Преимущества | Ограничения |
«Папка с входящими документами» обеспечивает наибольшее приближение к реальным условиям, делая материалом для группового анализа проблемы, с которыми участники сталкиваются в своей профессиональной деятельности. | Ситуации, предназначенные для решения в «папке», должны оправдать ожидания, существующие у участников занятия относительно групповой работы. Если практический элемент реальности теряется, то снижается ценность всей процедуры. |
Продолжение
Преимущества | Ограничения |
Поскольку технология «папка» может использоваться на разных стадиях обучения: либо для выявления навыков членов группы перед началом курса, либо для проверки понимания пройденного материала после его завершения, постольку возможно наглядно оценить изменение знаний слушателей. | На работе с некоторыми материалами «папки с входящими документами» неизбежно будет отражаться собственный стиль работы преподавателя. Если этот стиль не соответствует навыкам обучаемых, он может сделать их менее восприимчивыми к некоторым наиболее фундаментальным моментам обучения.. |
С помощью этой технологии идет процесс обучения, имеющий основной целью действия, направленные на совершенствование реальной практической деятельности управленца. | Зачастую эффективность технологии снижается из-за плохого качества подобранных в «папку» документов: устарелое содержание, отрыв от реальной практики, эклектика подборки. |
Благодаря «папке» у слушателей повышается интерес к работе с персоналом, клиентами и организациями, они осознают приоритеты, у них развивается персональная ответственность. | Интерес слушателей к такой технологии снижается каждый раз, когда им приходится работать с документами, взятыми из другой отрасли, или из организации, не соответствующей по статусу той, в которой работают обучаемые. |
Чтобы обеспечить эффективную обратную связь, целесообразнее работать по анализу документации командами. В случае большого количества участников можно предложить одной группе выступить в роли экспертов или критиков по отношению к другой группе. При малом составе обучаемых тренинг идет индивидуально. | При низкой мотивации к изучению делопроизводства у руководителей интерес к такого рода занятиям может снижаться. |
Советы организатору занятий
|
|
Для того чтобы «информационный лабиринт» провести с максимальной эффективностью, следует стремиться соблюдать следующие правила.
1. Подчиняйте содержание документов учебным и развивающим целям
Содержание «папки» - документы, письма, важные бумаги, объяснительные, докладные и другие материалы, используемые как основа технологии, должно отражать природу работы, обычно выполняемой данной категорией обучаемых, и соответствовать задачам читаемого теоретического курса. Если, например, целью курса является успешное преодоление стресса, стоит поставить жесткие временные ограничения и требовать принятия решения в течение 40 минут, непосредственно перед игровым «совещанием», на которое участники собираются для обсуждения.
|
|
2. Избегайте перекладывания ответственности Инструкция к упражнению должна объяснять, что от членов группы требуется выполнение действия, а не просто анализ шагов, которые они предпримут, столкнувшись с проблемой. Поэтому в программе распределения времени решение «поручить эту работу младшему сотруднику» не будет приемлемым. Аналогично, в ходе программы обучения делопроизводству решение задания, представленное в виде фразы «ответить на письмо господина А.П. Свердлова», не считается верным. Участники должны предпринять практические шаги и составить текст ответного письма.
3. Обеспечивайте разнообразие
Выбирая материалы для «папки», вам следует стремиться уделить внимание ряду навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности контингента обучаемых. Насколько Э™ возможно, каждый фрагмент материала должен касаться одной части изучаемой программы или быть иллюстрацией к одному или другому вопросу обучения.
Очень интересно можно провести такого рода занятия по решению социальных проблем, например оценить документы, свидетельствующие о «хождении по мукам» людей, добивающихся каких-то льгот, решения жилищно-бытовых проблем («тяжбы» в коллективе, конфликты, вышедшие за пределы организации). Можно также отследить трудные аспекты современных налоговых документов или первые шаги по предпринимательству в бизнес-практике.
Метод полезен для демонстрации эффективного решения проблем или принятия решений. Область его применения включает тренинги управления временем, преодоления рекламаций клиентов, программы обучения делопроизводству, тренинги менеджерских качеств