Целеполагание, экономические, производственные, социальные, психологические, идеологические и духовные цели управления

Целеполагание - один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.

С 1 стороны: Наличие обоснованных, перспективных целей организации - главное условие ее функция, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств.

С 2 стороны: функция, целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции — планирования. Еще трактовка целеполагания: оно рассматривается только как исходная стадия всего управленческого цикла и как бы «предшествует» ему; оно поэтому выносится за пределы системы управленческих функций.

Значение целей для организации и Руководителя. Умение ставить четкие практические цели и задачи - одна из основных базовых компетенций эффективного менеджера, но этап постановки целей вызывает сложность у многих рук-лей. Один из самых распространенных, простых и действенных способов постановки целей — использованию системы S.M.A.R.T. В соответствии с данной системой цели должны быть: S (Specific) — конкретные M (Measurable) — измеримые A (Achivable) — достижимые R (Result­oriented) — ориентированные на результат T (Timed) — ограниченные по времени.

Конкретные цели (S) — цель должна быть четко сформулирована. Иначе в конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного. Измеримые цели (M) — если у цели не будет каких­ либо измеримых параметров, то невозможно определить, достигнут ли результат. Достижимые цели (A) — цели используются в качестве стимула для решения каких ­то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперед за счет достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Достаточно ставить сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь в виду, что они должны быть достижимыми. Ориентированные на результат цели (R) — цели должны характеризоваться, исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый результат, то данный час можно провести, попивая кофе или просто болтая. Ограниченные по времени (T) — любая цель должна быть выполнима в определенном временном измерении.

Цель организации - это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь трудовой коллектив. Чем больше целей ставит перед собой организация, тем она более сложна их структуре и управляемости. Цели всегда формируются на основе прогнозов. Чем более отдаленный период времени рассматривается, тем менее точен прогноз, тем в более общей форме ставятся цели. Цели должны быть конкретными и преодолимыми, быть достижимыми, а также взаимно поддерживать друг друга (быть согласованными между собой). Цели являются исходным пунктом планирования, они лежат в основе построения организационных структур, на целях базируется система мотивации, наконец, цели — это точка отсчета в процессе контроля, оценки результатов труда. Достижение целей осуществляется через функции управления. Функции управления -конкретные виды управленческих работ, которые образуют циклический процесс управления.

Цели управления:

1. Экономические цели управления:использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развития организации. Эти экономические рычаги и инструменты отражают социально-экономическую природу организаций и способствуют их развитию в условиях рынка. Среди них важнейшее место принадлежит коммерческому расчету – его суть: соизмерение затрат и резервов хозяйственной деятельности организации и обеспечении прибыльности производства. Так как коммерческий расчет включает в себя: функции управления и экономические рычаги и инструменты, то он способствует обеспечению прибыльности производства, оптимальному использованию капитала, развитию технологии, эффективной кадровой политике. Вырабатывая политику по всем этим вопросам, центральные органы управления используют дифференцированный подход к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности.

2 Производственная цель управления: разработка политики, с помощью кот можно достичь оптимальных капиталовложений в товарно-материальные запасы организации.

3 Социологические цели управления:

1)создание благоприятных условий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде и др.);

2) формирование оптимальной системы управления (организационной структуры, видов контроля, наличие соответствующих должностных инструкций и др.);

3) надлежащая постановка воспитательной работы и создание благ-го психолог-го климата в кол-ве, сложившиеся традиции и др. Начальник (наряду с высокой требовательностью к подчиненным) обязан: 1)создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных; воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; 2)обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных; 3)уважать честь и достоинство подчиненных;5) не допускать протекционизма (подбор не по деловым качествам, а по знакомству) в работе с личным составом, преследования сотрудников по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности.

4 Психологические цели управления направлены на взаимоотношения между людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом.

5 Социально-психологические цели управления – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи (поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества ракеты - человеческого фактора) Учитывая это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и формировать коллектив с едиными целями и задачами. Актуальность идеологии управления (помимо того, что она выполняет в организации традиционные функции идеологии (целеполагание, интеграция, мобилизация и др.)) - Ее направленность на интеллектуальное восприятие, служит формой представления и разъяснения миссии, целей, принципов и задач управления, ценностей, норм, правил, стереотипов поведения и взаимоотношений в коллективе. Идеи участвуют в формировании настроений, вкусов, предпочтений и иных элементов социальной психологии в организации. Идеи задают субъекту норму социального поведения и его мотивы, систему мировоззренческих и политических ориентаций, социальный, нравственный и эстетический образец, с которыми субъект соизмеряет задачи и цели своей деятельности. Нравственность, духовность как важнейшие регуляторы общественной жизни наряду с интеллектуальной властью охватывают все механизмы управления. Структура нравственного сознания - это представление о смысле и целях человеческой жизни, справедливости, достоинстве, нравственных идеалах, знаниях моральных норм, этических принципов. Это позволяет личности, общественному институту, социальной группе правильно ориентироваться в окружающем мире, запускать идейно-психологические механизмы нравственного сознания и поведения (совесть, долг, ответственность, честь, достоинство, любовь к ближнему, к Отечеству и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: