МЕТОД «ИНЦИДЕНТА»

Следующий широко применяемый на практике Метод АКС — это анализ инцидентов (лат. incident - случай, происшествие, столкно­вение, обычно неприятного характера).

Этот метод отличается от предыдущего тем, что его цельпо­иск информации самим слушателем. Обучаемые вместо подробно­го описания ситуации получают лишь краткое сообщение об ин­циденте, произошедшем в какой-либо организации, например в цехе, на стадионе, у прилавка, в библиотеке или музее. Сообщение может- быть письменным или устным по типу: «Случилось или про­изошло...».

Для принятия слушателями обоснованного решения им предла­гается явно недостаточная информация, поэтому необходимо преж­де всего:

• разобраться в обстановке;

• определить, есть ли проблема и в чем она состоит;

• подумать, что надо делать;

• выяснить, что нужно знать для принятия того или иного реше­ния.

Обучаемые руководители и специалисты оказываются перед не­обходимостью поиска дополнительной информации, следователь-


но вынуждены задавать вопросы «на развитие», то есть для полу­чения новой, Дополнительной информации (Что? Где? Когда? По­чему? Как? Какой? Зачем?).

Некоторые Из слушателей пытаются после двух-трех вопро­сов сразу же принимать решение, несмотря на отсутствие пол­ной информации. Преподаватель в этих случаях ставит прини­маемые решение на обсуждение, предлагает слушателям задавать вопросы автора^ этих решений для выяснения их обоснованно­сти.

Очень скоро слушатели убеждаются, что для ответов на такие вопросы, то есть для обоснования предлагаемых решений, инфор­мации явно недостаточно. Эту информацию слушатели начинают запрашивать у преП0давателя (или у группы, предлагающей ситуа­цию), задавая ему вопросы.

По характеру заданных вопросов можно оценить эффективность поиска информации различными группами слушателей. В зависи­мости от целевой установки занятия и аудитории преподаватель может варьировать версию ситуации.

Основное назначение данного метода - это развитие или совер­шенствование умений слушателей, с одной стороны, принимать ре­шения в условия^ недостаточности информации, с другой - рацио­нально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения.

Технология внедрения в учебный процесс данного метода зак­лючается в следуЮщем После сообщения об инциденте слу­шатели запрашивают информацию у преподавателя с помощью вопросов. Он, в свою очередь, может открыть дискуссию о не­обходимости той или иной информации или сразу же сообщить требуемые данное.

Получив необходимую и достаточную, по их мнению, инфор­мацию, слушатели анализируют ее, принимают решения в неболь­ших подгруппах по 3-5 человек, а затем выносят на общую дискус­сию так же, как это делается при традиционном анализе.

После дискуссчи можно отследить, какова цена запрошенной информации с точки зрения ее значимости (необходимости для решения проолемы). Эти показатели можно оговорить заранее. Это позволяет усилить мотивацию слушателей в рациональном потреблении информацИИ и, кроме того, выработать у обучаемых руководителей и специалистов аналитическое и критическое мыш­ление, навык прогнозирования, взвешивания своих действий и на­мерений. Таким образом, слушатели приучаются собирать инфор­мацию направленно и рационально.


Советы организатору занятия

Преподаватель может использовать разные варианты проведе­ния занятий:

1. Ситуация готовится заранее самим преподавателем, затем за­читывается та ее часть, которая является инцидентом, а после за­вершения процесса задавания вопросов слушателями каждая под­группа принимает свое решение и уже затем в открытой дискуссии обсуждаются его правильные и неправильные аспекты.

2. Преподаватель рассказывает слушателям о технологии анализа ситуаций методом «инцидента», затем дается время (15-20 мин.), и каждая команда отрабатывает свой вариант ситуации. Когда ситуа­ции у всех команд будут разработаны, тогда начинается процедура сбора информации: инцидент (случилось...); вопросы и ответы; при­нятие решения; презентация решения и его анализ авторами ситуа­ции, затем другая команда действует в той же последовательности.

3. Формы организации занятия также могут быть разными:

а) каждый запрос на дополнительную информацию обсуждает­
ся слушателями, и решается вопрос о ее необходимости для приня­
тия обоснованного решения;

б) каждой подгруппе слушателей выдается вся информация, ко­
торую они запросили, а затем на общей дискуссии при обсуждении
принятых решений выясняется, какая из полученной информации
оказалась использованной при выработке решения;

в) производится как качественная оценка значимости инфор­
мации для принятия решения, так и количественное ее взвешива­
ние (в очках, баллах), то есть оценка «стоимости» запрошенной
информации по сравнению с ценностью принятого решения в тех
же единицах. При этом «стоимость» информации заранее огова­
ривается, а оценку решений слушатели производят коллективно.

К примеру, стоимость справки об анкетных данных какого-то спе­циалиста не равна стоимости информации о потерях рабочего време­ни в цехе, ибо в первом случае достаточно заглянуть в картотеку отде­ла кадров, во втором — необходимо проводить хронометражпые наблюдения. Таким образом, слушатели приучаются собирать инфор­мацию рационально и направленно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: