Возможны два варианта действия следователей.

Вариант1 "Невидимая рука".

Если один признается, а другой будет молчать, то кто сознается получает 10 лет, а того кто молчит, придется выпустить. Если сознаются оба, то за сотрудничество со следствием каждому дадут 5 лет. Каждый из заключенных принимает решение, не зная о том, что решит другой.

Самым выгодным вариантом будет молчание.

  Игрок Б
Сознаться Молчать
Игрок А Сознаться -5;-5 -10;0
Молчать 0;-10 -1;-1

Вариант2. Дилемма заключенных.

Второй вариант фото два.

Если один признается. Другой садится на 10 лет.Такой расклад объясняется тем, Что игроки не имеют заслуживающего доверия обязательства.

Обязательство будет надежным только тогда, если одна сторона видит, что другая сторона лишена возможности нарушить это обязательство.

  Игрок Б
Сознаться Молчать
Игрок А Сознаться -5;-5 0;-10
Молчать -10;0 -1;-1

Вариант 3. "Два пулеметчика".

Они должны отразить атаку неприятеля. У них два варианта действий. Первый- они сражаются, другой- дизертировать. Если они оба остаются на месте, то атака будет отбита, если оба убегут, то враг прорывается и они оба попадают в плен. Если один остается, а другой убегает, то тот кто сражается дает возможность другому убежать, потом враг прорывается и тот кто сражался будет убит.

Для того чтобы избежать ситуации, когда оба пулеметчика дизертируют можно использовать слудующие действия:

а) заминировать подходы к постам. В этом случае матрица будет иметь вид

Фото 4

  Игрок Б
Сражаться Сбежать
Игрок А Сражаться (1;1) (-2;-2)
Сбежать (-2;-2) (-2;-2)

б) ввести строгую дисциплину и тогда угроза наказания перекроет вариант дезертирства

  Игрок Б
Сражаться Сбежать
Игрок А Сражаться (1;1) (-2;2)
Сбежать (2;-2) (-1;-1)

в) иногда эффективным механизмом принуждения может быть представление о воинской чести. Если воин дизертировал, то он обесчестен. И тогда матрица приобретает следующий вид.

  Игрок Б
Сражаться Сбежать
Игрок А Сражаться (1;1) (-1;-2)
Сбежать (-2;-12) (-2;-2)

Вывод: в ситуации дилемма заключенных, возникает необходимость в инситуте принуждения, в рамках которого игроки выбирали бы непривлекательную для себя лично стратегию, которая бы являлась эффективной для группы в целом.

2) Ситуация координации.

Ситуация рассматривается на примере ПДД.

Исходные положения. Если автомобили движутся по разным сторонам дороги, то возможно возникновение аварии, потому что слЕдует определить направление для каждого водителя. Если оба водителя выБирают либо правую либо левую сторону то они оба выигрывают в этой ситуации. По какому принципу выбирается общая сторона дороги.




double arrow
Сейчас читают про: