По дисциплине Теория государства и права 1 страница

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с другими общественными и юридическими науками.

Наука - это система обобщённых знаний. ТГП - это система обобщённых знаний о государстве и праве. Наука: а) сумма, обобщение б) знание достоверные,дающие рекомендации к применению на практике. Значение: 1) Расширение общественно-политического кругозора (ориентирование в политике). 2) Повышает общую правовую профессиональную культуру. 3) Обоснование рекомендаций в области государственно-правового строительства. 4) Даёт знания в области правотворчества. Особенности: 1) ТГП является общественной - гуманитарной наукой. 2) Эта наука юридическое явление, а следовательно - властная. 3) Общетеоритическая наука (изучает общие закономерности присущие всем юридическим наукам. Для государства и права. Носит теоретический характер). 4) ТГП - абстрактная наука. 5) ТГП - философская наука, опирается на философские догмы и конкретизирует их. Предмет науки ТГП - государственно-правовая надстройка. Значение предмета: 1) позволяет определить содержание науки. 2) позволяет выявить отличие от других наук. 3) Позволяет сформулировать задачи и направления исследования. 4) Позволяет концентрировать научные силы на важных участках. Структура предмета: Явления - рассматривает государство и право как отдельные явления и одновременно зависимые друг от друга.

Государственно-правовые закономерности или законы развития - изучает общие закономерности. (возникновение, функционирование и развитие “=” переход). Г-П понятия - создаёт терминологию и раскрывает сущность явления. Образует инструмент приобретения новых знаний. Через понятия создаётся наука. предметом науки теории государства и права являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а также общие связи государства и права с различными общественными явлениями и личностью.

2. Методология теории государства и права: понятие, классификация, характеристика основных методов.

Совокупный способ приемов познания определенных явлений, в данном случае юридических. Тгп использует иные методы, используемые юридической наукой – общенаучные (философский подход). В данном методе раньше применялся только диалектический материализм. А сейчас еще и идеализм и прагматизм и всепрочее. Специальные методы – методы, которые обычно применяются другими науками. Частные методы: 1. формально-юридический. Дает возможность познать ТГП в общем, универсальном смысле, в общем виде. Стремимся объяснить что есть государство в общем смысле, т.е. критерии, которые выделяют признаки государственности во всег странах планеты. 2. конкретно-юридический подход – дает возможность идентифицировать государство по ряду признаков, т.е. речь идет об определенном государстве в конкретный промежуток времени. 3. юридико-социологический. Привлекаются методы юридической социологии и применяются методы, используемые социологами – анкетирование интервьюирование. Позволяет познать государство и механизмы его действия. 4. компаративистский подход. Это совокупость методов, позволяющих через сопоставление выявить сущность государства. интерпретационный подход - это совокупность методов толкования юридических явлений в государстве и праве. Способы и есть методы толкования.

3. Общая характеристика теорий происхождения государства.

Существует несколько теорий происхождения государства:

n Теологическая - теория объясняющая возникновение божественной волей

(Фома Аквинский)

n Патриархальная теория - государство возникает из разрастающейся из

поколения в поколение семьи (Аристотель)

n Органическая теория - государство как организм, а законы - процессы

человеческой психики Платон)

n Теория насилия. Известны Восточный путь возникновения государства 5

тысяч лет назад и Западный - классовое разделение власти

4. Общественная власть в первобытном обществе. Закономерности возникновения государства.

5. Понятие, признаки и сущность государства.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, обладающая для осуществления управленческо - обеспечительной и охранительной функций специальным аппаратом и способная придавать своим велениям характер обязательности для всего своего населения. Государство – это организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Государство – это Я.

Признаками гос-ва считаются:

1. наличие публичной власти – соответственно аппарата управления, зафиксированного в НПА, т. е. правовые начала.

2. суверенитет – внешний (независимость от внешних факторов) и внутренний (независимость гос. вл. от др. негосударственных организаций, действующих внутри гос-ва)

3. территория – наличие границ, гражданство.(устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории гос-ва, с данным гос-вом, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.)

4. Аппарат принуждения.

5. Финансовая система. Налоги и сборы.

Образование общества предшествует государственной организации его жизни.Было время, когда общество существовало, а государства не было. Жизнь общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню развития самого человека как существа общественного. Но раз возникнув, государство становится основным инструментом цивилизованной организации общественной жизни. История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя, при котором орудия производства были несовершенны, а производительность труда низкая. Поэтому в основе жизни общества лежала общественная собственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Все члены общества одинаково трудились и получали одинаковую часть общественного продукта.

3. Сущность и социальное назначение государства.

Сущность государства – это его смысл, содержание, назначение и функционирование. В понимание сущности государства существуют два основных подхода классовый и надклассовый. Классовый подход в понимании сущности государства выражен в основном в марксистско-ленинской теорией государства. Согласно марксистско-ленинской теории, государство есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Государство в марксистско-ленинской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых другими эксплуататорами.

Другой подход – надклассовый, выражается в различных не марксистских теориях государства:

1. Теория правового государства – суть её, добиться господства права во всех сферах социальной жизни.

2. Теория плюралистической демократии (теория стратификации) – Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Даль. Суть – в современном обществе классы перестали существовать и власть утратила классовый характер. Общество же это совокупность социальных объединений людей (страт) по различным признакам.

3. Теория государства благоденствия – рассматривает вопрос о целях государства. По ней что государство стало надклассовым и выражает интересы всех слоёв населения, обеспечивает благоденствие всех.

4. Теория элит – сформировалась в начале 20 века (В.Порето, Г.Моски). Идея: народные массы не способны управлять государством, и эта задача осуществляется верхушкой общества – элитой.

5. Технократическая теория – разработана Т.Вебленом, в 1920 -е годы получила значительное распространение в 60-70гг. Идея в том что государством должны управлять специалисты – управленцы. Как бы выделяют специальность “управление государством” Социальное значение: теории по-разному раскрывают сущность государства, но не одна из этих теорий не рассматривает государство как орудие классового господства. В современной отечественной ТГП вопрос о сущности государства решается по-разному. Но в большинстве стран такая функция государства как социальная, стоит на первом месте. Многие исследователи исходят из того, что сущность государства не следует рассматривать только с классовых или

только с надклассовых позиций. По их мнению, сущность государства имеет две стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства – двуединая сущность. В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая, либо общесоциальная сторона сущности государства. Согласно другой точке зрения государство носило классовый характер в прошлом. Современное государство классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Небезынтересным представляется подход к характеристике сущности государства, акцентирующий внимание на управленческую деятельность государства. Согласно этому подходу сущность государства выражается в том, что государство есть организация, осуществляющая руководство и управление обществом. Это управление может выражаться в различных формах, в том числе и в подавлении одних классов другими.

6. Понятие и виды функций государства.

Функции государства - это основные направления его деятельности,

выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по

управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами”.

Характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты: -

функции нужно отличать от целей и задач, стоящих перед государством, -

функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно

осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи; - в реальной

деятельности государство может отклоняться от своих функций; - функции

государства объективно заданы целями и задачами государства; функции

государства подвержены эволюции: а) исчезать одни функции и появляться

другие; б) меняться содержание одной и той же функции; - функции

государства осуществляются в специальных организационно-правовых формах и

свойственными государству методами; Непосредственно функции государства

определяются его целями и задачами.. Можно сделать вывод, что функции

государства и их содержание обусловлены- а) потребностью обеспечения самых

необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор); б)

сущностью государства, его природой; в) целями и задачами государства.

Функции дел на виды: общесоциальные и классовые (обусловленные классовыми

противоречиями); внутренние и внешние; постоянные и временные. Основные и

не основные. К внутренним функциям: - функцию обеспечения народовластия; -

экономическую функцию; - социальную функцию; - функцию налогообложения и

финансового контроля; - экологическую функцию; - функцию охраны прав и

свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. К внешним функциям:

- функцию интеграции в мировую экономику; - обороны страны; - поддержки

мирового правопорядка; - сотрудничества с другими государствами в решении

глобальных проблем современности.

Внешние функции государства. Изменения их содержания на этапах развития общества.

Термин «функция Г» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности Г. Г-ва устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития и представляющие собой средство реализации этих задач. Конкретная же ф Г представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления гос. вл., неразрывно связанных с данным направлением деятельности Г. то фф Г – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и соц. назначение гос. управления обществом. А по продолжительности действия – на постоянные и временные. Постоянные фф осуществляются на всех этапах развития Г, а временные – прекращают своё дейстиве с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений.

Внешние фф. – основные направления деятельности на международной арене. Они призваны для установления и поддержания нормальных отношений с др. гос-вами и обеспечением обороны страны от возможной внешней агрессии. Т.о. существует 2 основные внешние фф Г.: 1. взаимовыгодное сотрудничество с другими гос-вами – деятельность Г, направленная на развитие равноправных, экономических, политических, культурных и др. отношений, гармонично сочетающих интересы данного Г с общими интересами др. гос-в. 2. Оборона страны от внешней агрессии, охрана гос. границ – повседневное совершенствование воор. сил, повышение их боеготовности и боеспособности, укрупнение оборонной мощи страны, военное обучение запаса воор. Сил. Т.о. Ф Г – это целенаправленная, взаимосвязанная деятельность всей системы

гос. органов, направленная на гармоничное экономическое, соц. и духовное развитие общетсав, рпи непременном взаимодействии и сотрудничестве с др. гос-ваим.

Внутренние функции государства. Изменения их содержания на этапах развития общества.

Термин «функция Г» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности Г. Г-ва устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития и представляющие собой средство реализации этих задач. Конкретная же ф Г представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления гос. вл., неразрывно связанных с данным направлением деятельности Г. Т.о. фф Г – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и соц. назначение гос. управления обществом. А по продолжительности действия – на постоянные и временные. Постоянные фф осуществляются на всех этапах развития Г, а временные – прекращают своё действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений.

Внутренние фф – основные направления деятельности Г по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних фф проводится по сферам деятельности Г. Каждое Г решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранных и контрольных задач. Кроме того в настоящее время важнейшей задачей всех гос-в явл. охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние фф гос-ва подразделяются на эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).1. Экономическая – выражается в выработке и

координации гос-вом стратегичесеких направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме: формирование гос. бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ эк. развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.2. Социальная – призвана обеспечить соц. защищенность личности, нормальные условия для жизни всех членов общества в независимости от их непосредственного участия в производстве благ – оказание соц. помощи нуждающимся в ней членам общества, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, строительство дорог, жилья, работа транспорта, связи и т.д.3. Ф финанс. контроля – выражается в выявлении и учете гос-вом доходов производителей, часть этих доходов в виде налогов направляется в гос. бюджет для удовлетворения соц. и др. общегос. нужд. Г осуществляет контроль за расходованием налогов. Высший финанс. контроль за доходами и расходами явл. прерогативой парламента. На местах эти фф выполняют местные органы гос. вл. Широкими полномочиями обладают министерства финансов. Гос. Таможни контролируют провоз материальных ценностей через госю границу и взимает таможенные пошлины и сборы, которые идут в доход Г. 4. охрана правопорядка – деятельность Г, напрвленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодат. предписаний всеми участниками общественных отношений. 5. Экологическая ф. – система гос. мероприятий, напрвленная на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

7. Характеристика основных внешних функций российского государства.

Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию

международных и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за мир и мирное существование;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами

6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и

созданию необходимых условий для экологического выживания мирового

сообщества

Внешние функции государства. Изменения их содержания на этапах развития общества.

Термин «функция Г» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности Г. Г-ва устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития и представляющие собой средство реализации этих задач. Конкретная же ф Г представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления гос. вл., неразрывно связанных с данным направлением деятельности Г. то фф Г – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и соц. назначение гос. управления обществом. А по продолжительности действия – на постоянные и временные. Постоянные фф осуществляются на всех этапах развития Г, а временные – прекращают своё дейстиве с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений.

