Контрольные вопросы
1. Каковы основные особенности исторического развития предпринимательства в России?
2. Назовите основные этапы развития теории предпринимательства и их черты.
3. Расскажите об особенностях предпринимательства в России на современном этапе.
4. Дайте определение предпринимательства.
5. В чем заключается сущность предпринимательской деятельности?
6. Назовите существенное свойство, отличающее предпринимательство и бизнес.
7. Чем вызвано появление руководителей-специалистов узкого профиля?
8. Какой этап развития общества в России вы считаете наиболее значимым для развития предпринимательской деятельности?
Практические задания
1. Составить схему развития форм и типов предпринимательской деятельности в России Х1Х – ХХ вв.
2. Представить схематично классификацию предпринимательской деятельности.
3. Привести примеры современного бизнеса по сфере деятельности на базе предприятий г. Наб.Челны.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. М.: ИВЦ «Маркетинг».
|
|
2. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.Г. Коммерческая деятельность. –М.: Маркетинг, 2000.
3. Панкратов Ф.Г. Практикум по коммерческой деятельности. – М.: Маркетинг, 1999.
i. 7.2 Дополнительная литература
4. 18 Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
5. 19 Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация. – М.: Инфра – М, 2000.
- 20 Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленной фирмы. – М.: Экономическое образование,1995.
1.2 Содержание предпринимательской деятельности
Предпринимательской деятельности уделяли внимание многие выдающиеся ученые (Р.Кантильон, А.Смит, Ж.Бодо, Жан Батист Сэй, А.И.Агеев, А.Петражицкий, Й.Шумпетер).
В настоящее время имеется несколько подходов к определению сущности предпринимательства. По мнению американских ученых, предпринимательство – это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство – это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами на свой риск и под свою ответственность. Существует и такая точка зрения: предпринимательства – это процесс создания нового, обладающего стоимостью.
Согласно современному российскому законодательству, под предпринимательской деятельностью понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом – продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
|
|
Предпринимательство принято определять как: свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.
Предпринимательство как явление 1) отражает совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и т.д.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров и получением прибыли; 2) систему отношений (финансовых, экономических, социальных), возникающих у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с партнерами; 3) отражает характер отношений предпринимателей с партнерами по делу на основе инструментов товарного производства и обращения (законы рынка, конкуренции и др.).
Предпринимательство как процесс – это цепочка целенаправленных действий предпринимателей с момента рождения идеи и ее воплощением в предпринимательском проекте. Он включает в себя 1) поиск новых идей, 2) и анализ и оценка исходя из потребностей рынка, 3) формирование целей по реализации идей, 4) освоение производства нового товара, 5) совершенствование организации производства. Осуществление процесса охватывает пять случаев:
1. изготовление нового блага, или нового качества блага;
2. внедрение нового метода производства;
3. освоение нового рынка сбыта;
4. получение нового источника сырья или полуфабрикатов;
5. проведение соответствующей реализации – монополизация или демонополизация рынка.
В рыночной экономике предпринимательству характерны следующие функции: общеэкономическая, ресурсная, творческо – поисковая (инновационная), социальная, организаторская.
Определяющей функцией на рынке является общеэкономическая функция Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и доведение их потребителю, происходящая под воздействием системы экономических законов рыночной экономики.
В предпринимательстве его ресурсная функция являются важной, так как задействованы разнообразные ресурсы: материальные (трудовые, земля, природные, средства производства) и нематериальные (научные достижения, талант, научно – технические идеи, нововведения). Погоня за прибылью может приводить к разбазариванию ресурсов, чрезмерной их эксплуатации.
Предпринимательству свойственна творческо – поисковая функция (инновационная), связанная с использованием в процессе новых средств и их выработкой для достижения цели.
В рыночной экономике предпринимательство приобретает социальную функцию, выражающееся в том, что появляются собственники, образующих новый слой общества, происходит увеличение численности наемных работников за счет открытия новых рабочих мест, сокращается безработица.
Организаторская функция проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, формирование управления делом, диверсифицирование производства, быстром развитии малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, сущность предпринимательства проявляется в сочетании всех присущих ему функций.
Специфика предпринимательства как особого типа хозяйственного поведения выражается в непрерывно осуществляемой цепи обменных операций. В то же время сам по себе обмен становится источником предпринимательской деятельности.
Предпринимательской деятельности характерен коммерческий риск, который связан с нацеленностью субъекта на получение прибыли. Предпринимательство как особый вид хозяйственного поведения реализовывает свои свойства в условии конкуренции участников рынка.
|
|
В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главные сферы предпринимательства: производственную, коммерческую, финансовую и сферу потребления.
Основой успешного осуществления коммерческой деятельности является ее информационное обеспечение. Следующим этапом является определение потребности в товарах. Важным этапом коммерческой деятельности является выбор наиболее предпочтительных партнеров. Заключительным этапом является вопрос об установлении договорных отношений с поставщиками.
На предприятиях оптовой торговли основными этапами коммерческой деятельности являются:
· управление товарными запасами;
· управление ассортиментом товаров;
· рекламно – информационную работу;
· оптовую продажу товаров;
· оказание услуг оптовым покупателям.
Поскольку любой бизнес в той или иной степени связан с основными фазами воспроизводства производства продукции (товаров, услуг), обменом и распределением товаров, их потреблением, можно выделить следующие виды предпринимательской деятельности: производственное, коммерческое, финансовое, консультативное предпринимательство. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе, подразделяться на подвиды.
ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | |||
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ | КОММЕРЧЕСКОЕ | ФИНАНСОВОЕ | КОНСУЛЬТАТИВНОЕ |
Инновационное | Торговое | Банковское | Общее управление |
Научно техническое | Торгово-закупочное | Страховое | Администрирование |
Производство товаров | Торгово-посредническое | Аудиторское | Финансовое управление |
Оказание услуг | Торговые биржи | Фондовые биржи | Управление кадрами |
Производственное потребление товаров | Маркетинг | ||
Информационное | Производство | ||
Информационные технологии | |||
Специализированные услуги |
Основу производственного предпринимательства составляет производство – материальное и интеллектуальное. Он поставлен на создание вещей, ценностей, благ, полезного продукта, необходимого потребителям, и способного быть проданным по определенной цене или обмененным на другой товар.
|
|
Производственное предпринимательство – это производство товаров, строительных работ. Транспортировка грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, обучение, выпуск печатной продукции и т.д. Эта деятельность опирается на изучение предпринимательской среды, насколько производимая продукция необходима потенциальному потребителю; осуществляется за счет собственных или заемных средств, под свою имущественную ответственность и на свой риск.
Схема производственного предпринимательства такова: после изучения и анализа рынка, предприниматель приобретает или арендует основные средства – помещения, оборудование; закупает оборотные средства – материалы и комплектующие; привлекает рабочую силу; организует управление. Изготовленный товар продается предпринимателем либо непосредственно потребителю, либо торговому посреднику. Задача предпринимателя состоит в том, чтобы производство окупилось, доход превысил расходы, включая налоги. Реализованной продукцией считается как отгруженная, фактически оплаченная, так и продукция, платеж за которую еще не поступил на расчетный счет предприятия, или в счет которого получены векселя.
Коммерческое предпринимательство включает операции и сделки по купле продаже товаров и услуг, осуществляемые товарными биржами и торговыми предприятиями, торгово-закупочными, торгово-посредническими предприятиями.
Общая схема коммерческого предпринимательства аналогична схеме производственного предпринимательства, однако, основным отличием является: приобретается-реализуется готовый товар. В переходный период рыночной экономики коммерческим предпринимательством занимались индивидуальные предприниматели. В настоящее время наряду с малым и средним бизнесом развиваются крупные торговые сети.
Сфера деятельности финансового предпринимательства – обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает в производственную, коммерческую деятельность. Она может быть самостоятельной: банковское, страховое, аудиторское, фондовые биржи.
На рынке денег, валюты и ценных бумаг участниками выступают коммерческие банки, фондовые биржи, финансовые институты, предприятия, организации, физические лица – предприниматели.
Финансовый рынок – это рынок кратко, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, вкладов, ценных бумаг, он включает рынок капитала (средне- и долгосрочный кредиты, ценные бумаги) и денежный рынок (краткосрочные кредиты и ценные бумаги).
Финансовое предпринимательство –это разновидность коммерческого предпринимательства, объектом купли-продажи выступают деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры). Товаром выступают финансовые активы.
Различают формы финансового предпринимательства: эмиссия ценных бумаг, покупка ценных бумаг, сделка активная – размещение своих активов, сделка «товар против фьючерсов», сделка арбитражная, сделка банкнотная, другие сделки – биржевая, биржевая закрывающаяся, биржевая кассовая, биржевая контактная, биржевая с кредитом.
Финансовое предпринимательство опирается на достоверную информацию, обеспечение вычислительной и организационной техникой.
На рынке ценных бумаг осуществляются разные виды профессиональной деятельности: брокерская, дилерская, клиринговая, депозитарная, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Кредитные организации – банки – осуществляют предпринимательскую деятельность на основе лицензии, выданной Банком России. Банки выполняют около девяти банковских операций: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов ф\юр\лиц; осуществление расчетов по поручению ф\юр\лиц; инкассация денежных средств, векселей и кассовое обслуживание и др.
При страховом предпринимательстве страховые организации гарантируют страхователям возмещение ущерба при возникновении риска потери имущества, здоровья, жизни и других видов потерь. По договору имущественного страхования могут быть застрахованы не менее трех имущественных интересов: риск гибели, недостачи или повреждения имущества; риск гражданской ответственности; предпринимательский риск.
В развитой рыночной экономики велика роль посреднической предпринимательской деятельности. В качестве посреднической предпринимательской деятельности выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, коммерческие банки и другие кредитные организации.
Одним из перспективных видов предпринимательства выступает консультативное (консалтинг) предпринимательство. Оно разнообразно по подвидам; администрирование, общее управление, финансовое управление, управление кадрами и т.д.
Консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Малым предприятиям необходимы консультации, аудиторов, маркетологов и советы в области налоговой практики. Вопросы стратегии развития предприятия, оптимизации его организационной управленческой структуры интересуют крупные промышленные и коммерческие предприятия.
1.3 Формула предпринимательства
Формула предпринимательства – получение максимальной прибыли при минимальном риске. Ее реализация происходит в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела, обусловленной рыночными отношениями и динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда следует, что важнейшими чертами предпринимательства являются: самостоятельность и независимость хозяйственных субъектов, экономическая независимость, хозяйственный риск и ответственность, мобильность и динамичность предпринимательских действий.
Предприниматель как личность представляет собой неординарную личность.
С точки зрения экономиста предприниматель – это тот, который соединяет средства, труд, материалы и другое таким образом, что их совокупная стоимость возрастает. Постоянно вносящий изменения. Внедряет инновации и преобразует заведенный порядок.
С точки зрения психолога, предприниматель –это человек, которым движут определенные мотивы: желание добиться чего-то в жизни, самоутвердиться, апробировать что-то новое. Обрести самостоятельность.
С точки зрения самих п редпринимателей предприниматель может представлять угрозу. Опасность соперникам, или, наоборот, партнером, поставщиком, покупателем или просто человеком с интересными идеями, в которого не жалко вложить деньги.
С точки зрения политэконома, предприниматель – это человек, приумножающий не только свое, но и национальное богатство.
Предпринимателя характеризует организаторский талант, творческое начало, умножение богатства, готовность к риску, стремление к новизне.
Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового. обладающего ценностью; процесс поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной, социальной ответственности; приносящей в результате доход и личное удовлетворение от достигнутого.
Предпринимательская деятельность осуществляется государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Они оказывают образовательные услуги: платные и бесплатные, а также другие операции: торговля покупным оборудованием, оказание посреднических услуг, приобретение акций и др.
Контрольные вопросы
1. Укажите научные источники анализа предпринимательства?
2. Назовите основные этапы развития теории предпринимательства и их черты.
3. Какие имеются подходы в определении сущности предпринимательства?
4. Какие функции характерны предпринимательству?
5. В чем заключается сущность предпринимательской деятельности?
6. Назовите существенное свойство, отличающее предпринимательство и бизнес.
7. Расскажите о видовых формах предпринимательской деятельности.
8. Почему предпринимательству характерна творчески-поисковая функция?
9. Каковы особенности видов предпринимательской деятельности?
10. Какие черты характера, на ваш взгляд, присущи успешному предпринимателю?
11. В чем заключается сходство и различие в личностных качествах предпринимателя и менеджера?
12. Что, на ваш взгляд, сдерживает развитие консалтинга в России?