Возможные виды выступлений

Доклад

Доклад - это публичное сообщение, представляющее собой раз­вернутое изложение на определенную тему. В докладе сообщаются сведения, ставятся задачи и даются рекомендации, касающиеся тех решений, которые были обозначены. Доклад предполагает обсуж­дение, критику и дополнения, новые положения.

В научном докладе обычно сообщается о научном достижении, открытии или результатах эксперимента. Сведения, изложенные в научном докладе, могут быть предметом обсуждения или научной дискуссии.

Выдвинутые в докладе идеи или вопросы следует излагать чет­ко и понятно для всех с разграничением тем, выделением основных моментов. Для большей убедительности целесообразно использо­вать иллюстрации.


Информация

Включает, как правило, точные сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком. Это может быть также сообщение о положении дел, о проблемах и труд­ностях, о состоянии той или иной организации.

Рассказ

Это художественно-повествовательное прозаическое произведе­ние небольшого размера. В устной форме осуществляется в публи­цистическом стиле и представляет собой словесное изложение ка­ких-либо событий.

Речь

Представляет собой обращение к слушателям по определенной тематике или поводу и при определенных обстоятельствах со свои­ми соображениями, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью. В данной игре наиболее уместна информационная форма речи.

При всех перечисленных видах выступлений концентрация на предмете и рациональном изложении материала перед слушателя­ми требует от докладчиков следующего:

а) пользоваться логически безупречной аргументацией с дока­
зательным воздействием на слушателей;

б) подробно раскрывать причинно-следственные и условно-след­
ственные связи;

в) следить за последовательностью изложения мыслей и идей;

г) продумать начало и конец выступления.

2.4. Определение цели ком анды в иг ре, намерени й и ожида­
ний.

После того как выдвинутые идеи и высказанные мнения «упа­кованы» в один из видов устного выступления, каждая группа в режиме внутригрупповой дискуссии должна сформулировать цель команды в игре («здесь и сейчас»), подразумевая под целью то, к чему стремятся играющие, что надо осуществить, какой результат они ожидают «на выходе», то есть в конце игры. Затем команда должна осмыслить и продумать свои намерения, в связи с постав­ленной целью и ожиданиями по отношению к другим командам, а также на основе подготовленного сообщения.

2.5. Представ ление каждой к омандой своих целей, намерений и
ожиданий. После каждого представления руководитель задает ос­
тальным участникам вопросы: «Что вы услышали?» и «Что вы по­
няли?».
Ответы на вопросы позволяют установить степень адекват­
ности понимания, обратную связь между командами и проверить
готовность к остальным этапам игры.


Примечание. Этот сюжет игры целесообразно визуализировать, по­этому все цели, намерения и ожидания участники игры рисуют на доске или ватмане с помощью схем, таблиц, символов.

По итогам данного фрагмента руководитель игры делает критический ана­лиз услышанного и понятого и предлагает осуществить коррекцию целей, если в этом есть необходимость. Как правило, она есть, так как многие играющие вместо конкретных целей, выраженных глаголами, формулируют лозунги и призывы.

2.6. Коррекция участниками игры целе й, намере ний и ожида­ ний.

На основе высказанных критических замечаний руководителя и участников игры (глобальность, абстрактность целей, уход от по­зиции «здесь и сейчас», неточность формулировки и т.п.) происхо­дит коррекция задания.

2-7. Представление откорректированных целей, намерений и Щкиданий.

Фиксация и объяснение новой информации на доске.

Общее время на второй этап: от 1 до 1,5 часа.

3. Дискуссия-тренинг

На третьем этапе каждая команда делает свое сообщение в порядке очереди (по кругу, по мере готовности, по жребию). После каждого сообщения представители других групп задают вопросы в разном жанре и получают на них ответы. Затем груп­пы готовятся к дискуссии в заданных видах устной информации, а именно:

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова партнера.

Суэ/сдение - форма мышления, представляющая собой сочета­ние понятий, из которых одно определяется и раскрывается через Другое мнение, заключение.

Мнение - объяснение, выражающее оценку чего-нибудь, отно­шение к кому-нибудь, взгляд на что-либо.

Комментарий — объяснение, толкование к какому-либо тексту (письменному или устному). Рассуждения, пояснительные и крити­ческие замечания о чем-нибудь.

Резюме — краткий вывод из сказанного, услышанного.

Вывод - умозаключение, то есть то, что «выведено» из инфор­мации.

Во время дискуссии основной докладчик готовит резюме, а все остальные члены команды выявляют адекватность видов устной коммуникации, которые сформулировали участники игры по типу: что мы услышали. Анализ реплик, суждений и комментариев осу­ществляет также группа «компетентных судей», они же оценивают и адекватность вопросов жанру, их краткость, корректность фор­мулировки и другие параметры.


ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

• При обращении друг к другу следует говорить: «Уважаемый кол­лега».

• Прежде чем ответить на вопрос, необходимо его повторить: «Пра­вильно ли я вас понял...?»

• Никогда не следует говорить: «Вы неправильно меня поняли» или «Вы невнимательно меня слушали», «По-моему, я очень четко сформулировал свою мысль» и т.п. Вместо этого следует взять «вину» на себя (то есть создать условия партнеру для почетной капитуляции) и сказать: «По-видимому, я плохо (неточно) сфор­мулировал свою мысль».

• К неожиданностям, возникающим во время дискуссии, нужно от­носиться спокойно, без нервозности, не принимая позу «оборо­ны» или «нападения».

• Не мешайте партнеру говорить и демонстрируйте умение слушать, не пытайтесь заполнить паузы или молчание, не создавайте пре­пятствий для выступления оппонента.

• Пользуйтесь свободно и широко своим «орудием успеха», фор­мирующим симпатию: контакт глаз, улыбка, доброжелательный взгляд, тембр голоса, ритм речи - все должно быть приятным для слуха и для глаз.

ВОПРОСЫ К ВЫСТУПАЮЩИМ Вопрос на уточнение: «Уточните, пожалуйста...», «Правильно ли я вас услышал...?», «Повторите, пожалуйста».

Вопрос на развитие: «Не могли бы вы сообщить дополнитель­но...?», «Не могли бы вы разъяснить более подробно...?» или Что? Где? Когда? Как? Почему? Зачем? Какой? и т.д.

Вопрос на отношение: «Как вы относитесь к...?», «Что вы дума­ете о...?»

Вопрос на понимание: «Правильно ли я вас понял...?» Вопрос-тест: применяется при необходимости проверить ин­формированность партнеров по тому или иному вопросу, напри­мер: «Знает ли коллега зарубежную литературу по имиджу и пре­зентациям?». После положительного ответа коллеге предлагается тест интереса к литературе по названной проблеме, в котором, на­пример, называется популярная книга и предлагается найти ее ав­тора из пяти предложенных фамилий.

Вопрос-ловушка - провокационный вопрос, трюковый. Является
также разновидностью теста. Он построен так, что партнеру пред­
лагается ответить о несуществующем (скажем, дать оценку книги
вымышленного автора или с придуманным названием). Чаще все­
го эти вопросы используются при проверке профессиональной ком­
петентности. 431


Как правило, во время дискуссии участники игры задают от­крытые вопросы (не предполагающие готовых вариантов ответов), позволяющие развить мысль, получить дополнительную информа­цию, найти истину. На подготовку вопросов целесообразно дать 2—3 минуты.

3.1. Каждая группа готовит вопгюсьг во всех жанрах, то есть идет тренинг по отработке умения задавать разнообразные вопросы. Ко­манда докладчика отвечает на вопросы, демонстрируя безусловно перспективную стратегию взаимодействия.

Бланки для оценивания вопросов и высказываний участников игры раздаются «компетентным судьям» заранее.

Оценку можно осуществлять по 3-балльной шкале:

- соответствует полностью - 3 балла;

- соответствует частично - 2 балла;

- практически не соответствует - 1 балл;

- не соответствует - 0.

Бланк оценивания вопросов по докладу

Nan/a Критерии оценки Группа
№1 Л» 2 №3
1.2. 3. 4. Точность вопроса но жанру Корректность формулировки Наличие информационного запроса Краткость и лаконичность      

Бланк оценивания видов устной информации

п/п Виды информации Соответствует полностью Не в пол­ной мере Час­тично Не соот­ветствует
1. 2. 3. 4. 5. Реплики Суждения Комментарий Резюме Выводы        

3.2. Группа «компетентных судей» анализирует качество услы­шанной информации, вьгявляет несоответствие высказываний жан­ру, допущенные ошибки, поощряет тех, кто играет по правилам и в заданных нормах. При этом допустимо делать как промежуточ­ный анализ, так и окончательный.

3-3- Группа, которая выступа ла_с сообщением, также оценивает те.х,.кто участвовал в дискуссии, повторяя мнения всех участников,. резюмируя и подводя итоги дискуссии.


3.4. Окончательный анализ этого этапа игры делает руководи­тель игры «РАНАДО». Он подводит общие итоги, выделяет участ­ников игры, продемонстрировавших наилучшие результаты, ком­ментирует ошибки и трудности, возникшие во время дискуссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: