Индивид – это отдельный, конкретный человек, единичный представитель человеческого рода.
Индивидуальность обозначает уникальное, неповторимое сочетание биологических, психологических и социальных качеств, отличающих одного человека от другого.
Индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации. Учет всех факторов может дать ключ к пониманию индивидуальности человека, а следовательно, и к управлению его поведением.
На поведение работников организации влияют и внешние факторы:
1) круг общения;
2) роль, определяющая совокупностью действий, ожидаемых от человека;
3) статус - оценка окружающими личности определенного субъекта и исполняемой им роли, ранг индивида.
Цели человека должны совпадать с целями организации. Для наиболее успешной организации его деятельности на предприятии, с работником необходимо провести специальные программы проф ориентации и соц адаптации.
|
|
Профессиональная ориентация – это совокупность мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии.
Основными формами профориентационной работы являются:
1. Профессиональное просвещение — это начальная профессиональная подготовка школьников, осуществляемая через организацию кружков, специальных уроков по основам различной профессиональной деятельности и т.п.
2. Профессиональная информация — система мер по ознакомлению учащихся и ищущих работу с перспективами развития видов деятельности, с характером работы по основным, условиями и оплатой труда и т. д.
3. Профессиональная консультация — это оказание помощи заинтересованным людям в выборе профессии и места работы с целью выявления способностей, интересов и других факторов, влияющих на выбор профессии.
4. Профессиональный отбор — участие в найме и отборе персонала с учетом требований конкретных профессий и рабочих мест с целью лучшей профориентации работников.
Адаптация работника – приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу.
Социально-психологическая адаптация персонала – взаимодействие личности и социальной среды.
Этапы и формы адаптации персонала:
1 Испытательный срок продолжительностью от 3 до 6 месяцев.
2 Адаптация молодых специалистов на таких должностях, как мастер и специалист продолжительностью до 3 лет.
3 Программа введения в должность руководящего работника продолжительностью до 1 года.
|
|
4 Наставничество и консультирование как форма руководства процессом адаптации молодых рабочих и специалистов.
5 Развитие человеческих ресурсов (человеческого капитала) как формы всестороннего развития личности сотрудника на протяжении всего периода до ухода на пенсию.
Скорость адаптации зависит от многих факторов. Неумение войти в организацию (коллектив), адаптироваться в ней вызывает явление производственной и социальной дезорганизации. Среди факторов, влияющих на течение, сроки, темпы и результаты адаптации, можно выделить как объективные и субъективные. Объективные факторы в меньшей степени зависят от работника и включают уровень организации труда, механизации и автоматизации производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, и т.д.
К субъективным факторам относятся:
• социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, стаж работы, социальное положение и т.д.);
• социально-психологические (готовность трудиться, быстрота ориентации в производственной ситуации, способности самоконтроля, коммуникабельность и т.д.);
• социологические (степень профессионального интереса, материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда и т.д.).
Главная цель программы введения в должность состоит в ознакомлении новых сотрудников с общими правилами работы, правилами техники безопасности и охраны здоровья, с новыми рабочими условиями.