Важное место среди технологий обучения руководителей и специалистов занимает и такая разновидность метода АКС, как метод разбора деловой корреспонденции, или метод «папки с входящими документами».
В профессиональной литературе этот метод называют «информационным лабиринтом» («In» tray exercises; «In» basket exercises), или «баскетметодом». Он основан на работе с документами и бумагами, относящимися к повседневной деятельности сотрудника той или иной компании.
Слушатели получают папки с одинаковым набором документов, относящихся к деятельности определенного предприятия, учреждения или его подразделения. Сам слушатель выступает в роли лица, принимающего решение (в этом амплуа может выступить также малая группа).
Цель упражнения для участника - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.
В папке находятся: письма от сторонних организаций, служебные записки от руководителей смежных или подчиненных подраз-
|
|
делений, от специалистов; исходящие письма, подготовленные на подпись; докладные и даже документы частного характера, не относящиеся к делу или выходящие за пределы компетенции данного руководителя.
Метод «папки с входящими документами» обычно используется в двух случаях. Во-первых, он применяется в качестве диагностического инструмента для определения того, как член группы справляется с подобной работой. Во-вторых, это метод оценки того, как участники на практике используют навыки, приобретенные на тренинге.
Методика обучения таким методом включает два этапа:
Первая часть задания: каждый слушатель (или группа) разбирается в документах, адресует их соответствующему исполнителю, накладывает необходимую резолюцию там, где полагает нужным дать ход документу, то есть предпринимает те действия, которые считает необходимыми.
Вторая часть задания: на основании разрозненной информации в отдельных документах составить представление о ситуации, сложившейся на управляемом объекте, сделать выводы и принять ряд решений, то есть найти выход из «информационного лабиринта».
Перед постановкой задачи участники получают совет относительно наилучшего способа решения проблем, возникающих в связи с «папкой». Успех участника определяется его способностью использовать в работе полученные знания и информацию.
Важно подчеркнуть, что существенной составной частью процесса обучения является обратная связь, которую необходимо предоставлять участникам после завершения упражнения.
После осуществления необходимых действий участники собираются вместе и делают обзор вариантов решения или предпринятых действий и оценивают их эффективность, проводят обсуждение приобретенного опыта.