Практические задания. 1. Установите тип организации (коммерческая, некоммерческая): хозяйственное товарищество, фонд

1. Установите тип организации (коммерческая, некоммерческая): хозяйственное товарищество, фонд. Трест, ассоциация, производственный кооператив, учреждение, ООО, потребительский кооператив, артель.

2. Составить таблицу основных типов коммерческих организаций по следующей форме:

Тип организации Учредители Формы учредительных документов Органы управления   Ответственность   Капитал (уставный, складочный)   Ценные бумаги Условия реорганизации и ликвидации
               
               
               
               

3. Установите соответствия:

Товарищество Договор о учреждение Уставный капитал разбивается на акции
Открытое акционерное общество Устав и учредительный договор Уставный капитал разбивается на доли определенного размера
Общество с ограниченной ответственностью Учредительный договор Складочный капитал разбивается на вклады

ЛИТЕРАТУРА:

1.Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. М.: ИВЦ «Маркетинг».

2.Панкратов Ф.Г., Серегина Т.Г. Коммерческая деятельность. –М.: Маркетинг, 2000.

3.Панкратов Ф.Г. Практикум по коммерческой деятельности. – М.: Маркетинг, 1999.

Дополнительная литература

1. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.

2. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация. – М.: Инфра – М, 2000.

3. Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленной фирмы. – М.: Экономическое образование,1995.

1.5. Предпринимательская деятельность малых и средних предприятий

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние, малые и микропредприятия. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Крупные предприятия рациональны в отраслях с высокой капиталоемкостью, большими объемами производства:

В последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства: коммерческий бизнес, сфера общественного питания, оказание услуг населению, строительство, мелкий ремонт, производство товаров. Деятельность малого предпринимательства опирается на правовую базу Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (24.07.№209-Ф). Развитию малого бизнеса способствует демонополизация народного хозяйства страны принудительно, и за счет инициативного разукрупнения монопольных производств. Численность работников малого бизнеса за два предшествующих последовательных календарных года составляет:

1. Микропредприятия – не более 15 человек;

2. Малые предприятия – от 16 до 100 человек;

3. Средние предприятия – от101 до 250 человек.

Возможность эффективного функционирования малых форм бизнеса определяется рядом их преимуществ: близость к местным рынкам, приспособленность к запросам клиентов, производство и торговля малыми партиями, исключение излишней звенности в управлении, сокращение безработицы, открытие дополнительных рабочих мест.

В зависимости о того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике выделяют следующие виды малых производственных предприятий: коммутанты, патиенты, эксплеренты.

Коммутанты специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, промежуточной сборке. Находясь в тесном контакте с крупным производством, они освобождают их от невыгодного вспомогательного производства.

Патиенты специализируются на выпуске конечной продукции, ориентированной на локальный рынок сбыта с ограниченным спросом, местное сырье. Это производство одежды, обуви, мелкое строительство. Они могут успешно конкурировать с крупны производством.

Эксплеренты – это венчурные фирмы или инновационные предприятия, занимающиеся научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

Характеристика экономической деятельности малого предприятия

Малое предприятие осуществляет один или несколько видов деятельности во всех сферах и отраслях народного хозяйства на основе лицензии, самостоятельности в хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции чистой прибыли. Основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия – планирование. Основу планов составляют договоры с потребителями продукции, работ, услуг. с поставщиками сырья, материалов. Малое предприятие планирует перспективы роста, производственное и социальное развитие предприятия, рост доходов работников.

Предприятие реализует свою продукцию по ценам тарифам, устанавливаемым самостоятельно, или на договорной основе, или по государственным ценам.

Источниками формирования финансовых ресурсов малого предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, паевые взносы, кредиты. Для хранения денежных средств и осуществления расчетов предприятие открывает расчетные счета в банке, в национальной и иностранной валюте.

Малое предприятие самостоятельно устанавливает форму, систему и размер оплаты труда работников предприятия. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда, меры социальной защиты работников, льготы, дополнительные меры поощрения. Работники малых предприятий подлежат социальному и медицинскому обеспечению.

Вновь созданное предприятие в течении двух финансовых лет, следующих один за другим, со дня госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей заявляет среднюю численность работников и выручку от реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость и балансовую стоимость активов за календарный период.

1.6Государственная поддержка малого бизнеса

В настоящее время недостаточна роль малых предприятий в экономике России. Федеральным законом государство устанавливает основные принципы политики по отношению к малому и среднему бизнесу: полномочия распределяются между федеральными и органами государственной власти субъектов, местного управления; обеспечение благоприятных условий развития предпринимательства органами власти – субъекта Федерации, местных органов; обеспечение участия предпринимателей в выработке государственной и муниципальной политики в области предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к государственной поддержке.

Государство оказывает поддержку и защиту интересов экспортно-ориентированных малых предприятий; развитию кредитования, и лизинга малого бизнеса; предоставляются налоговые льготы – специальные налоговые режимы, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, упрощенный порядок составления статистической отчетности, особенности приватизации государственного и муниципального имущества, участие в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ, меры по обеспечению прав и интересов субъектов бизнеса при осуществлении государственного контроля, меры финансовой поддержки субъектов предпринимательства, меры для развития инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства.

В настоящее время создаются бизнес-инкубаторы, оказывающие реальную помощь предпринимателям: консультации специалистов, организация обучения персонала, помощь в продвижении продукции на рынке сбыта.

1.7 Инновационный бизнес

Предпринимательская деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры, улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологий их изготовления, внедрения и реализации на рынке, называется инновационной. Инновация – это результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения эффекта: экономического, социального, научно-технического и др. Инновационный стиль работы ускоряет научно-технический прогресс, способствует венчурному бизнесу, способствует замене морально устаревших и физически изношенных основных фондов, обеспечивает рост производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции.

