Следующий широко применяемый на практике Метод АКС — это анализ инцидентов (лат. incident - случай, происшествие, столкновение, обычно неприятного характера).
Этот метод отличается от предыдущего тем, что его цель — поиск информации самим слушателем. Обучаемые вместо подробного описания ситуации получают лишь краткое сообщение об инциденте, произошедшем в какой-либо организации, например в цехе, на стадионе, у прилавка, в библиотеке или музее. Сообщение может- быть письменным или устным по типу: «Случилось или произошло...».
Для принятия слушателями обоснованного решения им предлагается явно недостаточная информация, поэтому необходимо прежде всего:
• разобраться в обстановке;
• определить, есть ли проблема и в чем она состоит;
• подумать, что надо делать;
• выяснить, что нужно знать для принятия того или иного решения.
Обучаемые руководители и специалисты оказываются перед необходимостью поиска дополнительной информации, следователь-
но вынуждены задавать вопросы «на развитие», то есть для получения новой, Дополнительной информации (Что? Где? Когда? Почему? Как? Какой? Зачем?).
|
|
Некоторые Из слушателей пытаются после двух-трех вопросов сразу же принимать решение, несмотря на отсутствие полной информации. Преподаватель в этих случаях ставит принимаемые решение на обсуждение, предлагает слушателям задавать вопросы автора^ этих решений для выяснения их обоснованности.
Очень скоро слушатели убеждаются, что для ответов на такие вопросы, то есть для обоснования предлагаемых решений, информации явно недостаточно. Эту информацию слушатели начинают запрашивать у преП0давателя (или у группы, предлагающей ситуацию), задавая ему вопросы.
По характеру заданных вопросов можно оценить эффективность поиска информации различными группами слушателей. В зависимости от целевой установки занятия и аудитории преподаватель может варьировать версию ситуации.
Основное назначение данного метода - это развитие или совершенствование умений слушателей, с одной стороны, принимать решения в условия^ недостаточности информации, с другой - рационально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения.
Технология внедрения в учебный процесс данного метода заключается в следуЮщем После сообщения об инциденте слушатели запрашивают информацию у преподавателя с помощью вопросов. Он, в свою очередь, может открыть дискуссию о необходимости той или иной информации или сразу же сообщить требуемые данное.
Получив необходимую и достаточную, по их мнению, информацию, слушатели анализируют ее, принимают решения в небольших подгруппах по 3-5 человек, а затем выносят на общую дискуссию так же, как это делается при традиционном анализе.
|
|
После дискуссчи можно отследить, какова цена запрошенной информации с точки зрения ее значимости (необходимости для решения проолемы). Эти показатели можно оговорить заранее. Это позволяет усилить мотивацию слушателей в рациональном потреблении информацИИ и, кроме того, выработать у обучаемых руководителей и специалистов аналитическое и критическое мышление, навык прогнозирования, взвешивания своих действий и намерений. Таким образом, слушатели приучаются собирать информацию направленно и рационально.
Советы организатору занятия
Преподаватель может использовать разные варианты проведения занятий:
1. Ситуация готовится заранее самим преподавателем, затем зачитывается та ее часть, которая является инцидентом, а после завершения процесса задавания вопросов слушателями каждая подгруппа принимает свое решение и уже затем в открытой дискуссии обсуждаются его правильные и неправильные аспекты.
2. Преподаватель рассказывает слушателям о технологии анализа ситуаций методом «инцидента», затем дается время (15-20 мин.), и каждая команда отрабатывает свой вариант ситуации. Когда ситуации у всех команд будут разработаны, тогда начинается процедура сбора информации: инцидент (случилось...); вопросы и ответы; принятие решения; презентация решения и его анализ авторами ситуации, затем другая команда действует в той же последовательности.
3. Формы организации занятия также могут быть разными:
а) каждый запрос на дополнительную информацию обсуждает
ся слушателями, и решается вопрос о ее необходимости для приня
тия обоснованного решения;
б) каждой подгруппе слушателей выдается вся информация, ко
торую они запросили, а затем на общей дискуссии при обсуждении
принятых решений выясняется, какая из полученной информации
оказалась использованной при выработке решения;
в) производится как качественная оценка значимости инфор
мации для принятия решения, так и количественное ее взвешива
ние (в очках, баллах), то есть оценка «стоимости» запрошенной
информации по сравнению с ценностью принятого решения в тех
же единицах. При этом «стоимость» информации заранее огова
ривается, а оценку решений слушатели производят коллективно.
К примеру, стоимость справки об анкетных данных какого-то специалиста не равна стоимости информации о потерях рабочего времени в цехе, ибо в первом случае достаточно заглянуть в картотеку отдела кадров, во втором — необходимо проводить хронометражпые наблюдения. Таким образом, слушатели приучаются собирать информацию рационально и направленно.