Стили управления, деловые и личностные качества управленца

Стиль управления - способ обращении руководителей с подчиненными в процессе исполнения служебных обязанностей. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.

Стиль pyкoвoдcтвa- этo пpивычнaя мaнepa пoвeдeния pyкoвoдитeля пo oтнoшeнию к cвoим пoдчинeнным c цeлью пoвлиять нa ниx или пoбyдить к дeйcтвию (выпoлнeнию зaдaний).
Сyщecтвyeт тpи cтиля pyкoвoдcтвa:

aвтopитapный;

дeмoкpaтичecкий;

либepaльный.

Сyщнocть cтилeй pyкoвoдcтвa.

1. Автopитapный cтильyпpaвлeния cocтoит в тoм, чтo вcя пoлнoтa влacти нaxoдитcя y pyкoвoдитeля и вce peшeния пpинимaютcя им eдинoличнo, нe yчитывaя мнения пoдчинeнныx. В дaннoм cлyчae иcпoльзyeтcя кoмaндный мeтoд yпpaвлeния. Автopитapный cтиль yпpaвлeния нeoбxoдим в кpизиcнoй cитyaции, кoгдa peшeния дoлжны пpинимaтьcя быcтpo и быть чeткo cкoopдиниpoвaны, чтo знaчитeльнo зaтpyдняeтcя в ycлoвияx кoллeктивнoй дeятeльнocти пo paзpaбoткe peшeний.

2.Дeмoкpaтичecкий cтиль пpeдпoлaгaeт дeлeгиpoвaниe pyкoвoдитeлeм чacти cвoиx пoлнoмoчий пoдчинeнным и пpинятиe peшeний нa кoллeгиaльнoй ocнoвe. Он aктyaлeн пpи cтaбильнoй paбoтe пpeдпpиятия и cтpeмлeнии eгo к внeдpeнию иннoвaций.

3. Либepaльный cтиль пpeдcтaвляeт coбoй yпpaвлeниe бeз yчacтия pyкoвoдитeля. Рaбoтники пpeдocтaвлeны caми ceбe, пpиxoдитcя paccчитывaть нa иx диcциплиниpoвaннocть.

Нecмoтpя нa cyщecтвeннyю paзницy в дaнныx cтиляx yпpaвлeния, нeльзя выдeлить cpeди ниx aбcoлютнo эффeктивный или нeэффeктивный, тaк кaк вce зaвиcит oт cитyaции, в кoтopoй oни пpимeняютcя.

Менеджер - это руководитель, профессионально участвующий в управлении- Общей особенностью деятельности менеджеров всех уровней управления является то, что они, по мнению крупного теоретика в области менеджмента Минцберга, исполняют различ­ные роли.

Роль - это набор поведенческих правил, принятых в конкрет­ной организации или соответствующих определенной должности. Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание.

В работах Минцберга выделяется* десять ролей, которые, по его мнению, исполняют менеджеры в различные периоды своей дея­тельности. Эти роли он классифицирует по трем категориям:

1) межличностные,

2) информационные,

3) роли, связанные с принятием решений.

Межличностная роль связана с реализацией менеджером функ­ций руководителя, лидера, в частности с формированием отноше­ний внутри организации, созданием стиля управления, подбором и обучением сотрудников, мотивацией деятельности работников и координацией их усилий.

Информационная роль заключается в том, что менеджер является центром сосредоточения информации, осуществляющим ее прием, переработку и передачу. Информационная роль руководителя реа­лизуется в его контактах с подчиненными и внешними организа­циями, в выступлениях на собраниях и совещаниях, в ознакомле­нии с поступающей информацией и обработке почты.

Роль, связанная с принятием решений, определяет направления движения и развития организации, распределение ресурсов. Эта роль проявляется также при разрешении конфликтов, при проведе­нии переговоров и т.п.

Минцберг справедливо отмечал, что роли менеджера не являют­ся независимыми. Напротив, взаимодействуя, они дополняют друг друга. В зависимости от должности, которую занимает менеджер в организации, могут варьироваться объем и характер его конкретной работы по выполнению перечисленных ролей. Но в любом случае руководитель реализует все определяемые его должностью управ­ленческие роли.

Для выполнения перечисленных выше ролей менеджер должен обладать определенными личностно-деловыми качествами.

Труд менеджера - это труд работника, профессионально заня­того в аппарате управления. Поэтому социально-экономическая природа труда в сфере управления в полной мере характерна и для менеджера. Работу менеджера трудно измерить с помощью нату­ральных показателей. Менеджер использует своеобразные предметы и орудия труда. Период его обучения довольно продолжительный, а к качеству подготовки менеджера предъявляются повышенные тре­бования.

Вместе с тем менеджер - это профессиональный специалист в области управления, обладающий определенной экономической, технической и психологической подготовкой, необходимой для ру­ководства персоналом.

Усилия менеджера должны быть направлены на то, чтобы каж­дый работник фирмы был максимально заинтересован в повыше­нии производительности и качества своей работы. Главным крите­рием работы фирмы в современных условиях является получение прибыли. Однако получение прибыли должно достигаться не любой ценой, а с учетом социальной ответственности менеджера и соблю­дением этических норм.

Управленческие способности - это качества личности, данные от природы. Они не сводятся только к знаниям и навыкам, а тре­буют наличия врожденных способностей быть лидером, обладать умением влиять на поведение других людей. Например, сангвини­ки и слабовыраженные холерики ицеют больше шансов стать хо­рошими менеджерами, чем флегматики или меланхолики, благо­даря хорошим коммуникативным качествам. Коммуникабель­ность, т.е. способность к общению, - необходимое качество для менеджера, так как одно из основных требований, предъявляемых к руководителю, - это умение устанавливать контакты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: