Необходимое время: около получаса и больше (до часа), если участников много. Цели
• Изучить индивидуальные различия в стиле ведения переговоров.
• Исследовать пути разрешения конфликта.
• Поупражняться в способности убеждать как в навыке, необходимом для менеджера.
Размер группы: зависит от условий; теоретически в этом занятии может участвовать неограниченное число игроков и зрителей, но всем им должно быть хорошо видно и слышно происходящее.
Условия: любой учебный класс. Порядок действий.
1. Убедитесь, что всем удобно сидеть и все вас хорошо видят и
слышат.
2. Огласите сценарий:
«Я хочу, чтобы вы представили, что сегодня утром в вашем офисе сломалось копировальное устройство, а починили его только что. Сейчас 16.30, а в 17.00 все обычно расходятся по домам. Но к завтрашнему утру, к 8.30, в каждую из 150 папок нужно положить по 20 листов материалов для конференции. Ваша задача как менеджера офиса: убедить соответствующего сотрудника задержаться и подготовить копии. К несчастью, дело осложняется тем, что этот человек, как вам известно, приобрел билеты на единственный джазовый концерт, который знаменитая на весь мир группа дает сегодня вечером. Этот сотрудник всю ночь простоял в очереди, чтобы достать билеты, и несколько недель только и говорил о предстоящем концерте».
|
|
1. Попросите одного из участников занятия исполнить роль менеджера, а кого-то еще - подчиненного.
2. Помогите им войти в роль, но не более того, затем дайте обоим возможность обсудить игровую ситуацию.
3. Когда сцена естественным образом заканчивается (неважно, как) или когда один игрок сообщает, что «с них хватит», попросите еще двух человек взять на себя эти роли и проверить, насколько далеко они сумеют продвинуться в своих переговорах. Вы можете захотеть разыграть сцену еще раз, с другой парой, но мы обычно считаем, что трех раз достаточно.
Анализ
После каждого выступления спрашивайте аудиторию: «Как вы считаете, исходя из только что увиденного и услышанного, будут ли папки лежать утром перед делегатами конференции?» Вот пример, когда все участники ответили на это: «Да!»
Менеджера играл мужчина по имени Джим. Обращаясь к своему «сотруднику», он начал со слов: «Послушай, Том, я не собирался тебя ругать. Я знаю, что ты не виноват: так получилось. Тут ничего не поделаешь».
Том ответил: «Что ж, спасибо, Джим, я это ценю» - несмотря на необоснованное предположение Джима, что именно Тома нужно ругать в первую очередь.
«Не думай об этом, - продолжал Джим. - Я знаю, что ты сделаешь все возможное, чтобы исправить ситуацию, и это у тебя получится. Ты один из самых надежных людей в моей команде, и я полностью тебе доверяю. И скажу тебе, что сделаю я - позвоню жене и
|
|
сообщу, что буду поздно. Правда, она позвала на ужин гостей и рассвирепеет из-за моей задержки, но с этим ничего не поделать. Я задержусь хотя бы на час и помогу тебе».
Том снова, с искренней признательностью поблагодарил его, и сценка на этом закончилась. У Тома не только не было возможности заикнуться о билетах на концерт - он даже не захотел о них упомянуть. «Начальник» так ловко управлял его чувствами, что в результате Том не только рвался выполнить работу, но даже поблагодарил менеджера за разрешение ее сделать.
В другой раз «менеджера» играла женщина по имени Эстер, Некоторое время она с очевидным трудом беседовала со своим «сотрудником», который проявлял все большую и большую строптивость. Эстер остановилась, взглянула на нас и сказала: «Мне кажется, все это очень трудным и совершено неправдоподобным, поскольку в моем офисе ничего подобного просто не могло бы случиться». Мы спросили: «Почему?» И она ответила: «Потому что в ту же минуту, когда копир сломался, я бы позвонила в ближайшую типографию, чтобы договориться с ней о подготовке всех материалов к конференции». Она настаивала, что в ее офисе никогда не бывало ЧП.
«Забавно, - заметил Джим. - В моем офисе они происходят постоянно!» Кто-то спросил у Джима, доводилось ли ему использовать кризисные ситуации с целью стимуляции рабочего и творческого процессов?
Эстер была откровенно потрясена: она просто не могла поверить, что кто-то мог вести себя столь безответственно. В обычном случае она уволила бы такого человека за некомпетентность, но Джим известен как знающий специалист. Все присутствующие тут же принялись обсуждать, как чувствует себя человек, который ненавидит ЧП, тщательно все планирует, избегает любых неожиданностей и которому приходится работать с субъектом, использующим любую возможность дестабилизировать ситуацию или отношения, поскольку кризисная ситуация является для него творческим стимулом.
Завершение:
Спросите участников:
• выявило ли, по их мнению, данное упражнение различия в способах переговоров разными людьми;
• помогает ли оно исследовать возможности компромиссного разрешения конфликта;
• что они узнали об искусстве убеждать как качестве, необходимом для лидерства.
ТРЕНИНГ «ЯЗЫК ТЕЛА»
Время: от 45 минут до 1 часа.
Цель: исследование невербальных проявлений в контексте групповой работы.
Количество участников: от 5 до 25 человек. Обстановка: просторное помещение, в котором участникам будет комфортно находиться. Все стулья должны быть одинаковыми, на протяжении всего упражнения участники должны оставаться в тесном кругу. Преподаватель также должен сидеть в кругу.
Процедура: поскольку очень сложно делать однозначные выводы о том, какую информацию «передает» тело, полезно провести исследование того, как люди воспринимают посылаемые им невербальные сообщения. Во время выполнения данного упражнения участники занятия должны просто молча сидеть на своих местах. Затем добровольца из числа обучаемых просят «устроить поудобнее» остальных членов группы, то есть произвести некоторые изменения, цель которых - сделать так, чтобы каждый почувствовал себя более комфортно на своем месте. Например, если доброволец видит, что у одного из участников руки перекрещены, то он может привести их в нормальное положение, или опустить чуть ниже плечи у другого участника, или повернуть чуть в сторону голову третьего. После двух-трех таких изменений тренер инициирует обсуждение того, что каждый из присутствующих думает и чувствует по поводу произведенных изменений. По возможности преподаватель также может участвовать в выполнении данного упражнения.
|
|
Оценивание: проходит в форме инициируемого преподавателем обсуждения того, каким образом приобретенные в результате выполнения данного упражнения знания могут быть использованы на рабочем месте.
Завершение: участникам дается пять минут на вопросы, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и вообще про-говаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.
Примечание. Перед выполнением данного упражнения целесообразно предложить участникам немного теории, относящейся к невербальному общению.