Инновационное предпринимательство базируется на принципах разделения и распределения риска между предпринимателями и инвесторами.

Венчурное предпринимательство

Предпринимательская деятельность, связанная с финансовыми и капитальными вложениями в инновацию, называется венчурными инвестированием. Вложение венчурного капитала в высокотехнологичные компании обусловлено стремлением получать более высокие доходы по сравнению с инвестициями в другие проекты. Это обеспечивает создание новых рынков сбыта, достижение лидирующего положения на нем. Участники венчурного бизнеса способствуют продвижению прогрессивных технологий, порождают новые научные направления, а также получают высокие доходы.

Схема венчурного бизнеса следующая: венчурный инвестор финансирует создание компании, поддерживает ее развитие, оказывает содействие в выпуске акций для продажи на фондовом рынке с целью получения прибыли и трансформации инвестиций в деньги.

Важнейшим механизмом контроля деятельности финансируемой компании выступает поэтапная схема вложений капитала, т.е. средства инвестируются не все сразу, а только часть, необходимая для достижения очередного этапа. Еще одним механизмом гарантирования венчурных вложений является использование конвертируемых ценных бумаг как способа организации контрактных отношений венчурного капиталиста и финансируемой компании. Большинство инвесторов ориентируются не на получение дивидендов на вложенный капитал, а на его прирост. Величина прироста капитала выявляется лишь при выходе предприятия на фондовый рынок. Учредительская прибыль – основная форма дохода на венчурный капитал – реализуются инвесторами после того, как акции венчурного предприятия станут котироваться на фондовом рынке.

Главной особенностью венчурных вложений является способ выхода венчурных инвесторов из капитала финансируемых компаний, трансформации их инвестиций в деньги. Существует три таких механизма: поглощение компании другой фирмой; выкуп акций остальными собственниками финансируемой компании; выпуск акций посредством первичного размещения капитала.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются преимущества и недостатки индивидуальной и коллективной собственности?

2. Какие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности получили наибольшее распространение и почему?

3. Какие организационно-экономические формы предпринимательской деятельности получили в России распространение?

4. С какой целью образуются ассоциации?

5. Почему образование и деятельность консорциумов, синдикатов и картелей строго регламентируется антимонопольным законодательством?

6. На какие группы делятся предприятия по признаку численности работников?

7. В какой сфере предпринимательской деятельности наиболее распространены малые и средние предприятия?

8. В чем заключаются преимущества и недостатки малых предприятий?

9. Какие малые предприятия могут составить конкуренцию крупному бизнесу?

10. Что называется чистой прибылью предприятия?

11. Почему для развития малого бизнеса в России важна поддержка государства?

12. Что сдерживает развитие инновационного предпринимательства в России?

13. Какие лица (физические, юридические)могут выступать в качестве венчурных инвесторов?

14. Каким образом можно снизить риск венчурного инвестирования?

1.8 Коммерческие службы организации

Успешное осуществление предпринимательской деятельности в коммерческих структурах обеспечивается коммерческими службами и отделами, возглавляемых первыми заместителями директоров предприятий, коммерческими директорами.

В состав коммерческих служб включают:

1. торговые или товарные отделы;

2. отделы маркетинга и продаж;

3. коммерческие павильоны;

4. выставочные павильоны;

5. залы товарных образцов оптовых предприятий.

Коммерческие службы организуют выполнение комплекса оперативно - организационных и хозяйственных операций с товарами и услугами на рынке, обеспечивают конкурентоспособность предприятия, подбирают поставщиков и потребителей, совершенствуют сферу деловых отношений с партнерами, оказывают влияние на качество продукции.

Рассмотрим структуру коммерческой службы крупной оптовой фирмы в форме ЗАО. Высшим органом данного предприятия является общее собрание акционеров, которое наделяется полномочиями: утверждать устав предприятия, определять величину уставного капитала и т.д. Решение собрания передается совету директоров, которые направляют его в плановый отдел. Комплексный план, утвержденный советом директоров, доводится начальникам отделов, а далее исполнителям. В процессе работы обязателен контроль руководителями исполнения выданных ими заданий.

Количество и специализация оперативных коммерческих служб зависит от сегментации рынка и реализуемой продукции. В состав коммерческой группы (отдела) входит 3-4 человека. Изучая рынок покупателей и поставщиков, они обязаны готовить предложения по ряду вопросов: по изменению ассортимента товаров, замене поставщиков, по замене посредников, по выходу предприятия на новые направления, ведет договорную работу с партнерами.

Коммерсант в рыночной экономике – это центральная фигура бизнеса, так как выполняет функции по руководству и регулированию торговым процессом. Специалист торгового дела должен знать нормативно – правовую базу бизнеса, строго соблюдать требования деловой этики, осознавать особенности конкурентной среды предприятия, обладать необходимыми личностными качествами, например: честность, упорство, инициативность, находчивость, организаторские качества, коммуникабельность и др. К профессиональным познаниям предъявляются особые требования.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные коммерческие структуры, существующие на рынке

2. Какие юридические лица действуют в условиях рыночной экономики?

3. Какие нормативно – правовые документы регламентируют организационно – хозяйственную деятельность участников в предпринимательской деятельности?

4. Указать состав коммерческих служб предприятий.

5. Какие задачи решают коммерческие службы?

6. Какова структура коммерческой службы предприятия?

7. Каковы основные функции коммерческих групп?

8. Какова роль коммерсанта – специалиста в современных условиях рыночной экономики?

9. Каким требованиям должен отвечать специалист, решающий коммерческие задачи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: