Распределение товаров – механизм, по которому осуществляется физическая доставка товаров от производителя к конечному потребителю.
Каналы распределения – совокупность фирм или отдельных лиц, принимающих на себя или помогающих передать кому-либо другому право собственности на товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Виды каналов распределения:
1. По числу уровней. Уровень канала – любой посредник, который выполняет ту или иную функцию по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю.
· Канал нулевого уровня. Между производителем и потребителем нет посредников.
· Одноуровневый канал. Производитель → Розничный торговец → Потребитель.
· Двухуровневый канал. Производитель → Оптовый торговец → Розничный торговец → Потребитель.
· Трехуровневый канал. Производитель → Оптовый торговец → Мелкооптовый торговец → Розничный торговец → Потребитель.
2. По характеру взаимоотношений участников канала:
|
|
· Традиционные каналы – каждый член такого канала независимое отдельное предприятие, стремящееся к получению прибыли. Ни один из членов канала не имеет полного или достаточно полного контроля над деятельностью другого.
· Вертикальные маркетинговые сети (системы):
a. Корпоративные – один участник канала является собственником другого.
b. Договорные – совокупность независимых фирм, связанных между собой договорными отношениями.
c. Управляемая – один из участников канала управляет и координирует деятельность других благодаря своей финансовой мощи и размерам.
· Горизонтальные маркетинговые системы. 2 или более фирмы объединяют свои усилия по совместному освоению рынков.
· Многоканальные маркетинговые системы. Использование различного типа каналов распределения для обслуживания разных целевых рынков.
3. По числу участников в уровне канала:
· Интенсивное распределение – множество участников.
· Распределение на правах исключительности.
· Селективное распределение, т.е. товар можно приобрести у нескольких посредников.
Посредниками в каналах распределения являются оптовые и розничные торговцы.
Оптовая торговля – деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью профессионального использования.
Виды оптовиков:
1. Оптовики-купцы – приобретают товар в собственность.
2. Брокеры или агенты – осуществляют продажу товаров за комиссионное вознаграждение, не приобретая его в собственность.
3. Оптовые отделения и конторы производителей.
4. Специализированные оптовики – ярко выраженная деятельность (например, нефтебазы).
|
|
5. Оптовики, торгующие сельскохозяйственной продукцией.
Розничная торговля – деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для их личного использования.
Классификация предприятий розничной торговли:
1. По количеству оказываемых услуг:
· Магазины самообслуживания:
- Торговля товарами постоянного и повседневного спроса.
- Относительно низкие цены.
- Минимум оказываемых услуг.
· Предприятия свободного отбора товаров:
- Торговля товарами постоянного и повседневного спроса.
- Относительно низкие цены.
- Минимум оказываемых услуг.
· Магазины (предприятия) с ограниченным циклом обслуживания:
- Торговля товарами предварительного выбора.
- Широкий перечень оказываемых услуг.
· Магазины с полным циклом обслуживания:
- Торговля товарами особого спроса и модными товарами.
- Неограниченный спектр оказываемых услуг, вплоть до кредитования, проката и т.д.
2. По месторасположению:
· Предприятия центрального делового района.
· Региональные торговые центры.
· Районные торговые центры.
· Торговые центры микрорайона.
3. По уровню цен:
· Магазин сниженных цен.
· Склад-магазин.
· Магазин среднего уровня цен.
· Магазин – демонстрационный зал, работающий по каталогу.
4. По товарному ассортименту:
· Специализированный магазин.
· Универсам (товары повседневного спроса).
· Универмаг (товары повседневного и постоянного спроса).
· Комбинированный универмаг или торговый центр.
Предприятие сферы усл