Внешние фф. – основные направления деятельности на международной арене. Они призваны для установления и поддержания нормальных отношений с др. гос-вами и обеспечением обороны страны от возможной внешней агрессии. Т.о. существует 2 основные внешние фф Г.: 1. взаимовыгодное сотрудничество с другими гос-вами – деятельность Г, направленная на развитие равноправных, экономических, политических, культурных и др. отношений, гармонично сочетающих интересы данного Г с общими интересами др. гос-в. 2. Оборона страны от внешней агрессии, охрана гос. границ – повседневное совершенствование воор. сил, повышение их боеготовности и боеспособности, укрупнение оборонной мощи страны, военное обучение запаса воор. Сил. Т.о. Ф Г – это целенаправленная, взаимосвязанная деятельность всей системы

гос. органов, направленная на гармоничное экономическое, соц. и духовное развитие общетсав, рпи непременном взаимодействии и сотрудничестве с др. гос-ваим.

8. Характеристика основных внутренних функций российского государства.

Внутренние функции:

1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета,

определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных

условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию

предпринимательской деятельности и т. п.;

2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию

социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т. д.;

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и

законности в государстве;

4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и

образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу,

создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования

учреждениями и достижениями культуры.

Внутренние функции государства. Изменения их содержания на этапах развития общества.

Термин «функция Г» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности Г. Г-ва устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития и представляющие собой средство реализации этих задач. Конкретная же ф Г представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления гос. вл., неразрывно связанных с данным направлением деятельности Г. Т.о. фф Г – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и соц. назначение гос. управления обществом. А по продолжительности действия – на постоянные и временные. Постоянные фф осуществляются на всех этапах развития Г, а временные – прекращают своё действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных выступлений.

Внутренние фф – основные направления деятельности Г по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних фф проводится по сферам деятельности Г. Каждое Г решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранных и контрольных задач. Кроме того в настоящее время важнейшей задачей всех гос-в явл. охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние фф гос-ва подразделяются на эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).1. Экономическая – выражается в выработке и

координации гос-вом стратегичесеких направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме: формирование гос. бюджета и контроль за его расходованием; определение общих программ эк. развития страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.2. Социальная – призвана обеспечить соц. защищенность личности, нормальные условия для жизни всех членов общества в независимости от их непосредственного участия в производстве благ – оказание соц. помощи нуждающимся в ней членам общества, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, строительство дорог, жилья, работа транспорта, связи и т.д.3. Ф финанс. контроля – выражается в выявлении и учете гос-вом доходов производителей, часть этих доходов в виде налогов направляется в гос. бюджет для удовлетворения соц. и др. общегос. нужд. Г осуществляет контроль за расходованием налогов. Высший финанс. контроль за доходами и расходами явл. прерогативой парламента. На местах эти фф выполняют местные органы гос. вл. Широкими полномочиями обладают министерства финансов. Гос. Таможни контролируют провоз материальных ценностей через госю границу и взимает таможенные пошлины и сборы, которые идут в доход Г. 4. охрана правопорядка – деятельность Г, напрвленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодат. предписаний всеми участниками общественных отношений. 5. Экологическая ф. – система гос. мероприятий, напрвленная на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.

9. Формы и методы осуществления функций государства.

Роль органов власти и управления в осуществлении основных функций государства.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Охрана существующих форм собственности—функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках

того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

Социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение) образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

Социальная деятельность государства регламентируется особой отраслью—социальным правом. Прослеживается цель государства—обеспечить человеку достойное существование, свободное развитие личности, защиту семьи, социальную справедливость и социальную защищенность.

В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе.

Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.

10. Цивилизационный и формационный подходы к типологии государств.

Теоретические основы типологии государства. Закономерности смены типов государств.

Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе его развития. Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений.

В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы признают существенными различные приз-ки. Формационный и цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом. Поэтому признаку выделяют 2 типа гос-ти: демократия и автократия (наоборот). В первую группу он включает «классово- контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности.

1)формационный подход.

Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-ва.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека.

Признаки общественно-экономической формации.

1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства.Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. На основании формационного подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н. восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат, застойность)

Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных сил, 3. характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р

Г. Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон- м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр. явлениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: