Маркетинговая информационная система

В условиях рынка каждое предприятие должно создать маркетинговую информационную систему (МИС), основным назначением которой является своевременное обеспечение руководства предприятия, руководителей и специалистов подразделений и служб маркетинговой информацией для принятия решений в удобной для восприятия форме.

МИС – это совокупность персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенных для сбора, обработки, анализа, хранения и распределения своевременной и достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.

Виды маркетинговой информации представлены в табл. 15. /9, 17/.

Таблица 15

Классификация маркетинговой информации

Признаки классификации Виды маркетинговой информации
   
Период времени, к которому относятся сведения · Историческая · Текущая · Прогнозная
Назначение информации · Справочная · Рекомендательная · Нормативная · Сигнальная · Регулирующая
Отношение к этапам принятия маркетинговых решений · Констатирующая · Поясняющая · Плановая · Информация для контроля
Продолжение таблицы 15
   
Возможность численной оценки · Количественная · Качественная
Периодичность возникновения · Постоянная · Переменная · Эпизодическая
Источники информации · Первичная · Вторичная

Основными требованиями к маркетинговой информации являются /17/:

а) актуальность – информация должна отражать ситуацию в данный момент времени;

б) достоверность – получаемые данные должны точно воспроизводить рыночную ситуацию, быть объективными;

в) полнота отображения – информация должна базироваться на объективном учете всех влияющих факторов;

г) релевантность – получение требуемой информации и устранение ненужных данных;

д) целенаправленность – данные должны быть сориентированы на конкретные цели и задачи производства и реализации продукции;

е) согласованность и информационное единство – разработанная система показателей должна исключать возможность противоречий в выводах, несогласованность первичных и производных данных.

В целом МИС предприятия включают следующие системы:

а) система внутренней информации – содержит сведения о производственно-хозяйственной деятельности предприятия и обеспечивает их хранение и своевременную выдачу для принятия решений;

б) система внешней информации – содержит информацию о событиях и ситуациях во внешней маркетинговой среде (сбор, регистрация и анализ «вторичных» данных);

в) исследовательская информация, получаемая в результате маркетинговых исследований, содержит необходимые дополнительные данные для решения конкретных маркетинговых задач, получаемые в результате специальных маркетинговых исследований (сбор и анализ «первичной» информации);

г) система анализа информации – представляет собой совокупность приемов современных экономико-математических и статистических методов обработки и анализа маркетинговой информации.

В составе МИС предприятия целесообразно выделить специализированные информационные подсистемы: «Товар», «Производственно-хозяйственная деятельность предприятия», «Рынок сбыта», «Потребитель», «Конкурент», «Посредник» и др. В данных системах регистрируется, анализируется и систематизируется соответствующая информация, формируются различные выходные документы. Все это позволяет создать на предприятии централизованный фонд информационной базы маркетинга.

Для организации и эффективного функционирования МИС требуется использование автоматизированных систем сбора, обработки и представления данных, внедрения новейших информационных технологий и информационных систем, компьютерных сетей, экспертных систем и автоматизированных банков данных.

Контрольные вопросы

1. Какие факторы влияют на выбор оргструктуры службы маркетинга?

2. Назовите виды оргструктур службы маркетинга, их достоинства и недостатки.

3. Какие отделы (подразделения) создаются в службах маркетинга на предприятии?

4. Опишите цикл маркетингового управления.

5. Что представляет собой стратегия и тактика маркетинга?

6. Назовите виды стратегий маркетинга.

7. Какие применяются типы контроля маркетинга? Их цели и содержание.

8. Что представляет собой система маркетинговой информации?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: