5.1. Завершающий этап- это этап «выгружения» из игры. Руководитель предлагает каждой команде подготовить комплимент в адрес той команды, которая лучше всех других продемонстрировала коммуникативные умения и навыки. С этой целью руководитель игры дает консультационный комментарий по специфике жанра «комплимент».
5.2. После инструктажа каждая команда выбирает себе коман ду-победи тельницу в игре «РАНАДО» и в режиме интерактивного взаимодействия готовит комплимент в ее адрес.
5.3. Комплим енты. Каждая команда высказывает подготовлен
ный ею комплимент в адрес предпочитаемой группы игроков. «Ком
петентные судьи» фиксируют количество комплиментов, получен
ных каждой командой.
5.4. Выявляется команда-по бе дител ьница, получившая наи
большее количество комплиментов. Команда награждается при
зом или аплодисментами. При желании играющих можно опре
делить и лучшего участника в каждой команде, и самого
корректного, и самого эмоционально сдержанного игрока и т.д.
|
|
Примечание. Вместо инструктажа преподавателя по всем жанрам деловой коммуникации можно дать слушателям домашнее задание, в рамках которого они подготовятся по специфике всей той информации, на которой построена игра.
Можно также организовать самоподготовку каждой команды прямо на игре и с этой целью разрешить пользоваться конспектами или учебниками. Однако это возможно лишь в тех случаях, когда игре предшествовал лекционный курс. На самом деле все зависит от учебных целей, именно они определяют выбор стратегии проведения игры.
Кроме того, игровая процедура может быть расширена за счет других жанров деловой коммуникации или уменьшена по этому же принципу. В случае недостаточности времени вся игра может быть разделена на фрагменты, и по мере изучения того или иного вопроса деловой коммуникации можно проводить соответствующий фрагмент игры.
г
Методические материалы в помощь организатору
Как начинать выступление
• Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям, поэтому начало выступления следует тщательно готовить.
• Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него. Приступайте прямо к сути вашего выступления, затратив на это минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.
• Новички склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то, и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие.
|
|
Рассказ должен быть к месту, юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом.
• Никогда не извиняйтесь, так как обычно это раздражает слушателей. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это в хорошем темпе и сядьте на свое место.
• Не начинайте ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что вы тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным, но в то же время -в соответствии с избранным жанром. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.
• Оратор может завоевать внимание аудитории следующими способами:
- возбудив любопытство слушателей;
- поведав интересную историю;
- начав с конкретной иллюстрации;
- задав вопрос, в том числе и риторический, то есть не требующий ответа;
- начав с какой-нибудь «потрясающей» цитаты или факта;
- показав, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.
Как сделать ясным смысл выступления
♦ Делайте незнакомую информацию понятной, связывая ее со зна
комыми предметами.
♦ Избегайте специальных терминов в своем выступлении. Излагай
те свои мысли простым и доступным для конкретной аудитории
языком.
♦ Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь говорить, ясен для вас и прозрачен.
♦ Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, применяйте иллюстративные средства. Будьте точны в определениях.
♦ Повторяйте ваши главные мысли, но не употребляйте дважды одни и те же фразы.
♦ Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.
♦ Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше чем один или два раздела большой темы.
♦ Заключайте свое выступление кратким резюме по высказанным вами положениям.
♦ Если это возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.
♦ Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.
Как заканчивать выступление
• Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить, так как именно эта информация остается в долговременной памяти. • Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.
• Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепетируйте ее. Заканчивайте свою речь плавно.
Вот семь вариантов концовок для выступления: -резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;
- призвать к действию;
- сделать слушателям подходящий комплимент;
- вызвать смех;
- процитировать подходящие поэтические строки;
- использовать яркую цитату; -создать кульминацию.
Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Помните: «После пика популярности очень скоро наступает пресыщение».
Как избавиться от пассивности в дискуссии
♦ Не будьте молчуном. Ваше молчание, длящееся больше 5-6 се
кунд, гасит активность говорящего.
♦ Сдерживайтесь в меру. Безграничное терпение и сдержанность слушающего могут породить у говорящего ответное действие в виде психологической защиты.
|
|
♦ Не стройте из себя умника. Натянутость и витиеватые замечания по поводу того, что говорит партнер, часто порождают скуку.
♦ Постарайтесь расслабиться. Раскованность стимулирует говорящего, однако, будучи оставленной без контроля, она может перейти в релаксацию (полное расслабление), при которой активность общения угасает.
♦ Если устали, извинитесь и подыщите предлог для перерыва.
• Не доминируйте во янемя л^*"Йа""ТЬСЯОТаП»*с«и.дис,сусш. кто доминирует, 1оТлГ„Тио„„„Г„Т; ""* Т°"°М ^
z*;а кого ,дамте' ™~» - ~;~™.;~ ■ i^rc^zzz kzvzt: берут ■** *•>* ■*«-
ложення», подумайте о собеседнике Ста1юмтс» «хозяином по-
„ием виимятельиото и тернеиияотГс^едяТсГ „ГоГ:
• Не принимайте оборонительную позу Ког™,W
щивает руки на груди, сжимает мыт!" Д слУша,°Щий скре-
вор*х, что он «у?оУдиТ в^^^Г^^^,;^"^ -
различных участков тела- это свияЛд °' «пряжение
рящий без труда оценивает такое"SS^° НеС°ГЛасия" Г°»°-
мерЫ - замыкается состояние, поэтому принимает
•S^^^^ остановки. Это позволит
Примечание. Организатор игп»! ' П0Гасить с*ОЙ пыл.
как для себя самого, чгобь, ^^ГЕ^Т""0""* ** ™*°^™
подготовить эти материалы для SffiELK и То,™ " ""* ""■ ЧТ°бы
комиться с ними до начала выступленийS Р слУ"™ей озна-
ТРЕНИНГ НА ПЕРЕГОВОРЫ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»
да 1Т™3;с^:цН„ГР0МЫМ" ">" К - *> возник-
Эти компании занимаются пепевочк-пй ^
из них владеет двумя индивндуТлЬ°Тм^ Z * ^^ КаВДая
ками и одной общей. Об^й^^ог^ПеЗНОД°РОЖНЫМИ Вет"
альные пути. УТЬ намно™ короче, чем индивиду-
С А и СБ: одна o^Z^ZZl^Tl ^^ *** "*«■»-По короткому пути в cvtkJ;Г ' ДРУгая- компанией Б
Он может принадлежа"Ж^Т"^ °ДИН С°СТав-
дая компания в день может сфо^мирГть 'и^тг,0 К°МПаШ,И * Каж"
состав. Ч армировать и отправить только один
Компании А и Б не находятся друг с другом в ППЯ1 -нии, они отличаются ^лёшост^^^
ного состава, уровнем механизации, прибыльностью. Целью каждой компании является получение максимальной прибыли за тонну груза.
|
|
Вас, как консультанта по экономическим вопросам, пригласила администрация компании Б. Проконсультируйте ее, как найти такое решение, которое было бы максимально выгодно для этой компании, но также устроило бы и компанию А.
Необходимые для расчетов параметры компании представлены в следующей таблице:
№ п/п | Параметры | Компании | |
А | Б | ||
1. | Количество вагонов | ||
2. | Грузоподъемность одного вагона в тоннах | ||
3. | Прибыль от перевозки по короткому пути (в долларах США за тонну) | ||
4. | Прибыль от перевозки по длинному пути (в долларах США за тонну) | 6- |
Решение. По мнению экспертов, максимально выгодным для компании Б является вариант, когда коротким путем целиком пользуется компания А, перечисляя при этом на счет компании Б по 4 доллара за тонну груза, перевозимого этой компанией. Таким образом, компания Б получает максимально возможную для нее прибыль — 6 долларов за тонну, а прибыль компании А в день составит 8 долларов за тонну для 20 вагонов из 30 и 12 долларов за тонну для 10 вагонов из 30. В среднем прибыль компании А составит 9 долларов 33 цента за тонну.